Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Эскадренные миноносцы типа «Икадзути»

Эскадренные миноносцы типа «Икадзути»
雷型駆逐艦
Эскадренный миноносец «Садзанами» в Йокосуке
Основная информация
Тип Эскадренный миноносец
Государство флага  Япония
Принадлежность Императорский флот Японии
Верфь Yarrow Shipbuilders
Спущен на воду 18981899 годы
Введён в эксплуатацию 1899 года
Параметры
Водоизмещение 310—420 тонн
Длина 68,4 м
Ширина 6,2 м
Осадка 1,57 м
Технические данные
Силовая установка 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла
Мощность 6000 л. с.
Винты 2
Скорость 30 узлов
Экипаж 55 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 1 × 76-мм/40 Армстронга,
5 × 57-мм/40 Гочкиса
Торпедно-минное вооружение 2 × 450-мм ТА

Эскадренные миноносцы типа «Икадзути» (яп. 雷型駆逐艦 Икадзутигата кутикукан?) — тип японских эскадренных миноносцев. Первые серийные японские эсминцы. Все были названы в честь небесных явлений.[1]

Содержание

Предыстория

Активное развитие миноносцев, на­глядным подтверждением чему стала японо-китайской война, в частности-успешная атака на китайскую военно-морскую базу Вэйхайвэй, заста­вило японский Морской Генеральный штаб обратить внимание на ко­рабли, способные бороться с ними. Основные принципы развития флота были сформулированы в программе 1896 года, по которой и были определены ТТХ первых японских эскадренных миноносцев. В 1896—1897 годах было заказано сразу 12 кораблей: 6 компании «Ярроу»(тип «Икадзути») и 6 кораблей компании «Торникрофт»(тип «Муракумо»),в Англии, которая считалась главным строителем эсминцев в мире.[2]

Конструкция и строительство

Проект был создан на основе проекта ранних британ­ских эсминцев класса B (англ.)русск.,являвшихся ти­пичными представителями этого типа, начала XX века. Япония закупила несколько серий таких кораблей, а позже развернула их производство на своих верфях: всего в состав японского флота вошло около 55 единиц, последние из которых(типа «Камикадзэ») были построены в 1909 году.

Основным конструкционным материалом, при строительстве эсминцев, этого типа, была мягкая сталь Сименс-Мартина листами толщиной 4-5 мм, оправдывая мнение об их «картонности». Корпус кораблей разделялся 10 поперечными переборками на 11 отсе­ков. Компоновка была классической для эсминцев того времени: от носа к корме располагались таранный отсек с якорным уст­ройством, помещения команды с камбузом, два котельных отделения, машинное отделе­ние, офицерские каюты с кают-компанией, провизионный и румпельный отсеки. Для улуч­шения мореходности палуба в носовой оконеч­ности до боевой рубки имела карапасную форму (подобно панцирю черепахи), а далее к корме была слегка покатой. Четыре водотрубных котла конструкции Ярроу выра­батывали пар для двух четырёхцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расши­рения. С бортов они защищались, от огня малокалиберной артиллерии, угольными ямами. Приборы управления разме­щались в боевой рубке и на располагавшемся выше неё ходовом мостике. Главный магнитный компас стоял в кормовой части, за котельным кожухом на специальной платформе, предохранявшей его от вибрации.

Вооружение эсминцев было аналогич­но британским прототипам: одно 76-мм орудие с длиной ствола 40 калибров конструкции Армстронга, пять 57-мм орудий с длиной ствола 40 калибров и два 450-мм торпед­ных аппарата. Основным отличием же было место установки носового орудия: не на платформе над боевой рубкой, а на баке. Тор­педные аппараты были расположены друг за другом в кор­мовой части, так как из-за занимавших значительную часть верхней палубы дымовых труб для них не нашлось другого ме­ста. Подобная компоновка (а также размещение запасных торпед в носовой части, делавшее невозможной быструю перезарядку торпедных аппаратов) критиковалась современниками, так как оба котельных отделения или оба торпедных аппарата могли быть выведены из строя одним удачным попаданием. Практика же показала, что в плане живучести японские эсминцы британской и собственной постройки не отличались принципиально от аналогичных русских кораблей того времени.

На ходовых испытаниях 12 декабря 1899 года «Нидзи» достиг скорости в 31,15 узла, что превышало оговоренную в контракте величину, и компания «Ярроу» получила за это премию. В реальных же условиях,при использовании некачественного японского угля и комплектовании команд физически более слабыми японцами эсминцы этого типа не развивали более 26-28 узлов. Дальность плавания, заявлявшаяся по проекту в 3000 миль экономическим 10-узловым ходом, на практике оказалась в два-три раза меньше.

В 1901—1902 годах компанией «Ярроу» по изменённому проекту также были построены ещё два эсминца(тип «Акацуки»).

История службы

Вскоре после прибытия в Японию корабли этого типа использовались для подавления восстания ихэтуаней, патрулируя китайские воды. В ходе этого был потерян «Нидзи», 29 июля 1900 года потер­певший крушение у побережья Шаньдунского полуострова.

Эсминцы типа «Икадзути» активно участвовали в русско-японской войне. К её началу четыре корабля входили в состав 2-го отряда истребителей, а «Садзанами» в 3-й. Во время ночной атаки 9 февраля 1904 года на русскую эскадру в Порт-Артуре 2-й и 3-й отряды не добились результата, но это отчасти компенсировалось их последу­ющими действиями.

