Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Церковь (сообщество)

Перейти к: навигация, поиск
Жизнь христианина
Христианский портал
· ‎

Христианин
Крещение · Рождение свыше
Спасение · Исповедь
Благодать
Церковь · Таинства
Церковный брак
Церковные взыскания
Грех

Христианские добродетели
Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва

Христианское богословие
Грехопадение
Искупительная жертва
Христианское богослужение
Второе пришествие
Диспенсационализм
Консерватизм · Либерализм


п·о·р

Церковь (от греч. Ἐκκλησία, собрание) — калька с греческого языка, означающая религиозное сообщество, объединенное общей догматикой. Термин широко используется в христианстве, а также в организациях, чья принадлежность к христианству оспаривается.

Употребление термина

В Новом Завете

Нагорная проповедь, Карл Генрих Блох. В Новом Завете Церковь Христова представляет собой Иисуса Христа и тех, кто следует за Ним

В Новом Завете слово «церковь» употребляется в трех значениях.

Во-первых, это Вселенская Церковь (Церковь Христова) — всемирное сообщество христиан, состоящее как из ныне живущих на земле (Церковь земная, воинствующая), так и из усопших (Церковь небесная, торжествующая)[1](См. Царство небесное). Согласно Новому Завету, во главе Вселенской Церкви стоит Иисус Христос (Еф.1:22—23; Кол.1:18). В Новом Завете Вселенская Церковь именуется Телом Христа (Еф.1:17—18), Невестой Христа (Еф.5:27), Домом духовным, или храмом Божиим (Еф.2:19—21, Евр.3:6), Паствой Христа (Ин.10:16).

Во-вторых, это церковь, как собрание христиан в каком-то одном населённом пункте. В этом значении оно близко к современным понятиям христианской общины или прихода. Однако есть разница: в Новом Завете отсутствуют упоминания о том, что даже в крупных городах существовало бы более одной такой церкви. В современном христианстве это вполне допустимо. Именно употребление «церкви», как синонима локальной христианской общины, со временем было ассоциировано с помещением, где организовывались собрания христиан какого то населённого пункта или местности. (См. Церковь (сооружение))

В-третьих, это домашняя или малая церковь — собрание христиан в одной семье, включая родственников, соседей и рабов (если таковые имелись).

В современном христианстве

В связи с конфессиональным делением Церкви, начало которому было положено в XI веке, к новозаветным значениям слова добавилось значение церкви, как христианской конфессии, (например, Православная церковь, Римо-Католическая церковь, Лютеранская церковь и др.)

Кроме того, слово «церковь» используется для обозначения национальных религиозных организаций в рамках христианских конфессий (например, Русская православная церковь, Сирийская католическая церковь, Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и др.)

Прочие употребления термина

Термин "церковь" иногда используется в качестве самоназвания в том числе и организациями, чья принадлежность к христианству оспаривается, например, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Церковь Объединения и др., и ярко-антихристианскими организациями, например, Церковь сатаны.[2]

Вселенская Церковь (Церковь Христова)

Существование Христовой Церкви как некоторого ноуменального принципа не является всеобщей очевидностью; поэтому от христианина требуется вера в неё. Об этом прямо говорит Символ веры: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», признаваемый в православии, католичестве и большинстве протестантских конфессий.


  • Символ веры: Единство Церкви

Единство Церкви состоит во внутреннем согласии и единомыслии её членов.(Еф. 4:4-6).

  • Символ веры: Святость Церкви
  • Символ веры: Соборность (Кафоличность) Церкви
  • Символ веры: Апостольское преемство

Границы Церкви

Особенностью догматики большинства христианских конфессий является тезис о невозможности спасения верующих вне Церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — вне Церкви нет спасения), хотя при этом границы Церкви определяются по-разному.

