28 дней спустя | |
28 Days Later… | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Киллиан Мёрфи |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
DNA Films |
Длительность |
113 мин |
Бюджет |
$8 млн |
Сборы |
$82 719 885 |
Страна | |
Язык | |
Год | |
Следующий фильм | |
IMDb |
ID 0289043 |
«28 дней спустя» (англ. 28 Days Later...) — британский постапокалиптический фильм режиссёра Дэнни Бойла. В главных ролях снимались Киллиан Мёрфи и Наоми Харрис.
Действие фильма разворачивается в наши дни в Великобритании, поражённой пандемией высокозаразного вируса, превращающего людей в безумных убийц; сюжет построен вокруг попыток четвёрки выживших спастись. Создатели фильма вдохновлялись зомби-фильмами семидесятых годов и книгами таких работавших в жанре постапокалиптика писателей, как Джеймс Баллард и Джон Уиндем[1]. В 2007 году был выпущен фильм-сиквел «28 недель спустя».
Хотя в фильме не фигурируют классические восставшие из мёртвых «зомби», он оказал большое влияние на жанр фильмов о зомби, введя своеобразную концепцию «быстрых» или «бешеных» зомби (англ. fast zombies, rage zombies), повторённую после него в ряде прямо не связанных с «28 днями спустя» фильмов и компьютерных игр.[2] Сам Бойл оценил свой фильм в том числе и как дань зомби-жанру, которому он и другие создатели фильма в какой-то степени придали новое дыхание.[1]
Содержание |
Активисты движения защиты прав животных совершают налёт на исследовательскую лабораторию с целью освободить подопытных животных. Инфицированный неизвестным вирусом шимпанзе кусает одну из активисток, она превращается в зомби и убегает из лаборатории.
28 дней спустя главный герой Джим выходит из комы, оказавшись в покинутой всеми больнице. Выйдя на улицу, Джим видит, что Лондон полностью обезлюдел. Джим пытается найти убежище в церкви, но там его атакуют и преследуют заражённые вирусом зомби. Двое выживших — Селена и Марк — спасают его и приводят в укрытие. Там Джим узнаёт, что, пока он находился в коме, распространившийся вирус превратил людей в жестоких и безумных существ. Масштаб заражения неизвестен, связь с другими странами отсутствует.
Отправившись домой, Джим находит тела своих родителей, совершивших самоубийство. Внезапно ворвавшиеся в дом заражённые ранят Марка, и Селене приходится убить его. Она объясняет Джиму, что достаточно 10—20 секунд, чтобы попавший в кровь вирус превратил человека в чудовище.
Идя на световой сигнал, Джим и Селена встречают двоих выживших — Фрэнка и его дочь Ханну. Они слышат радиообращение, сделанное группой солдат из заставы Манчестера, с призывом к выжившим присоединиться к ним, и покидают Лондон, чтобы примкнуть к военным. Они добираются до заставы, но теряют случайно заразившегося Фрэнка.
Группа солдат под командованием майора Генри Веста укрепилась в уединённом особняке. Офицер предлагает группе спасшихся поселиться вместе с ними и ждать, пока все заражённые погибнут от голода. Позднее герои понимают, что угодили в чудовищную ловушку: обещание солдат о том, что у них есть вакцина, оказывается ложным, они хотели заманить в своё убежище женщин, чтобы сделать из них секс-рабынь. Попытка бегства не удаётся, Джима и сержанта, выступившего на его стороне, отводят в лес, чтобы расстрелять. Джиму удаётся бежать; он замечает пролетевший авиалайнер.
Джим возвращается в укрепление и освобождает Почтальона — заразившегося солдата, которого его товарищи держали на цепи. Почтальон заражает ещё одного солдата, и двое зомби истребляют своих бывших товарищей. Джим освобождает женщин, все трое уезжают на машине Фрэнка. Майор Вест ранит Джима, но Ханна подставляет майора под атаку Почтальона.
Проходит ещё 28 дней, заражённые страдают и погибают от истощения. Джим, Селена и Ханна нашли убежище вдали от городов. Заметив пролетающий самолёт Королевских ВВС, они выкладывают на земле слово «Hello». Заметив сигнал, пилоты самолёта просят выслать туда вертолёт.
Финал фильма, показанный в окончательной версии, — не единственный, отснятый для фильма. Три более пессимистичных финала были размещены на DVD с фильмом в качестве бонусных материалов. Во всех этих концовках Джим погибает.
