Турани́зм (па́нтурани́зм) — идейно-политическое течение, главной целью которого является политическое объединение туранских народов (ирано-, тюрко- и монголоязычных народов, предки которых проживали на территории от Нижнего Дуная до Центральной Монголии). Понятие «пантуранизм» шире пантюркизма, так как последний ориентируется исключительно на тюркские народы, в то время как первый рассматривает в качестве субъектов политической интеграции все туранские народы[1].
Содержание |
Одной из идеологических основ национальной политики младотурок стал пантюркизм. Эта концепция родилась на основе идей молодого турецкого национализма (туркизма), наиболее ярким выразителем которого стала философия Гёкальпа (1876—1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий достижения успеха на этом пути он считал объединение тюркоязычных народов в рамках единого государства. Подобные идеи получили широкую популярность в среде младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители развили идеи Гёкальпа в пантюркистскую доктрину, которая требовала объединить под властью турецкого султана все тюркоязычные народы, призывала к насильственному отуречиванию или ликвидации всех национальных меньшинств в империи.
1920—1930-е годы стали годами расцвета турецкого национализма, причем кемалистское руководство следило, чтобы даже крайние националисты понятие национализма согласовывали с Национальным Обетом. «Все считали главным, — пишет Поултон, — выживание новой республики, причём кемалисты видели в ней конечную цель, в то время как туранисты считали её лишь началом, ядром будущей Великой Турции». Однако политика нового режима в области образования привела к парадоксальным результатам: «было выращено новое поколение пантюркистов, отличающееся более откровенными расистскими позициями, нежели первое, представленное Гёкальпом, Акчурой и Агаоглу».
Так уже с первых месяцев советско-германской войны и дружеского нейтралитета с Германией заметно активизировались крайние формы турецкого национализма — шовинизм, расизм, пантуранизм (пантюркизм), фашизм. Не воевавшая Турция внимательно и подчас благосклонно выслушивала идеологов и дипломатов рейха о скором крушении СССР и готовности фашистов «поделиться» с Турцией некоторыми советскими территориями на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, населёнными тюрками.
Осенью 1941 г. Иненю направил на Восточный фронт начальника военной академии Йылдыз Али Фуад Эрдена и специалиста по советско-германской войне отставного генерала Эркилета. Они объездили с 15 октября по 5 ноября некоторые города военных союзников немцев — Болгарии, Румынии, а также посетили оккупированные Одессу и Николаев, побывали в лагерях советских военнопленных, беседовали с «военнопленными тюркского происхождения», были приняты Гитлером. Папен затем доносил в Берлин, что оба генерала на встречах с ним высказали удовлетворение предоставленной немцами возможностью, что итоги поездки генералы немедленно доложили Инёню, причём Эрден сообщил Инёню, что «война с Советами вот-вот должна закончиться». На этой шестичасовой встрече присутствовали также Сараджоглу и Чакмак. Несколько ранее, в сентябре, в Берлине побывал «пантюркист со стажем» Нури-паша, брат Энвера, для установления пантуранистами «полуофициальных» отношений с Германией. Он встречался и с послом Гереде. Целью поездки было ознакомить Берлин с программой пантуранистов Турции. Она, в частности, предусматривала создание в этом регионе независимых государств, политика которых определялась бы Турцией.
В годы Второй мировой войны панисламизм ещё не мог претендовать на столь широкую негласную поддержку, какой имел тогда пантуранизм и пантюркизм. Об этом можно судить по молодым годам такого влиятельного религиозного лидера, каким стал в последние десятилетия XX века Н. Эрбакан. Один из его биографов пишет, что когда Эрбакан был студентом третьего курса Технического университета (в 1944 г.), «в университетах началось расистско-туранистское движение» под руководством таких активистов, как Реха Огуз, Нихаль Атсыз, Фетхи Тевелоглу.