Границы Церкви в католицизме

Границы Церкви в православии

В православии вопрос о границах Вселенской Церкви в настоящее время является остро дискуссионным. Значительная часть православных христиан убеждена, что Церковь ограничена рамками православной конфессии.[3][4][5] Так, согласно православному катехизису митрополита Филарета (Дроздова), «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами»[6]

В православии «носителями и передатчиками благодати» являются священники, а основными средствами передачи благодати — таинства, совершаемые с соблюдением канонов Православной церкви, и этим обосновывается решающая роль церковной иерархии в спасении[7]. Священники получают возможность носить и передавать благодать через апостольское преемство (которое в православии понимается как непрерывная цепочка рукоположений священников, берущая свое начало в апостольские времена). «Вне всяких споров — тезис о том, что в Православной Церкви есть полнота благодатных Божиих даров. Вне сомнения для нас и то, что эта полнота в нашей Церкви уникальна, единственна», — утверждает православный богослов протодиакон Андрей Кураев.[4]

Воскресший Христос в общении с Церковью. Рудольф Блаттлер, гравюра на дереве. 1883

В то же время в православии есть другое мнение. Так, Иларион (Троицкий) считал, что «Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Св. Духа, достигающих совершенства»[8].

Границы Церкви в протестантизме

Протестанты не принимают православное учение о благодати, как «нетварных энергиях Бога» (см. статью Благодать). В евангельском протестантизме под апостольским преемством понимается верность учению, данному Христом и апостолами. По мнению богослова Виктора Шленкина, «ни таинства, ни историчность рукоположений, ни что-либо еще не является гарантией „христианскости“ какой-либо церкви. Лишь верное соблюдение послушания Слову Божьему является тем, что делает группу людей детьми Божьими, созванными (то есть сделанными Церковью […]) под главенством Пастыря Начальника Иисуса Христа».[9]

Поэтому главным «цементом», скрепляющим Церковь, в представлении евангельских протестантов являются не каноничность таинств, а осознанность веры во Христа и готовность следовать за Ним. Таким образом, Церковь в представлении евангельских протестантов - это собрание Христа и всех Его учеников, живых и усопших. Такое представление обуславливает принципиальный отказ от детокрещения (младенцы в силу возраста не в состоянии иметь веру), а также отказ от ограничивания Церкви Христовой рамками своей конфессии. Так, согласно вероучению евангельских христиан-баптистов Церковь представляет собой сообщество «искупленных Кровию Христа людей из всякого колена, языка, народа и племени, находящихся на небесах и на земле».[10]

В некоторых протестантских конфессиях Церковь иногда называется «невидимой». Это связано с убеждением, что Бог видит Церковь иначе, чем человек. «Подлинные границы Церкви нам неизвестны, только Бог знает, кто из принявших крещение и причисляющих себя к членам Церкви (к ее различным конгрегациям) возрожден (рожден свыше) и потому принадлежит к Церкви как духовной общности», — говорится в статье «Церковь» Новой учебной Женевской Библии.[11] Там же подчеркивается (со ссылкой на слова Иисуса Христа, например, Мф.7:15-27, Мф.13:24-30, Мф.25:1-46), что в видимой для человека церковной организации всегда будут присутствовать люди (в том числе церковные иерархи), считающиеся себя христианами, но в глазах Бога не являющиеся таковыми.[11]

Мнение религиоведов

Религиоведы Дмитрий Фурман и Киммо Каариайнен, исследуя на материале социологических опросов причины сложных отношений РПЦ к другим христианскими конфессиям и другими религиям отмечают, что меньше всего это проявляется в отношениях к мусульманам, затем — староверам, потом к иудеям, католикам и представителям РПЦЗ, далее — буддистам и наконец — баптистам, пятидесятникам, кришнаитам, иеговистам. «Мы здесь имеем дело не столько с религией как таковой, сколько с идеологией, порожденной интересами православного духовенства как социального слоя и церкви как института», — отмечают исследователи. По их мнению сложные отношения обусловлены не близостью или отдаленностью вероучений от православного, но степенью «опасности от данной религии не для душ верующих, а для социального положения РПЦ».[12]

Церковь и государство

В Новом Завете

Христианка принимает мученическую смерть при императоре Нероне. Живопись Генриха Семирадского

Новый Завет предписывает верующим относиться к государственной власти, как к Божьему установлению и отдавать всякому представителю власти должное: «кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:1-7).

