Krasorion.ru

Упаковочные материалы

königsberg city museum, königsberg hauptbahnhof

«Кёнигсберг»
Königsberg
Лёгкий крейсер «Кёнигсберг»
Служба:  Германия
Класс и тип судна Лёгкий крейсер
Организация Рейхсмарине
Кригсмарине
Изготовитель Reichsmarinewerft, Вильгельмсхафен
Строительство начато 12 апреля 1926 года
Спущен на воду 26 марта 1927 года
Введен в эксплуатацию 17 апреля 1929 года
Выведен из состава флота 10 апреля 1940 года
Статус Потоплен в Бергене, Норвегия
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 6650 т
полное 8100 т
Длина 169/174 м
Ширина 15,2 м
Осадка 5,6—6,2 м
Бронирование главный пояс — 50+15-10 мм,
палуба — 20…40 мм,
траверсы — 70 мм,
башни — 30…20 мм,
рубка — 100…30 мм
Двигатели 2 ТЗА, 2 дизеля MAN, 6 ПК
Мощность Турбины — 68 200 л. с.,
дизели — 1800 л. с.
Скорость хода 32 узла (59 км/ч)
Дальность плавания 3100 миль на 13 узлах
Экипаж 610—615 человек
Вооружение
Артиллерия 3 × 3 — 150-мм/60
Зенитная артиллерия 3 × 2 — 88-мм/76,
4 × 2 — 37-мм/83,
4 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 — 533-мм ТА,
120 мин
Авиационная группа 1 катапульта,
2 гидросамолёта

«Кёнигсберг» (нем. Königsberg) — немецкий лёгкий крейсер времён Второй мировой войны.

Содержание

История создания

После Версальского мирного договора 1919 года Германии разрешалось иметь в составе своего флота не более 6 кораблей класса крейсеров с водоизмещением не выше 6000 тонн[1]. Первым послевоенным крейсером стал «Эмден», построенный по слегка измененному проекту крейсеров типа «Кёнигсберг II» времён Первой мировой войны. Однако становилось ясным, что флоту необходимы корабли нового типа, не имеющие конструктивных недостатков «Эмдена», в частности, щитового расположения артиллерии. Был необходим переход на башенные установки и устранение других недостатков. Разработка проекта новых крейсеров в рамках Версальских ограничений началась в 1924 г под руководством главного конструктора инженера Эренберга. В рамках проекта было построено три крейсера: «Кёнигсберг», «Карлсруэ» и «Кёльн».

Крейсер «Кёнигсберг» заложен 12 апреля 1926 года на Военно-мосркой верфи (Reichsmarinrwerft) в Вильгельмсхафене как крейсер «В» («Ersatz Thetis» — замена крейсера «Тетис»), спущен на воду 26 марта 1927 года и введен в состав флота 17 апреля 1929 года. Первым командиром корабля стал капитан 2 ранга Вольф фон Трота. Название корабль получил в честь города Кёнигсберг в Восточной Пруссии[2].

Служба

Экипаж нового крейсера был сформирован из личного состава списанного крейсера «Нимфе». После вступления в строй «Кёнигсберг» стал флагманом Балтийской станции и разведывательных сил флота.

Заграничные походы

Салютующий лёгкий крейсер «Кёнигсберг» в 1934 году. На мачте поднят флаг Королевского флота Великобритании

В течение предвоенной службы крейсер совершил множество походов в заграничные воды, в частности, в октябре 1929 года посетил Барселону, где проходила Всемирная выставка. В июле 1934 года «Кёнигсберг» и «Лейпциг» под флагом адмирала Кольбе нанесли первый визит немецких кораблей в Великобританию после 1914 года — в британскую военно-морскую базу Портсмут. В конце 1936 года крейсер находился в испанских водах в связи с продолжавшейся гражданской войной в этой стране, где Германия поддерживала мятежников. За время предвоенной службы крйесер посетил такие порты, как Барселона, Виго, Альмерия, Катания, Аргостилион, Сплит, Порт Махон, Лиссабон, Лиепая, Стокгольм, Портсмут, Рейкьявик, Таллин, Гдыня, Хельсинки, Ваза, Висбю[2].

