Эскадренные миноносцы типа «Икадзути» | ||
---|---|---|
雷型駆逐艦 | ||
|
||
Эскадренный миноносец «Садзанами» в Йокосуке | ||
Основная информация | ||
Тип | Эскадренный миноносец | |
Государство флага | Япония | |
Принадлежность | Императорский флот Японии | |
Верфь | Yarrow Shipbuilders | |
Спущен на воду | 1898—1899 годы | |
Введён в эксплуатацию | 1899 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 310—420 тонн | |
Длина | 68,4 м | |
Ширина | 6,2 м | |
Осадка | 1,57 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла | |
Мощность | 6000 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 30 узлов | |
Экипаж | 55 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 1 × 76-мм/40 Армстронга, 5 × 57-мм/40 Гочкиса |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 450-мм ТА |
Эскадренные миноносцы типа «Икадзути» (яп. 雷型駆逐艦 Икадзутигата кутикукан?) — тип японских эскадренных миноносцев. Первые серийные японские эсминцы. Все были названы в честь небесных явлений.[1]
Содержание |
Активное развитие миноносцев, наглядным подтверждением чему стала японо-китайской война, в частности-успешная атака на китайскую военно-морскую базу Вэйхайвэй, заставило японский Морской Генеральный штаб обратить внимание на корабли, способные бороться с ними. Основные принципы развития флота были сформулированы в программе 1896 года, по которой и были определены ТТХ первых японских эскадренных миноносцев. В 1896—1897 годах было заказано сразу 12 кораблей: 6 компании «Ярроу»(тип «Икадзути») и 6 кораблей компании «Торникрофт»(тип «Муракумо»),в Англии, которая считалась главным строителем эсминцев в мире.[2]
Проект был создан на основе проекта ранних британских эсминцев класса B (англ.)русск.,являвшихся типичными представителями этого типа, начала XX века. Япония закупила несколько серий таких кораблей, а позже развернула их производство на своих верфях: всего в состав японского флота вошло около 55 единиц, последние из которых(типа «Камикадзэ») были построены в 1909 году.
Основным конструкционным материалом, при строительстве эсминцев, этого типа, была мягкая сталь Сименс-Мартина листами толщиной 4-5 мм, оправдывая мнение об их «картонности». Корпус кораблей разделялся 10 поперечными переборками на 11 отсеков. Компоновка была классической для эсминцев того времени: от носа к корме располагались таранный отсек с якорным устройством, помещения команды с камбузом, два котельных отделения, машинное отделение, офицерские каюты с кают-компанией, провизионный и румпельный отсеки. Для улучшения мореходности палуба в носовой оконечности до боевой рубки имела карапасную форму (подобно панцирю черепахи), а далее к корме была слегка покатой. Четыре водотрубных котла конструкции Ярроу вырабатывали пар для двух четырёхцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения. С бортов они защищались, от огня малокалиберной артиллерии, угольными ямами. Приборы управления размещались в боевой рубке и на располагавшемся выше неё ходовом мостике. Главный магнитный компас стоял в кормовой части, за котельным кожухом на специальной платформе, предохранявшей его от вибрации.
Вооружение эсминцев было аналогично британским прототипам: одно 76-мм орудие с длиной ствола 40 калибров конструкции Армстронга, пять 57-мм орудий с длиной ствола 40 калибров и два 450-мм торпедных аппарата. Основным отличием же было место установки носового орудия: не на платформе над боевой рубкой, а на баке. Торпедные аппараты были расположены друг за другом в кормовой части, так как из-за занимавших значительную часть верхней палубы дымовых труб для них не нашлось другого места. Подобная компоновка (а также размещение запасных торпед в носовой части, делавшее невозможной быструю перезарядку торпедных аппаратов) критиковалась современниками, так как оба котельных отделения или оба торпедных аппарата могли быть выведены из строя одним удачным попаданием. Практика же показала, что в плане живучести японские эсминцы британской и собственной постройки не отличались принципиально от аналогичных русских кораблей того времени.
На ходовых испытаниях 12 декабря 1899 года «Нидзи» достиг скорости в 31,15 узла, что превышало оговоренную в контракте величину, и компания «Ярроу» получила за это премию. В реальных же условиях,при использовании некачественного японского угля и комплектовании команд физически более слабыми японцами эсминцы этого типа не развивали более 26-28 узлов. Дальность плавания, заявлявшаяся по проекту в 3000 миль экономическим 10-узловым ходом, на практике оказалась в два-три раза меньше.
В 1901—1902 годах компанией «Ярроу» по изменённому проекту также были построены ещё два эсминца(тип «Акацуки»).
Вскоре после прибытия в Японию корабли этого типа использовались для подавления восстания ихэтуаней, патрулируя китайские воды. В ходе этого был потерян «Нидзи», 29 июля 1900 года потерпевший крушение у побережья Шаньдунского полуострова.
Эсминцы типа «Икадзути» активно участвовали в русско-японской войне. К её началу четыре корабля входили в состав 2-го отряда истребителей, а «Садзанами» в 3-й. Во время ночной атаки 9 февраля 1904 года на русскую эскадру в Порт-Артуре 2-й и 3-й отряды не добились результата, но это отчасти компенсировалось их последующими действиями.
