Фотопеча́ть — процесс создания позитивного изображения на фотобумаге с негатива.
На фотобумаге после экспонирования создаётся скрытое изображение, далее фотоматериал подвергается лабораторной обработке (проявление, фиксирование, промывка, другие стадии). Как правило, лабораторная обработка следует непосредственно за экспонированием, это позволяет фотографу немедленно внести коррективы в случае ошибки при печати. Обработка фотобумаги вручную производится в кюветах, автоматически — в проявочных машинах.
Получение фотоснимков на фотобумаге производится контактным или проекционным методом.
После лабораторной обработки полученные отпечатки подвергаются сушке или глянцеванию.
Готовые высушенные отпечатки могут подвергаться обрезке фотографическим ножом до нужного размера.[2]
Позитивное изображение может быть получено минуя фотопечать, на той же фотокиноплёнке, на которую производилась съёмка. Об обращаемом фотографическом процессе см. статью Обращаемые фотоматериалы, а также Процесс E-6.
Для освещения фотолаборатории (общее или местное освещение) используются лабораторные фонари с защитными светофильтрами, пропускающими только неактиничный свет. Для чёрно-белой фотобумаги это свет красного или жёлто-оранжевого цвета. Для цветных позитивных фотоматериалов применяется специальный фильтр «Номер 166»[3], пропускающий свет тёмно-зелёного цвета.
В зависимости от используемой фотобумаги фотопечать бывает цветной или чёрно-белой.
Цветная коррекция при печати субтрактивным (вычитательным) методом основана на введении в световой поток корректирующих светофильтров трёх дополнительных цветов — жёлтого, пурпурного или голубого. Фильтры вычитают из пучка света часть составляющих его спектральных излучений. Одновременно применяются светофильтры только двух цветов.
При данном методе печати большое значение имеет поддержание постоянной цветовой температуры лампы накаливания фотоувеличителя. При изменении напряжения в осветительной сети изменяется температура нити накала и соответственно спектральный состав, достигнутая цветовая коррекция нарушается. Обязательно использование стабилизации напряжения.
Для печати фотографий кроме фотоувеличителей с выдвижным лотком для корректирующих светофильтров выпускались увеличители с цветосмесительной проекционной головкой и объективы со встроенными клиновыми светофильтрами — нужное значение фильтров плавно вводилось в световой поток регулировочными рукоятками.[4][5][6][7]
Набор корректирующих светофильтров состоит из 33 штук; по 11 соответственно жёлтого, пурпурного и голубого цвета. Светофильтры каждого цвета различаются по оптической плотности; минимальная плотность 5 %, далее 10 %, 20 %,…, 90 % и 100 %. Для сохранения двухзначной индикации вместо 100 % пишется 99.
Форма записи: первые две цифры обозначают плотность по жёлтому цвету, вторые две — по пурпурному, третьи две — по голубому.
Пример Пример Пример:
Корректирующие светофильтры выпускаются размером 6×6; 7,5×7,5; 9×9; 19×13 сантиметров, упакованы в футляр. Между двумя стеклянными пластинами находится окрашенная в соответствующий цвет с нужной плотностью плёнка из фотографической желатины.
Корректирующие светофильтры укладываются в выдвижной лоток между линзами конденсора проекционной головки фотоувеличителя. В работе укладываются светофильтры только двух цветов, например, жёлтый и голубой; третий цвет, в данном примере пурпурный, не используется, так как три дополнительных цвета одинаковой плотности дадут в сумме нейтральный серый цвет, не приводящий к цветокоррекции, а только увеличивающий выдержку.
Цветовой тон на пробном отпечатке | Исправление путём увеличения плотности коректирующих светофильтров, вводимых при печати | Исправление путём уменьшения плотности коректирующих светофильтров, введённых при печати | |
преобладающий | недостающий | ||
пурпурный | зелёный | жёлтый + голубой | пурпурный |
фиолетовый | жёлто-зелёный | жёлтый + голубой | пурпурный + голубой |
синий | жёлтый | жёлтый | пурпурный + голубой |
голубой | красный | жёлтый + пурпурный | голубой |
зелёный | пурпурный | пурпурный | жёлтый + голубой |
жёлтый | синий | пурпурный + голубой | жёлтый |
оранжевый | синий + голубой | пурпурный + голубой | жёлтый + пурпурный |
красный | голубой | голубой | жёлтый + пурпурный |
В 1970-е — 1980-е годы в Польше выпускался объектив для субтрактивной печати с встроенными светофильтрами.
Объектив «Янполь-колор» выполнен по схеме «Тессар», выпускался в двух вариантах, с фокусными расстояниями 55 и 80 мм (для малоформатных и среднеформатных фотоувеличителей), диафрагмирование 1/5,6 — 1/16.
