Представители некоторых чеченских и ингушских тайпов |
аккой · аллерой (А. А. Масхадов) · чермой (Т. А. Чермоев) ялхорой (Д. М. Дудаев) · Евлоевы (М. Я. Евлоев) беной (А. А. Кадыров) · гендаргеной (А. Д. Алханов) Зязиковы (И. Б. Зязиков) · белгатой (Ш. С. Басаев) |
Тайп, тейп (нахск. тайпа: «род, племя») — единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), самоидентифицирующаяся общим происхождением входящих в неё людей, вероятно, изначально имела характер территориального и родо-племенного объединения. От других тайпов отличается чеченский тайп — он не является родом в этнографическом понимании и в некоторых случаях объединял людей по принципам, не обязательно связанным с кровным родством. Тайповые структуры прослеживаются со времён средневековья и к современному историческому периоду продолжают иметь важное значение для большой части вайнахского этноса, хотя в разных районах Чечни и Ингушетии данный термин может восприниматься немного по-разному. Весь период существования тайпа происходили изменения в его организации, а также не прекращалось расселение вайнахов по «не родным» районам своей страны и другим регионам, в результате сегодня в чеченских, ингушских и некоторых дагестанских селениях можно встретить представителей десятков различных тайпов.
Чеченцы — в середине XIX века чеченское общество состояло более чем из 135 тайпов, около 100 из которых были объединены в 9 союзов-тукхумов[1] , в наши дни насчитывают до 100—110 так называемых «горных тайпов» и 60—70 «равнинных»[2][~ 1]. Ингуши — ? Бацбийцы — ?
Содержание |
Вайнахское название тайп(а), возможно произошло от арабского слова таифа, которое означает «группу», «общину» или «сообщество людей» (араб. طائفة [ˈt̪ˁɑːʔifa], множ. طوائف [t̪ˁɑˈwaːʔif], от طاف [ˈt̪ˁɑːfa] — «путешествовать»[3]), исследователь Л. Илясов считает что слово тайп проникло в Чечню не ранее XVII века, а различные формы родовых объединений, существовавшие у вайнахов ранее, носили другие названия[4] . Также в нахских языках тайп, как и арабское таифа, имеет второе значение — «вид», «сорт», «класс». Этнограф С. А. Хасиев отмечает, что некоторыми местными «исследователями высказывались опасения по поводу отождествления тайпа с этнографическим родом…»[5] , так как термин тайп более многосложен. Видный знаток вайнахской истории А. А. Саламов писал: «Считаю незакономерным перевод на русский язык значение слова „тайпа“ как род (если под этим словом имеется в виду „род“ как социально-экономическая категория)»[6].
Варианты связи происхождения названий собственно тайпов: имя полумифического предка[7] (гендаргеной, цонтарой, химой и др.), место жительства[8], род занятий[8] (бавлой — «строители башен»), прошлое социальное положение[8] (белгатой — «те, кто работают на кого-то», ялхой — «выплачивающие подать, ясак»), войсковые отряды[4] (лаыпкарой — «вспомогательные отряды», ширдой — «пращники»).
Начиная с 20-х годов XX века среди многих советских исследователей Кавказа господствовала лженаучный тезис, связанный с представлением о вайнахах, как обществе застывшем на стадии родо-племенных (тайповых) отношений вплоть до Октябрьской революции 1917 года[9] . Например историк-марксист М. Н. Покровский писал, что «Чечня конца XVIII столетия страна дофеодальной патриархально-родовой демократии»[10], видный историк и источниковед Е. Н. Кушева также делала вывод о том, что в горных районах Чечни и Ингушетии в XVI—XVII веках население жило «родо-племенными образованиями»[11]. С этими представлениями об отсталости вайнахского общества и некоторой его идеализацией связано то, что в 30-е годы XX века даже некоторые местные исследователи предпринимали попытки назвать общественно-экономический строй вайнахов родо-племенным — «тайпизмом» или «тайповым строем»[12]. Значительным опровержением этой теории, которая уже стала постепенно внедряться в официальную науку, стала работа исследователя М. А. Мамакаева — «Чеченский тайп в период его разложения»[1], где он развенчивает миф о родовом единстве вайнахов накануне революции 1917 года, и то, что их общество якобы не знало внутри себя ни сословного деления, ни общественного антагонизма. В своей работе он доказывал, что тайп, пройдя многовековую историю, характеризовался на определённом этапе распадом прежнего родового единства, и не являлся той «чудесной» организацией, где все были равны. Исследование М. А. Мамакаева стало очень популярно и дважды переиздавалось в 60-х, 70-х годах XX века, среди критических отзывов по этой работе, существенное замечание было сделано известным чеченским этнографом С. А. Хасиевым, который указал, что некоторые стороны чеченского тайпа М. А. Мамакаев ошибочно отождествляет с понятиями классического рода у ирокезов по Л. Г. Моргану[5] .
Во второй половине XX века, прямо или косвенно, проблему вайнахского тайпа затрагивали в своих работах ряд известных исследователей истории и этнографии Чечни и Ингушетии: Ш. Б. Ахмадов, Л. Ильясов, Т. А. Исаева, Т. А. Мазаева, И. М. Саидов, А. А. Саламов, А. С. Сулейманов, С. А. Хасиев, К. 3. Чокаев, А. И. Шамилев и др., однако история тайпа по сей день вызывает споры и дискуссии, оставаясь в некоторых вопросах до конца не понятой и малоисследованной в монографическом плане[9] .