После начала войны была проведена модернизация, заключающаяся в замене носового 57-мм орудия на второе 76-мм(что дало японцам значительное преимущество в огневой мощи над русскими эсминцами), установке радиотелеграфной станции(для растяжки антенн которой между торпедными аппаратами при­шлось поставить легкую грот-мачту),переносу камбуза из жилого отсека в небольшую руб­ку, размещенную за котельным вентилятором между первой и второй трубами. Всё это приблизило характеристики кораблей к более позднему типу «Харусамэ».

Ранним утром 10 марта 1904 года истребите­ли 3-го отряда капитана 2 ранга Канэмицу Цутии (яп. 土屋金光?) «Акэбоно», «Садзанами», «Усугумо», «Синономэ» перехватили неподалеку от Порт-Артура два русских эсминца(«Решительный» и «Стерегущий»), возвращавшихся из разведки. Последний из-за неисправности силовой установки не смог оторваться от преследования, и был вынужден принять неравный бой. В ходе сражения он добился 27 попаданий в «Акебоно»(4 раненых) и 8 в «Садзанами»(1 убитый, 2 раненых). Потерявший ход русский эсминец с полностью выбитой артиллерией и погибшей большей частью команды японцы пытались взять на буксир,а мичман с подошедшего «Садзанами» даже поднял на нём японский флаг,но из-за открытых в машинном отделении кингстонов и подходящих русских кораблей они покинули поле боя. Через полчаса крейсера «Баян» и «Новик» подняли из воды четырёх уцелевших членов экипажа «Стерегущего».

В ночь на 13 апреля «Икадзути», «Инадзума», «Акэбоно», «Оборо» сопровождали па­роход «Корю-Мару», осуществлявшем минную постановку у Порт-Артура. На рассвете был об­наружили и в ходе боя потопили русский эсминец «Страшный». Японцы отмечали его превосходство в скорости хода (при 27 узлах,выданных на испытаниях), что вероятно, связано с недостаточной физической силой японских кочегаров и плохим качеством угля, используемого ими. Днём же на том минном поле погиб флагман 1-й Тихоокеанской эскадры «Петропавловск» вместе с её командующим С.О.Макаровым, а броненосец «Победа» был серьёзно повреждён.

Во время боя под Порт-Артуром 19 мая «Икадзути» был тяжело повреждён попаданием крупнокалиберного русского снаряда (24 погибших).

В ночь на 3 ноября «Оборо» по­дорвался на мине юго-западнее Порт-Артура, оставшись при этом на плаву, по русским же данным,он был торпедирован минным катером с броненосца «Ретвизан», что с учётом слабости 381-мм торпед Уайтхеда кажется более вероятным.

Все истребители приняли участие в Цусим­ском сражении. Вечером и ночью 27 мая «Икадзути» в ходе торпедных атак на русские корабли был повреж­ден их артиллерийским огнём, потеряв при этом 13 человек ранеными. Днём же 28 мая «Садзанами» пос­ле непродолжительного преследования захватил эсминец «Бедовый», на котором находил­ся командующий Второй Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал З. П. Рожественский со штабом.

5 сентября 1905 года у порта Расин (Наджин) японские крейсера «Ивате», «Ниитака» и истре­бители «Оборо», «Акэбоно» встретились с дву­мя русскими крейсерами и двумя эсминцами, огня противники не открывали и вскоре потеряли друг друга из виду. Тем не менее этот случай считается после­дним столкновением на море в ходе этой войны.

16 декабря 1909 года «Инадзума» столк­нулся со шхуной в 30 милях южнее Хакодате, разломился и затонул. Обе половины корпуса в 1910 году были подняты и сданы на слом.

10 октября 1913 года в результате взрыва котла был разрушен «Икадзути». В следующем году его корпус был разделан на металл.

Таким образом, от небоевых причин погибло три из шести кораблей этого типа, а в ходе военных действий — ни одного.

«Садзанами» был исключён из списков 1 апреля 1913 года и с 1914 года использовался как гражданское судно. «Акэбоно» и «Оборо» в 1921 году в связи с полным моральным устареванием были разоружены и переклассифицированы в тендеры, а в 1925-1926 годах сданы на слом.

Представители серии


Название Место постройки Заложен Спущен на воду Вступил в строй Судьба
Икадзути (яп. гром?) Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания 1 сентября
1897 года
25 ноября
1898 года
23 февраля
1899 года
Разрушен в результате взрыва котла 9 октября 1913 года,
в 1914 разделан на металл
Инадзума (яп. молния?) Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания 1 ноября
1897 года
28 января
1899 года
25 апреля
1899 года
Затонул в результате столкновения
у Хакодате 16 декабря 1909 года, позже поднят и сдан на слом
Нидзи (яп. радуга?) Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания 1 января
1899 года
22 июня
1899 года
29 июля
1899 года
Потерпел крушение у побережья Китая 29 июля 1900 года, исключён из списков 8 апреля 1901
Акэбоно (яп. рассвет?) Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания 1 февраля
1898 года
25 апреля
1899 года
3 июля
1899 года
Исключён 8 октября 1921 года,
в 1925 сдан на слом
Оборо (яп. дымка?) Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания 1 января
1899 года
5 октября
1899 года
1 ноября
1899 года
Исключён 21 июня 1921 года,
в 1926 сдан на слом
Садзанами (яп. зыбь?) Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания 1 июня
1897 года
8 августа
1898 года
28 августа
1899 года
Исключён 1 апреля 1913 года,
с 1914 использовался как гражданское судно «Садзанами-Мару»

См. также

Примечания

  1. Jentsura, Warships of the Imperial Japanese Navy, 1869-1945
  2. Howarth, The Fighting Ships of the Rising Sun

Литература

  • Патянин С. В. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879—1945 гг.

Эскадренные миноносцы типа «Икадзути».

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93