U-505 типа IXC в американском музее
Подводные лодки типа IX — дизельные подводные лодки Германии.
Разработка проекта началась в 1935 году, первые лодки типа IX вступили в строй в 1938 году. В дальнейшем лодки улучшались, всего семь модификаций — A · B · C · C/40 · D1 · D2 · D/42. Всего было построено 193 лодки типа IX разных модификаций, тем самым став второй массовой подводной лодкой германии после ПЛ типа VII.
- Тип IXA — всего восемь лодок, строились до 1939 года.
- Тип IXB — немного больше по размеру по сравнению с типом IX A, с большей дальностью плавания, строились с 1937 по 1940 годы всего было построено 14 лодок.
- Тип IXC — увеличен до 43 тонн запас топлива, строились с 1939 по 1942 годы, было построено 54 лодки.
- Тип IXC/40 — немного большие по размерам, чем тип IX C, имели ещё больше увеличенный запас топлива, был убран третий перископ. Строились с 1940 по 1944, всего построено 87 лодок.
- Тип IXD1 — были на 10 метров длиннее и 500 тонн тяжелее, чем C/40, всего построено две подводные лодки, U-180 и U-195, отличавшиеся установкой шестью дизелей Daimler-Benz MB501 общей мощностью 9000 л.с.[1], что привело к существенному увеличению надводной скорости, уменьшению дальности плавания, а также к перегреву и демаскировке лодки. С 1943 по 1944 год двигатели были заменены на стандартные MAN, из лодок были демонтированы торпедные аппараты, обе лодки приспособлены для транспортных и особых миссий, в результате чего лодки могли брать дополнительно 252 тонны полезной нагрузки. В дальнейшем лодки служили как грузовые для прорыва блокады.
- Тип IXD2 — несли два дополнительных двигателя экономического хода, что позволило существенно увеличить радиус действия лодок, часть подлодок этого типа имели на борту безмоторный автожир типа Focke-Achgelis Fa 330, который буксировался при движении подлодки.
- Тип IXD/42 — незначительные модификации, всего заложено шесть лодок, U-883 — U-888. Постройка четырёх последних была вскоре отменена, в итоге достроена была только одна лодка, U-883, в 1945 году она была захвачена англичанами и впоследствии потоплена в ходе операции «Дэдлайт».
Сравнительные характеристики
Техническая характеристика |
IX-A |
IX-B |
IX-C |
IX-C/40 |
IX-D |
Водоизмещение надводное (тонны) |
1 032 |
1 051 |
1 120 |
1 144 |
1 616 |
Водоизмещение подводное (тонны) |
1 153 |
1 178 |
1 232 |
1 257 |
1 804 |
Длина наибольшая (метры) |
76,5
|
76,76
|
87,6 |
Ширина корпуса наибольшая (метры) |
6,51 |
6,76
|
7,5 |
Высота (метры) |
9,4 |
9,6 |
9,4 |
9,6 |
10,2 |
Средняя осадка (метры) |
4,7
|
5,35 |
Глубина погружения макс. (метры) |
230
|
Силовая установка дизель (л.с.) |
9-цилиндровый 4-тактный «МAN» M9V40/46
2x2 200
|
2x2 700 |
Силовая установка электромотор (л.с.) |
SSW GU345/34
2x370
|
2x550 |
Скорость (надводная) (узлы) |
18,2
|
19,2 |
Скорость (подводная) |
7,7 |
7,3 |
7,0
|
6,9 |
Артиллерия |
1 x 10,5 cm L/45, 1 x 3,7 cm Flak, 1 x 2 cm Flak
|
Торпедно-минное вооружение |
6 TA 22 торпеды или 66 мин |
24 торпеды
или 72 мин |
Дальность хода в надводном положении мили
(со скоростью 10 узлов) |
10 500 |
12 000 |
13 450 |
13 850 |
31 500 |
Дальность хода в подводном положении мили
(со скоростью 4 узла) |
78 |
64
|
57 |
Экипаж (человек) |
4 офицера 44 матроса
|
4 офицера
51 матрос
при дальних
походах 7/54 |
Примечания
- http://www.subwars.msq.info/page.php?al=TypeIX
См. также