После начала войны была проведена модернизация, заключающаяся в замене носового 57-мм орудия на второе 76-мм(что дало японцам значительное преимущество в огневой мощи над русскими эсминцами), установке радиотелеграфной станции(для растяжки антенн которой между торпедными аппаратами пришлось поставить легкую грот-мачту),переносу камбуза из жилого отсека в небольшую рубку, размещенную за котельным вентилятором между первой и второй трубами. Всё это приблизило характеристики кораблей к более позднему типу «Харусамэ».
Ранним утром 10 марта 1904 года истребители 3-го отряда капитана 2 ранга Канэмицу Цутии (яп. 土屋金光?) «Акэбоно», «Садзанами», «Усугумо», «Синономэ» перехватили неподалеку от Порт-Артура два русских эсминца(«Решительный» и «Стерегущий»), возвращавшихся из разведки. Последний из-за неисправности силовой установки не смог оторваться от преследования, и был вынужден принять неравный бой. В ходе сражения он добился 27 попаданий в «Акебоно»(4 раненых) и 8 в «Садзанами»(1 убитый, 2 раненых). Потерявший ход русский эсминец с полностью выбитой артиллерией и погибшей большей частью команды японцы пытались взять на буксир,а мичман с подошедшего «Садзанами» даже поднял на нём японский флаг,но из-за открытых в машинном отделении кингстонов и подходящих русских кораблей они покинули поле боя. Через полчаса крейсера «Баян» и «Новик» подняли из воды четырёх уцелевших членов экипажа «Стерегущего».
В ночь на 13 апреля «Икадзути», «Инадзума», «Акэбоно», «Оборо» сопровождали пароход «Корю-Мару», осуществлявшем минную постановку у Порт-Артура. На рассвете был обнаружили и в ходе боя потопили русский эсминец «Страшный». Японцы отмечали его превосходство в скорости хода (при 27 узлах,выданных на испытаниях), что вероятно, связано с недостаточной физической силой японских кочегаров и плохим качеством угля, используемого ими. Днём же на том минном поле погиб флагман 1-й Тихоокеанской эскадры «Петропавловск» вместе с её командующим С.О.Макаровым, а броненосец «Победа» был серьёзно повреждён.
Во время боя под Порт-Артуром 19 мая «Икадзути» был тяжело повреждён попаданием крупнокалиберного русского снаряда (24 погибших).
В ночь на 3 ноября «Оборо» подорвался на мине юго-западнее Порт-Артура, оставшись при этом на плаву, по русским же данным,он был торпедирован минным катером с броненосца «Ретвизан», что с учётом слабости 381-мм торпед Уайтхеда кажется более вероятным.
Все истребители приняли участие в Цусимском сражении. Вечером и ночью 27 мая «Икадзути» в ходе торпедных атак на русские корабли был поврежден их артиллерийским огнём, потеряв при этом 13 человек ранеными. Днём же 28 мая «Садзанами» после непродолжительного преследования захватил эсминец «Бедовый», на котором находился командующий Второй Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал З. П. Рожественский со штабом.
5 сентября 1905 года у порта Расин (Наджин) японские крейсера «Ивате», «Ниитака» и истребители «Оборо», «Акэбоно» встретились с двумя русскими крейсерами и двумя эсминцами, огня противники не открывали и вскоре потеряли друг друга из виду. Тем не менее этот случай считается последним столкновением на море в ходе этой войны.
16 декабря 1909 года «Инадзума» столкнулся со шхуной в 30 милях южнее Хакодате, разломился и затонул. Обе половины корпуса в 1910 году были подняты и сданы на слом.
10 октября 1913 года в результате взрыва котла был разрушен «Икадзути». В следующем году его корпус был разделан на металл.
Таким образом, от небоевых причин погибло три из шести кораблей этого типа, а в ходе военных действий — ни одного.
«Садзанами» был исключён из списков 1 апреля 1913 года и с 1914 года использовался как гражданское судно. «Акэбоно» и «Оборо» в 1921 году в связи с полным моральным устареванием были разоружены и переклассифицированы в тендеры, а в 1925-1926 годах сданы на слом.
Название | Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Вступил в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Икадзути (яп. 雷 гром?) | Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания | 1 сентября 1897 года |
25 ноября 1898 года |
23 февраля 1899 года |
Разрушен в результате взрыва котла 9 октября 1913 года, в 1914 разделан на металл |
Инадзума (яп. 電 молния?) | Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания | 1 ноября 1897 года |
28 января 1899 года |
25 апреля 1899 года |
Затонул в результате столкновения у Хакодате 16 декабря 1909 года, позже поднят и сдан на слом |
Нидзи (яп. 霓 радуга?) | Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания | 1 января 1899 года |
22 июня 1899 года |
29 июля 1899 года |
Потерпел крушение у побережья Китая 29 июля 1900 года, исключён из списков 8 апреля 1901 |
Акэбоно (яп. 曙 рассвет?) | Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания | 1 февраля 1898 года |
25 апреля 1899 года |
3 июля 1899 года |
Исключён 8 октября 1921 года, в 1925 сдан на слом |
Оборо (яп. 朧 дымка?) | Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания | 1 января 1899 года |
5 октября 1899 года |
1 ноября 1899 года |
Исключён 21 июня 1921 года, в 1926 сдан на слом |
Садзанами (яп. 漣 зыбь?) | Yarrow Shipbuilders, Поплар, Великобритания | 1 июня 1897 года |
8 августа 1898 года |
28 августа 1899 года |
Исключён 1 апреля 1913 года, с 1914 использовался как гражданское судно «Садзанами-Мару» |
Эскадренные миноносцы типа «Икадзути».