Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Туранизм

Турани́зм (па́нтурани́зм) — идейно-политическое течение, главной целью которого является политическое объединение туранских народов (ирано-, тюрко- и монголоязычных народов, предки которых проживали на территории от Нижнего Дуная до Центральной Монголии). Понятие «пантуранизм» шире пантюркизма, так как последний ориентируется исключительно на тюркские народы, в то время как первый рассматривает в качестве субъектов политической интеграции все туранские народы[1].

Содержание

История возникновения туранизма

Одной из идеологических основ национальной политики младотурок стал пантюркизм. Эта концепция родилась на основе идей молодого турецкого национализма (туркизма), наиболее ярким выразителем которого стала философия Гёкальпа (1876—1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходимость разделения светской и духовной власти и развития турецкой нации на основе достижений европейской цивилизации. Одним из условий достижения успеха на этом пути он считал объединение тюркоязычных народов в рамках единого государства. Подобные идеи получили широкую популярность в среде младотурок. Наиболее шовинистически настроенные их представители развили идеи Гёкальпа в пантюркистскую доктрину, которая требовала объединить под властью турецкого султана все тюркоязычные народы, призывала к насильственному отуречиванию или ликвидации всех национальных меньшинств в империи.

1920—1930-е годы стали годами расцвета турецкого национализма, причем кемалистское руководство следило, чтобы даже крайние националисты понятие национализма согласовывали с Национальным Обетом. «Все считали главным, — пишет Поултон, — выживание новой республики, причём кемалисты видели в ней конечную цель, в то время как туранисты считали её лишь началом, ядром будущей Великой Турции». Однако политика нового режима в области образования привела к парадоксальным результатам: «было выращено новое поколение пантюркистов, отличающееся более откровенными расистскими позициями, нежели первое, представленное Гёкальпом, Акчурой и Агаоглу».

Так уже с первых месяцев советско-германской войны и дружеского нейтралитета с Германией заметно активизировались крайние формы турецкого национализма — шовинизм, расизм, пантуранизм (пантюркизм), фашизм. Не воевавшая Турция внимательно и подчас благосклонно выслушивала идеологов и дипломатов рейха о скором крушении СССР и готовности фашистов «поделиться» с Турцией некоторыми советскими территориями на Кавказе, в Крыму и в Средней Азии, населёнными тюрками.

Осенью 1941 г. Иненю направил на Восточный фронт начальника военной академии Йылдыз Али Фуад Эрдена и специалиста по советско-германской войне отставного генерала Эркилета. Они объездили с 15 октября по 5 ноября некоторые города военных союзников немцев — Болгарии, Румынии, а также посетили оккупированные Одессу и Николаев, побывали в лагерях советских военнопленных, беседовали с «военнопленными тюркского происхождения», были приняты Гитлером. Папен затем доносил в Берлин, что оба генерала на встречах с ним высказали удовлетворение предоставленной немцами возможностью, что итоги поездки генералы немедленно доложили Инёню, причём Эрден сообщил Инёню, что «война с Советами вот-вот должна закончиться». На этой шестичасовой встрече присутствовали также Сараджоглу и Чакмак. Несколько ранее, в сентябре, в Берлине побывал «пантюркист со стажем» Нури-паша, брат Энвера, для установления пантуранистами «полуофициальных» отношений с Германией. Он встречался и с послом Гереде. Целью поездки было ознакомить Берлин с программой пантуранистов Турции. Она, в частности, предусматривала создание в этом регионе независимых государств, политика которых определялась бы Турцией.

Туранизм в годы Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны панисламизм ещё не мог претендовать на столь широкую негласную поддержку, какой имел тогда пантуранизм и пантюркизм. Об этом можно судить по молодым годам такого влиятельного религиозного лидера, каким стал в последние десятилетия XX века Н. Эрбакан. Один из его биографов пишет, что когда Эрбакан был студентом третьего курса Технического университета (в 1944 г.), «в университетах началось расистско-туранистское движение» под руководством таких активистов, как Реха Огуз, Нихаль Атсыз, Фетхи Тевелоглу.

15 июня 1944 г. И. Инёню отправил в отставку министра иностранных дел Нумана Менеменджиоглу, его политика «нейтралитета в пользу Германии» уже не соответствовала изменившейся международной обстановке — 6 июня произошла высадка союзников в Нормандии, завершалось изгнание с территории СССР фашистских войск, менялась власть у балканских соседей Турции. 2 августа власти Турции прервали все политические и экономические отношения с Германией. После всего этого вдруг выяснилось, что именно уволенный министр закрывал глаза на проход через Проливы немецких военных кораблей. «В результате экспертного (!) расследования выяснилось, — пишет Надир Нади, — что под видом немецких торговых судов действовали вспомогательные военные корабли, перевозившие зенитные орудия и другое военное снаряжение, что противоречило конвенции Монтрё». Ему вторит Эркин, он подробно описывает, как долго турецкие власти прикрывались конвенцией Монтрё, пропуская через Проливы немецкие военные корабли.