В то же время в богословии остро дискуссионным остается вопрос: следует ли расценивать, как Богом установленную власть, любую персону в государственной иерархии или же речь только о государственной власти, как институции. Противники персонализации «Божьего установления» указывают, что в упомянутом тексте из 13-й главы Послания Римлянам в Новом Завете представители власти называются «Божьими слугами», поставленными «на добро». В то же время в истории было немало случаев, когда представители государственной власти организовывали гонения на Церковь (англ.)русск. либо совершали другие неблаговидыне поступки. Еще одним аргументом против персонализации «Божьего установления» является распространенная в богословии теория, согласно которой в книге Апокалипсис в «числе зверя» зашифровано имя императора Нерона. В этом случае император Нерон (организовавший против христиан жестокие гонения) выглядит прообразом сатаны.

По мнению ряда протестантских богословов,[13][14] Новый Завет также утверждает принцип отделения Церкви от государства, выраженный в словах Иисуса Христа: «итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк.20:25). «Всегда и везде, где церковь опиралась на меч гражданской власти, она сама себе этим вредила, а если государство вмешивалось во внутренние распорядки церкви, христианство лишалось своей духовной красоты и ниспускалось на уровень светского учреждения. […] Сфера деятельности гражданской власти распространяется исключительно на временные материальные вопросы настоящей жизни своих сограждан, тогда как сфера деятельности Церкви Божией находится как раз на противоположной стороне», — отметил баптистский богослов Яков Винс.[14]

В истории

В истории достаточно часто церковные иерархи претендовали на светскую власть в государстве и, напротив, руководители государств стремились поставить Церковь под свой контроль. Так, на протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями:

  • Примат светской власти над духовной (Цезаропапизм), существовавший в Византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой): он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. Такое положение возникло в Восточной Римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. Окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора Юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора».
  • Примат духовной власти над светской (Папоцезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» (лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы Геласия I императору Анастасию I, получившем название по своему началу «Duo Sunt». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.

Эти два типа отношений нашли своё юридическое оформление в двух формах т. н. симфонии и конкордата: первая была впервые сформулированв в VI веке в VI новелле Юстиниана, первое упоминание о последнем относится к XII веку (Вормсский конкордат).

Взаимоотношение светских и духовных властей в России также претерпевало изменения на протяжении истории. К концу XVI века сложилась система патриаршего управления, которая была упразднена Петром I и заменена Святейшим Синодом, подчинявшемся непосредственно государю. В Уложение о наказаниях была внесена статья об уголовном наказании за отход от православия, отменённая только в 1905 году. Впоследствии, уже в Советском Союзе, церковь была отделена от государства и подвергалась гонениям.

В настоящее время в конституциях большинства стран декларируется следование принципу свободы совести и отделения церкви от государства, однако существуют и страны с официальной государственной религией, в том числе и христианские (Дания, Норвегия), и страны, заключившие конкордат с католической церковью (Польша, Португалия). Однако формальное отделение церкви от государства не означает прекращение обмирщения первой.

История Вселенской Церкви

Историки Церкви по разному разбивают на этапы ее развитие. Обычно выделяют следующие этапы:

Доникейский период (I — начало IV века)

Историк Хусто Гонсалес охарактеризовал его как период Ранней Церкви. Иногда в этом периоде выделяется I век - Апостольский. [15]

В этот период христианство было преследуемой религией. Периоды гонений сначала со стороны иудеев, а затем властей Римской империи, сменялись периодами затишья. В это время в Церкви начало развиваться богословие, в основном, как ответ часто возникавшим ересям.

Средневековая Церковь (IV-XV века)

Этот период начался в 313 году после выхода Миланского эдикта римского императора Константина. С этого момента Церковь обрела благосклонность правителей Римской империи, хотя сам Константин так и не крестился до конца жизни и продолжал оставаться главным языческим жрецом. [16]

Это время, когда официальная церковная организация тесно сотрудничала со светской властью, а порой и претендовала на ее смещение. В то же время Церковь являлась силой, которая скрепляла национальные государства от распада на множество княжеств. В это время развилось средневековое богословие.