Новаторское решение (защищено польским патентом № 42618) состояло в том, что цветокоррекция происходила внутри объектива двумя цветными фильтрами, которые выдвигались в световой поток с помощью двух ручек по обе стороны объектива (оцифровка шкал в процентах, шкалы со световодной подсветкой).[8][9]
Подбор корректирующих светофильтров может быть облегчен применением мозаичных светофильтров, представляющих собой набор окрашенных в дополнительные цвета 25 ячеек, заклеенных между двумя защитными стёклами. В комплект входят три мозаичных светофильтра: «жёлтый-пурпурный», «жёлтый-голубой» и «голубой-пурпурный». Верхняя левая ячейка бесцветная, вправо от неё находятся ячейки с возрастающей плотностью по 25 %, например, жёлтого цвета, вниз от бесцветной ячейки — с возрастающей плотностью по 25 %, например, пурпурного цвета. Все остальные ячейки содержат комбинации двух цветов по плотности.
Мозаичный светофильтр накладывают на цветную фотобумагу и делают пробную печать. Выбирают такие изображения, которые выглядят наиболее естественно, данную комбинацию используют для дальнейшего более точного подбора корректирующих светофильтров.
00 00 00 | 25 00 00 | 50 00 00 | 75 00 00 | 99 00 00 |
00 25 00 | 25 25 00 | 50 25 00 | 75 25 00 | 99 25 00 |
00 50 00 | 25 50 00 | 50 50 00 | 75 50 00 | 99 50 00 |
00 75 00 | 25 75 00 | 50 75 00 | 75 75 00 | 99 75 00 |
00 99 00 | 25 99 00 | 50 99 00 | 75 99 00 | 99 99 00 |
На каждой упаковке цветной фотобумаги была обозначена формула цветности — приведённые к стандарту значения плотности корректирующих светофильтров, позволяющие облегчить достижение цветового баланса (разумеется, на данной серии эмульсии). Формула цветности отражает цветовой баланс фотобумаги, который не может быть одинаковым из-за особенностей производства. Формула цветности характеризует плотности корректирующих светофильтров, обеспечивающих получение чёрно-белого изображения при печати с чёрно-белого негатива с прозрачной подложкой лампой, имеющей цветовую температуру 2850 К при строгом соблюдении стандартных условий обработки.
Негатив печатается с корректирующими светофильтрами К1 (00 50 60) на фотобумаге Б1 с цветовой формулой (20 00 30).
Фотограф решил использовать фотобумагу Б2 с цветовой формулой (30 10 30).
Необходимо определить значения корректирующих фильтров К2.
К2 = (Б2 — Б1) + К1
|
Таким образом, значения фильтров К2 будут (00 50 50).
Аддитивный метод цветной печати основан на раздельном экспонировании позитивного фотоматериала изображениями одного и того же негатива трёх основных цветов (красный, зелёный и синий).
Это достигается за счёт использования спектрозональных светофильтров, имеющих очень узкую полосу пропускания (только красный или зелёный или синий цвет, способный действовать только на один слой цветной фотобумаги).
Фотоувеличитель должен иметь устройство для автоматической смены светофильтров и трёхканальное реле времени. Цветокоррекция осуществляется разной продолжительностью экспонирования за разными светофильтрами.
Все три выдержки могут быть одинаковыми, но яркость свечения лампы фотоувеличителя можно регулировать. Изменения спектрального состава лампы накаливания не мешают работе (так как фильтр имеет очень узкую полосу пропускания). Главное достоинство аддитивной печати — отсутствие искажений цветопередачи за счёт неточности спектральной полосы пропускания традиционных светофильтров. Спектрозональные светофильтры обладают высокой точностью пропускания лучей своего цвета и фильтрации всех остальных цветов, что исключает нежелательное экспонирование соседних слоёв.
В фотолюбительстве и в малых фотолабораториях аддитивный метод не нашёл применения из-за значительной дороговизны оборудования, но зато широко использовался в автоматизированных минифотолабораториях, оснащённых автоматическими цветоанализаторами, автоматическими экспонометрами, автоматическими проявочными машинами.
Экспозиция при фотопечати зависит от мощности лампы фотоувеличителя, оптической плотности матового стекла и корректирующих светофильтров, оптической плотности негатива, значения диафрагмы. С увеличением масштаба изображения освещённость экрана уменьшается, экспозиция соответственно увеличивается.
Для определения экспозиции могут применяться как специализированные экспонометры[10], так и экспонометры для фотокиносъёмки (семейства «Ленинград» и «Свердловск»).
Если экспонометр отсутствовал — правильное экспонирование фотобумаги обеспечивалось изготовлением контрольных отпечатков, а также зависело от опыта фотографа.
Для облегчения труда фотографа (включение-выключение лампы накаливания фотоувеличителя) применяются электронные реле времени.
В СССР выпускались и комбинированные приборы — реле времени + экспонометр:
Увеличение выдержки при использовании корректирующих светофильтров рассчитывалось по номограммам или таблицам.