22 февраля 1936 г. флагманом разведывательных сил флота становится легкий крейсер «Лейпциг», а «Кёнигсберг» был передан в ар­тиллерийскую инспекцию в качестве учебного корабля артиллерийской школы. В этом качестве он встретил начало Второй мировой войны[2].

Вторая мировая война

В начале войны «Кёнигсберг» находился в Балтийских водах, но в конце сентября перешёл в Северное море, где принимал участие в постановке системы минных заграждений «Вествалль», в различных манёврах и учениях.

В ночь с 12 на 13 ноября крейсер вместе с «Нюрнбергом» и 6-й флотилией миноносцев прикрывал соединение эсминцев, которое ставило мины у английского побережья. После этого крейсер проходит текущий ремонт на заводе до 1940 г[2].

В апреле 1940 года Вермахтом была проведена Weserübung по захвату Норвегии и Дании. В операции по захвату Норвегии на начальном этапе корабли Кригсмарине должны были высадить в крупных портах этой страны десанты с целью их захвата. Корабли были разделены на группы. Каждая из групп следовала в определённый порт. «Кёнигсберг» вошёл в состав группы 3, целью которой стал Берген. В группу вошли также крейсер «Кельн», учебно-артиллерийский корабль «Бремзе», плавбаза торпедных катеров «Карл Петерс», миноносцы «Леопард» и «Вольф», 5 торпедных катеров и 2 вспомогательных корабля. Командовал группой контр-адмирал Шмундт. Командир крейсера «Кёнигсберг» на тот момент — капитан 1 ранга Рунфус[2].

7 апреля крейсер вышел в море, имея на борту 750 военнослужащих 69-й пехотной дивизии, адмирала Шрадер, назначенного командующим западным норвежским побережьем, и его штаб. На борту «Кёнигсберга» находился и командир 159 пехотного полка. Флагманом группы был лёгкий крейсер «Кёльн». «Кёнигсбергу» удалось высадить войска в Бергене, после чего был получен приказ войти в гавань и поддержать десант. Но после вхождения крейсера в узости он был обстрелян норвежской береговой батарей, имевшей на вооружении 210-мм орудия. В корабль попало 3 снаряда, причинивших повреждения трубопроводов, электрооборудования, электростанции, из строя вышли рулевое управление и система управления огнем, в каютах начался пожар. Командир крейсера начал выходить из боя и повел корабль в порт. В порту с «Кёнигсберга» выгрузили оставшихся на борту солдат и передали часть топлива на другие корабли. Повреждения корабля оказались незначительны. Корабль оставался в состоянии развить наибольшую скорость 22-24 узла, хотя из-за пробоины в корпусе заметно снизились его мореходные качества. Было принято решение оставить поврежденный крейсер в норвежском порту для ремонта, видимо, опасаясь появления превосходящих сил английского флота. 10 апреля две эскадрильи пикирующих бомбардировщиков «Скьюа», ранее приписанные к авианосцу «Арк Ройял», атаковали крейсер, добившись нескольких попаданий.

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг» во время атаки британскими самолетами в Бергене

В 10 часов 51 минуту, крейсер погиб, перевернувшись вверх килем. Над водой остались только винты и часть днища. Моряков «Кёнигсберга» перевели в части морской пехоты. Потери экипажа составили 18 человек (по другим данным, 11)[2].

Корпус крейсера подняли летом 1942 года и использовали как пирс для подводных лодок. Были планы перевести «Кёнигсберг» на Балтику, для использования в качестве зенитной плавбатареи или разобрать на металл, но от него отказались из-за отсутствия эскортных кораблей. Корпус корабля разоб­рали в Бергене после войны[2].

Примечания

  1. Treaty of Versailles/Part V — Wikisource
  2. 1 2 3 4 5 6 7 С. Б. Трубицын Лёгкие крейсера Германии (1921—1945 гг.) Часть I: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ» и «Кельн»

Литература

  • Трубицын С. Б. Часть I: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ» и «Кельн» // Лёгкие крейсера Германии (1921-1945 гг.). — Р. Р. Муниров. — (Боевые корабли мира).
  • Патянин С. В. Часть 1 // Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. — «Моделист-Конструктор». — («Морская Коллекция», № 8, 2005).


königsberg city museum, königsberg hauptbahnhof.

Шапкино (Ивановская область), Šiaulių bankas.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93