В этом периоде историки выделяют разные этапы: время Имперской Церкви (IV-V век, до распада римской империи), период Вселенских Соборов (IV—VIII века), период разделения на Восточную (православную) и Западную (католическую) церковь (XI век), период Крестовых походов (XI-XV века), возникновение схоластического богословия.[17]

Эпоха Реформации (XV-XVII века)

Реформация стала движением потеста против трактовки официальными церковными организациями текста Священного Писания и основанной на трактовке церковной практики. Во многом Реформацию подстегнуло изобретение книгопечатания и перевод (на Западе) текста Священного Писания на национальные языки народов Европы (ранее Библия в Европе существовала лишь на непонятных большинству населения латинском и греческом языках). В результате текст Библии стал доступен большому числу людей, которые смогли сравнивать новозаветное учение и его официальную церковную трактовку. [18]

Схожие процессы протекали как в Западной, так и Восточной церквях, однако масштабы движения и их последствия были разными. В Западной церкви Реформация привела к возникновению протестантского движения, по масштабам сопоставимого с католицизмом. В Восточной церкви протестантское движение (стригольники, жидовствующие, духоборы, молокане и другие) до XX века существовало как маргинальное меньшинство.

Историки выделяют такие этапы Реформации, как движение гуситов (XV век), возникновение лютеранства, кальвинизма, цвинглианства, англиканства, анабаптизма (XVI век) и Контрреформации (XVI век).

Церковь в Новое время (XVII- начало XX века)

В Российской империи (крупнейшем государстве в Восточной церкви) этот период называется Синодальным. Он характеризуется подчинением церкви государству и фактически встраиванием в его структуру. В то же время, особенно в XIX веке, в Российской империи усилился рост протестантского движения. На Западе в это время продолжился рост количества протестанстких конфессий (и числа их последователей). Протестантский мир в это время пережил несколько пробуждений (периодов повышенного интереса к христианству).

Церковь в XX веке

Этот период характеризуется новыми вызовами христианству в связи с двумя мировыми войнами и чередой коммунистических и фашистских режимов.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Христианская Церковь

Примечания

  1. Б. Небесная торжествующая Церковь - Спасительные плоды воскресения Христова - Воскресение Христово - Часть четвертая. Бог — Спаситель мира - Православное Догматическое Богосло...
  2. Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А. История и философия науки : учебное пособие. — Флинта : Наука, 2008. — 456 с. — ISBN 978-5-9765-0257-4
  3. Протопресвитер Феодор Зисис - Границы Церкви и экуменизм
  4. ↑ Мнимый модернизм (Еще раз к вопросу о границах Церкви)
  5. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет - Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии
  6. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (адаптированная редакция) // О девятом члене Символа веры (§ 250)
  7. Христианство: Словарь. / Под ред. Л. Н. Митрохина. — М.: «Республика» 1994. — С. 56 ISBN 5-250-02302-9
  8. Свт. Иларион (Троицкий). Очерки из Истории догмата о Церкви, С. 10-11
  9. Виктор Шленкин Таинства евангельских христиан-баптистов
  10. Вероучение евангельских христиан-баптистов 1985 года, глава «Церковь Христова» // “Братский Вестник”. — № 2. — 1992.
  11. ↑ Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии «Церковь» // Спраул Р. К. Новая Женевская учебная Библия. / пер. В.А. Цорн. — М.:Миссионерский союз "Свет на востоке", 2001. — 2500 с.
  12. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. — СПб.; М.: Летний сад, 2000. — С. 95
  13. Баркли Уильям — Толкование на Евангелие от Луки, глава 20
  14. ↑ Винс Яков — Наши баптистские принципы, Принцип 7
  15. История христианства. Том 1. Часть 1. Ранняя церковь
  16. Библейский справочник Геллея. 25-е издание. Editr Ed. M. van der Maas. СПб, "библия для всех", 2006, ISBN 5-7454-1000-0 С.669
  17. Библейский справочник Геллея. 25-е издание. Editr Ed. M. van der Maas. СПб, "библия для всех", 2006, ISBN 5-7454-1000-0 С.669-675
  18. Хьютон С. М. - Обзор истории Церкви. Одесса. "Христианское просвещение". 2009 ISBN 5-8404-0214-1 С. 68-106

Литература

  • Церковь с точки зрения ортодоксального и неортодоксального богословия // Альманах современной науки и образования. Тамбов: "Грамота", 2007. № 2 (2): История, антропология, археология, этнография, краеведение, философия, теология, культурология, политология, юриспруденция и методика их преподавания. — С. 118-120.
  • Васильева Е. Н.. Церковь и секта: развитие научных представлений. — Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. — 183 с.

Церковь (сообщество).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93