Количество вводимых светофильтров, % | Искомое время экспонирования при исходном времени экспонирования, секунд | |||||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | |
10 | 5,5 | 11,0 | 16,5 | 22,0 | 27,5 | 33,0 | 44,0 | 55,0 |
20 | 6,1 | 12,1 | 18,2 | 24,2 | 30,3 | 36,3 | 44,8 | 60,5 |
30 | 6,7 | 13,3 | 20,0 | 26,6 | 33,3 | 39,9 | 63,2 | 66,5 |
40 | 7,3 | 14,6 | 22,0 | 29,3 | 36,6 | 43,9 | 58,6 | 73,2 |
50 | 8,0 | 16,1 | 24,1 | 32,2 | 40,2 | 48,3 | 64,4 | 80,5 |
60 | 8,8 | 17,7 | 26,5 | 35,4 | 44,2 | 53,1 | 70,9 | 88,6 |
70 | 9,7 | 19,5 | 29,2 | 39,0 | 48,7 | 58,5 | 77,9 | 97,4 |
80 | 10,7 | 21,4 | 32,1 | 42,9 | 53,5 | 64,3 | 85,7 | 107,2 |
90 | 11,8 | 23,6 | 35,3 | 47,1 | 58,9 | 70,7 | 94,3 | 117,8 |
100 | 12,9 | 25,9 | 38,8 | 51,8 | 64,7 | 77,8 | 103,7 | 129,7 |
110 | 14,2 | 28,5 | 42,7 | 57,0 | 71,2 | 85,6 | 114,1 | 142,6 |
120 | 15,7 | 31,4 | 47,1 | 62,7 | 78,5 | 94,1 | 125,5 | 156,9 |
130 | 17,2 | 34,5 | 51,7 | 69,0 | 86,2 | 103,5 | 138,0 | 172,6 |
140 | 18,9 | 37,9 | 56,9 | 75,9 | 94,8 | 113,9 | 151,8 | 189,8 |
150 | 20,8 | 41,7 | 62,6 | 83,5 | 104,3 | 125,2 | 167,0 | 208,8 |
160 | 22,9 | 45,9 | 68,8 | 91,8 | 114,7 | 137,8 | 183,7 | 229,7 |
170 | 25,2 | 50,5 | 75,7 | 101,0 | 126,2 | 151,5 | 202,1 | 252,6 |
180 | 27,8 | 55,6 | 83,3 | 111,0 | 138,8 | 166,7 | 222,3 | 277,9 |
190 | 30,5 | 61,1 | 91,6 | 122,2 | 152,7 | 183,3 | 244,5 | 305,7 |
200 | 33,6 | 67,2 | 100,8 | 134,4 | 168,0 | 201,7 | 268,9 | 336,2 |
Цветная фотобумага весьма требовательна к чистоте растворов и химикатов (рекомендовалось для приготовления растворов использовать дистиллированную воду), к температурному режиму обработки. При несоблюдении стандартов нарушался цветовой баланс отпечатков.
№ | Стадии обработки | Продолжительность, мин. | Температура растворов в ° C |
---|---|---|---|
1 | Проявление | 5 | 20±0,3 |
2 | Промывка | 0,5 | 10-20 |
3 | Стоп-раствор | 3 | 18-20 |
4 | Промывка | 0,5 | 10-20 |
5 | Отбеливание-фиксирование | 7 | 18-20 |
6 | Промывка | 7 | 10-20 |
7 | Стабилизация | 3 | 18-20 |
8 | Сушка или глянцевание |
В СССР на предприятиях по выпуску фото- и киноматериалов выпускалась цветная фотобумага на бумажной основе «Фотоцвет-2» и «Фотоцвет-4», фотобумага на бумажной основе с полиэтиленовым покрытием «Фотоцвет-9» и «Фотоцвет-11», выпускались наборы химикатов для обработки цветной фотобумаги.
В Чехословакии в 1970-е — 1980-е годы выпускалась цветная фотобумага Fomacolor PN и набор химикатов Fomacolor SP, в Венгрии — Fortecolor, в Польше — Fotoncolor и наборы для их обработки (фирмы FOMA, FORTE и FOTON). Рецептура растворов и режимы обработки фотобумаг производства стран Социалистического Содружества были взаимно совместимы с советскими.
В 1990-е годы производство советских и восточноевропейских цветных фотобумаг прекращено, их вытеснили фотобумаги фирмы Eastman Kodak и продукция других зарубежных фирм (Konica, Fujifilm, Agfa, Polaroid). Печать и обработка происходили в минифотолабораториях.
Чёрно-белый позитивный процесс, включая фотопечать, намного проще цветного, и дешевле. В силу этого в СССР до 1990-х годов был более распространён.
В СССР выпускалась чёрно-белая фотобумага марок «Унибром», «Новобром», «Бромпортрет», «Фотоконт», «Йодоконт», «Бромконтраст», фотобумага с полиэтиленовым покрытием «Берёзка». Размеры — от 6×9 см ло 30×40 см, а также рулонная. По градации контрастности фотобумага выпускалась от мягкой до особоконтрастной.
Фотографические процессы | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
Негатив • Позитив • Контактные отпечатки • Киноплёнка • Фильмокопия • Фотоплёнка • Фотопластинка • Фотобумага • Диапозитив • Диафильм • Микрофильм |
|
|
Фотопечать.