15 июня 1944 г. И. Инёню отправил в отставку министра иностранных дел Нумана Менеменджиоглу, его политика «нейтралитета в пользу Германии» уже не соответствовала изменившейся международной обстановке — 6 июня произошла высадка союзников в Нормандии, завершалось изгнание с территории СССР фашистских войск, менялась власть у балканских соседей Турции. 2 августа власти Турции прервали все политические и экономические отношения с Германией. После всего этого вдруг выяснилось, что именно уволенный министр закрывал глаза на проход через Проливы немецких военных кораблей. «В результате экспертного (!) расследования выяснилось, — пишет Надир Нади, — что под видом немецких торговых судов действовали вспомогательные военные корабли, перевозившие зенитные орудия и другое военное снаряжение, что противоречило конвенции Монтрё». Ему вторит Эркин, он подробно описывает, как долго турецкие власти прикрывались конвенцией Монтрё, пропуская через Проливы немецкие военные корабли.
В мае 1944 г., когда исход войны уже стал очевиден, власти решили ограничить публичную активность туранистов. В газетах было объявлено о существовании тайной туранистской организации и о начавшихся арестах её членов. Последовало заявление Иненю 19 мая 1944 г.: «Мы — тюркские националисты, но мы враги расизма в нашей стране… Туранисты находят тысячу и одно заклинание, чтобы немедленно превратить турецкую нацию во врага всех её соседей. Нашей национальной политике чужды намерения искать приключения за пределами своей страны, следует и внутри страны избегать этих авантюристических настроений».
7 сентября 1944 г. в Суде чрезвычайного положения Стамбула началось судебное расследование по делу о 23 человек, обвиняемых в расизме-туранизме, в том числе таких известных в пантюркистских кругах, как Нихаль Атсыз, Зеки Велиди Тоган, Хамза Сади Узбек и др. В итоге 29 марта 1945 г. 10 человек были осуждены к тюремному заключению на 10 лет каждый.
Среди них был и молодой офицер Альпаслан Тюркеш, впоследствии, вплоть до своей смерти в 1997 г., лидер националистического движения в Турции. В своей книге «Основные взгляды», вышедшей в марте 1975 г., Тюркеш приводит обширные выдержки из протокола упомянутого судебного процесса, свидетельствующие о претензиях пантуркистов тех времен на их лидерство в среде тюркских народов, прежде всего Советского Союза: «Поскольку самая большая масса тюркского населения проживает в России, самый наш большой враг — Россия. Россия нас привела к нынешнему состоянию, Россия точила на нас зубы, Россия разрушила нашу империю»[2].
Согласно «Меморандуму о военных преступниках», подготовленному Уильямом Донованом для Нюрнбергского процесса главными правонарушениями, в которых были признаны виновными туранисты были: «формирование тайного общества, сотрудничающего с Германией для свержения действующего турецкого правительства, и попытка вовлечения Турции в войну на стороне Оси», намерения создания «Великой Турции» путём расчленения СССР с присоединением территорий Советского Союза, населённых семнадцатью миллионами тюрок.[3][4].
Через два года осуждённые были оправданы военным Кассационным судом, который отменил постановление о привлечении туранистов к тюремному заключению, и Второй военный суд Стамбула их оправдал. По мнению суда, идея расизма не противоречит статье 88 Конституции Турции 1924 года .
Почетный профессор кафедры исследований Ближнего Востока Принстонского университета, автор многих книг об истории ислама и мусульманском факторе в мировой политике Бернард Льюис сделал вывод: «Нацистская пропаганда была активна в Турции и до того, а тем более во время Второй мировой войны. Это вызвало появление экстремистских, панисламских и особенно пантюркистских групп. И, естественно, они обращаются к той власти, которая, обещала расчленение Советского Союза и освобождение мусульманского и турецкого народов от советского ига»[5].
Таким образом, во время Второй мировой войны, Турция была гораздо ближе к нацистской Германии, чем к демократической Англии
. Одной из таких тенденций было возрождение пантюркизма.После Сталинградской битвы, эти фашистские понятия были неуместны, а Турецкие власти были вынуждены привлечь к ответственности официальную фашистскую партию в сентябре 1944 года как один из элементов подготовки страны к присоединению к антигитлеровской коалиции[6].
Туранизм.