В мае 1944 г., когда исход войны уже стал очевиден, власти решили ограничить публичную активность туранистов. В газетах было объявлено о существовании тайной туранистской организации и о начавшихся арестах её членов. Последовало заявление Иненю 19 мая 1944 г.: «Мы — тюркские националисты, но мы враги расизма в нашей стране… Туранисты находят тысячу и одно заклинание, чтобы немедленно превратить турецкую нацию во врага всех её соседей. Нашей национальной политике чужды намерения искать приключения за пределами своей страны, следует и внутри страны избегать этих авантюристических настроений».

7 сентября 1944 г. в Суде чрезвычайного положения Стамбула началось судебное расследование по делу о 23 человек, обвиняемых в расизме-туранизме, в том числе таких известных в пантюркистских кругах, как Нихаль Атсыз, Зеки Велиди Тоган, Хамза Сади Узбек и др. В итоге 29 марта 1945 г. 10 человек были осуждены к тюремному заключению на 10 лет каждый.

Среди них был и молодой офицер Альпаслан Тюркеш, впоследствии, вплоть до своей смерти в 1997 г., лидер националистического движения в Турции. В своей книге «Основные взгляды», вышедшей в марте 1975 г., Тюркеш приводит обширные выдержки из протокола упомянутого судебного процесса, свидетельствующие о претензиях пантуркистов тех времен на их лидерство в среде тюркских народов, прежде всего Советского Союза: «Поскольку самая большая масса тюркского населения проживает в России, самый наш большой враг — Россия. Россия нас привела к нынешнему состоянию, Россия точила на нас зубы, Россия разрушила нашу империю»[2].

Согласно «Меморандуму о военных преступниках», подготовленному Уильямом Донованом для Нюрнбергского процесса главными правонарушениями, в которых были признаны виновными туранисты были: «формирование тайного общества, сотрудничающего с Германией для свержения действующего турецкого правительства, и попытка вовлечения Турции в войну на стороне Оси», намерения создания «Великой Турции» путём расчленения СССР с присоединением территорий Советского Союза, населённых семнадцатью миллионами тюрок.[3][4].

Через два года осуждённые были оправданы военным Кассационным судом, который отменил постановление о привлечении туранистов к тюремному заключению, и Второй военный суд Стамбула их оправдал. По мнению суда, идея расизма не противоречит статье 88 Конституции Турции 1924 года[источник не указан 33 дня].

Почетный профессор кафедры исследований Ближнего Востока Принстонского университета, автор многих книг об истории ислама и мусульманском факторе в мировой политике Бернард Льюис сделал вывод: «Нацистская пропаганда была активна в Турции и до того, а тем более во время Второй мировой войны. Это вызвало появление экстремистских, панисламских и особенно пантюркистских групп. И, естественно, они обращаются к той власти, которая, обещала расчленение Советского Союза и освобождение мусульманского и турецкого народов от советского ига»[5].

Таким образом, во время Второй мировой войны, Турция была гораздо ближе к нацистской Германии, чем к демократической Англии[источник не указан 33 дня]. Одной из таких тенденций было возрождение пантюркизма.

После Сталинградской битвы, эти фашистские понятия были неуместны, а Турецкие власти были вынуждены привлечь к ответственности официальную фашистскую партию в сентябре 1944 года как один из элементов подготовки страны к присоединению к антигитлеровской коалиции[6].

Примечания

  1. Васильева С. А. Роль идеологии пантюркизма в политических процессах республиканской Турции : Дисс. канд. ист. наук. Специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии. — 2012.
  2. История Турции XX век / Ответственный редактор тома A. 3. Егорин. — 1-е. — Москва: Крафт+, 2007. — 608 с. — (История стран Востока XX век. Институт востоковедения РАН). — 1000 экз. — ISBN 978-5-89282-292-3
  3. Библиотека Права Корнельского университета
  4. Меморандум о военных преступниках
  5. Книга «The State and Kurds in Turkey», англ.язык, стр. 108—109
  6. Книга «ARMENIA: The Survival of a Nation» © 1990 Christopher J. Walker, язык англ, стр. 358—359

Ссылки

  • Turania.org.

Туранизм.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93