Вайнахским тайпом обычно называется родо-племенное объединение, связанное в древности общей территорией проживания, некоторое отличие имеет чеченский тайп — его нельзя относить к общепринятому понятию род, несмотря на то, что по внешним признакам он и напоминает его. Основные отличия чеченского тайпа от рода: в тайпе не распространяется кровная месть на всех его членов, отсутствует экзогамия, может не быть хозяйственной и имущественной общности. Некоторые варианты определений для тайпа:
«Тайпы и тайповая организация — это порождение общественного строя, происхождение и расцвет которого значительно древнее того периода вайнахской истории, который поддается относительно полной реконструкции с точки зрения его социальных институтов.»— Мамакаев М. А. ( Чеченский тайп в период его разложения. 1973 г.)
Вероятно, возникновение тайпово-тукхумной (у ингушей — шахар) структуры произошло в период после нашествия Тамерлана на Кавказ в конце XIV века. По предположению исследователя Л. Ильясова, разгром вайнахских обществ сопровождался также уничтожением их государственных институтов, со своими правящими династиями и цивилизованными навыками правления, которые предки чеченцев и ингушей нарабатывали веками[4] . Этнограф С. А. Хасиев предполагает образование института тайпа около XVI века, хотя и не исключает возможности его возникновения и несколько ранее.[5] . Также существует гипотеза (А. Х. Танкиев[13]), что вайнахи уже в XIII веке, после нашествия монголов, стали объединяться в тайповые союзы, для более эффективного отражения нападений врагов. Большинство исследователей сходятся во мнении, что в период политического и экономического упадка, когда вайнахи под натиском врагов вынуждены были уходить из плодородных долин в суровые ущелья гор, возникла социальная модель организации при низком уровне развития производительных сил и отсутствия классовой дифференциации общества — тайп.
Вероятные способы образования тайповых сообществ[4] : 1) объединение территориальных общин (в том числе военных поселений, ремесленных общин), 2) разрастание кровнородственных организаций и придание им социальных функций, то есть функций тайпа, 3) становление тайпа на базе компактно расселившихся групп чужеземцев.
В 90-х годах XX века, после распада СССР, в непризнанном государственном образовании Ичкерия была предпринята попытка увеличить влияние социальных институтов тайпов, с одновременной реанимацией древней правовой базы — адатов. Обсуждалась возможность создания тайпового парламента и тайпового правительства. Такая политика вызывала как положительные отзывы исследователей, так и отрицательные. Например Л. Ильясов в 2001 году в одной из своих работ замечает: «реанимация тайповых структур должна была неизбежно привести к развалу государства в современном смысле этого слова». В наши дни некоторые российские политики также обсуждают романтическую идею создания каких-либо административно-управляющих структур Чечни или Ингушетии на основе тайповой системы, однако, вероятно, многие из них не имеют никакого представления о самом тайпе как о социальной категории, ни о его функции применительно к современному чеченскому и ингушскому обществу[4] .
В результате массовых переселений восточных чеченцев в XIX—XX веках, возникла некоторая запутанность относительно исконной принадлежности ряда населённых пунктов между представителями тукхума аккий (аккинцев/ауховцев) и также проживающими в этих местах кумыками. Спорные территории располагаются в Терско-Сулакском междуречье на Кумыкской плоскости (совр. Северный Дагестан). Примером может служить история села в Кизилюртовском районе — Чонтаула. Исследователи А. А. Адисултанов[14], А. В. Твердый[15] и др. возводят происхождение его названия к вайнахскому Чонтой-Эвла («селение чонтойцев»), то есть селению тайпа чонтой, а исследователи Г. А. Сергеева[16], Ю. М. Идрисов и др. считают это село первоначально заселённым кумыками, а чеченцев — более поздними переселенцами. Кавказские войны с Царской Россией, а позднее, депортация чеченцев и ингушей, вызвали миграцию вайнахского населения, которое стало вторично расселялось по населённым пунктам Дагестана, возвращаясь из горных районов Чечни или мест ссылки, что привело к некоторой эскалации межэтнических конфликтов и политической окраске вопроса об исконных обитателях региона.
Принципы организации тайпа[17]:
В период становления тайпа, как социальной структуры, в него входили различные родственные объединения, самое крупное из которых вар — род. Со временем вар вышел у чеченцев из употребления, его более широкие социальные функции перешли к тайпу, а более узкие — к мелким кровнородственным объединениям — некъи, у ингушей понятие вар сохранилось, но уже в ином значении[4] . Внутренняя структура тайпа: «семья» (доьзал) → «люди одного дома» (ц1а) → «люди одной дороги» (некъи) → «люди одной ветви» (гары) → тайп.
Ряд учёных ошибочно отождествляют с тайпом иные формы объединения у вайнахских и других кавказских народов, что связано со сложностью и некоторой запутанностью родовых групп у народов Кавказа в прошлом — «для обозначения этих групп употребляется иногда целый ряд терминов, как местных, так и заимствованных из других языков»[18].
Некоторые исследователи наделяют тайп теми же функциями, что и его древнего предшественника — вар (род), однако, в отношении чеченского тайпа это является ошибкой (см. раздел Понятие термина). Другое объединение, вероятно, первоначально активно конкурировавшее с тайпом, конфессиональная община — вирд. Известны неоднократные случаи, когда вайнахи ставили вирдовое родство («вирда ваша») выше кровного[5] .
Некоторые сопоставления вайнахского тайпа, как социального института, можно провести с подобными формами объединений у других кавказских народов (по С. А. Хасиеву)[5] :
Портал «Чечня» |
Портал «Ингушетия» |
Тайп.