В ролях
|
Съёмочная группа
|
Как вспоминал режиссёр Бойл,[1] он с удовольствием смотрел фильмы о зомби, но понимал, что они были продуктами своей эпохи — времён холодной войны, когда общество находилось в постоянном страхе перед ядерной войной. У современности свои страхи, и его привлекла в сценарии Гарленда идея вирусного апокалипсиса — причём с вирусом, действующим не столько на организм, сколько на психику человека. Идея «вируса ярости», по мнению Бойла, перекликается с характерной для современности проблемой социальной агрессии — на дорогах, в больницах, даже в супермаркетах.
Продюсер фильма Эндрю Макдональд отметил, что учёные-вирусологи в фильме пытались разработать успокоительное средство, пресекающее гнев, подобное «Валиуму» (диазепаму). Специально для его испытаний была получена и введена лабораторным обезьянам культура вируса, вводившая их в состояние постоянного раздражения, вплоть до слепой ярости.[1]
Дэнни Бойл так изложил концепцию вируса[1]:
Это вирус, поражающий приматов. Он чудовищно вирулентен и переносится при контакте с кровью. Он приводит к страшному состоянию агрессии, при котором даже звук человеческого голоса заставляет вас захотеть убить этого человека. И он, однако же, обречен на исчезновение, потому что они не могут питаться, они не понимают в жизни ничего другого, кроме убийств…
Оригинальный текст (англ.)It’s a primate-based virus. It’s hideously virulent and is spread by contact with the blood. It leads to an appalling state of aggression, where even the simple sound of a human voice makes you want to kill that person. It has a built-in obsolescence though because they can’t feed themselves, they don’t understand any process about living, other than killing..
В известной степени идея вызываемого «вирусом ярости» заболевания перекликается с бешенством, также вирусной лихорадкой, вызывающей у заражённых животных изменения поведения; однако основой для его концепции послужила геморрагическая лихорадка Эбола, тоже вирусная. Вирус Эбола поражает приматов (обезьян и людей), передаётся именно через кровь и слизистые оболочки (глаза, полость рта), практически во всех случаях летален. У лихорадки Эбола были заимствованы и внешние симптомы — сильная дегидратация, интенсивное внутреннее и внешнее кровоточение, поражение кожи; один из наиболее пугающих симптомов — пораженные вирусом глазные яблоки наполняются кровью, сочащейся наружу. При этом больной, что естественно, слепнет, однако в фильме заражённые даже при наполненных кровью глазах оставались зрячими. В фильме этот характерный симптом имитировался с помощью специального грима и красных контактных линз; по словам продюсера Макдональда, на грим заражённых ушла большая часть бюджета фильма[1].
Диск с саундтреком к фильму был выпущен Beggars XL 17 июля 2003 года. Большая часть музыки к фильму была написана британским композитором Джоном Мёрфи; в фильме также звучали отдельные треки, написанные Брайаном Ино, музыкальными группами Grandaddy, Blue States и Godspeed You! Black Emperor. Трек последних — East Hastings (Джим идёт по улицам Лондона) на диске не представлен.
№ | Название композиции | Авторы / исполнители | Время | Примечания |
---|---|---|---|---|
1 | «The Beginning» | Джон Мёрфи | 2:56 | Инструментальные композиции |
2 | «Rage» | Джон Мёрфи | 1:22 | |
3 | «The Church» | Джон Мёрфи | 1:16 | |
4 | «Jim’s Parents» | Джон Мёрфи / Перри Эллейн (вокал) | 2:29 | Переаранжированная версия церковного гимна Abide with Me. |
5 | «Then There Were 2» | Джон Мёрфи | 0:42 | Инструментальные композиции |
6 | «Tower Block» | Джон Мёрфи | 1:26 | |
7 | «Taxi» | Джон Мёрфи / Перри Эллейн | 2:08 | Переаранжированная версия Аве, Мария (Бах и Гуно). |
8 | «The Tunnel» | Джон Мёрфи | 1:39 | Инструментальная композиция |
9 | «A.M. 180» | Grandaddy | 5:06 | Песня американской группы Grandaddy, уже выходившая в их альбоме в 1997 году и в виде сингла — в 1998 году. |
10 | «An Ending (Ascent)» | Брайан Ино | 4:17 | Инструментальные композиции |
11 | «No More Films» | Джон Мёрфи | 0:48 | |
12 | «Jim’s Dream» | Джон Мёрфи | 0:40 | |
13 | «In Paradisum» | Джон Мёрфи | 2:11 | Переаранжированная версия «Реквиема» Габриэля Форе. |
14 | «Frank’s Death — Soldiers» | Джон Мёрфи | 2:39 | Переаранжированная версия «Реквиема» Моцарта. |
15 | «I Promised Them Women» | Джон Мёрфи | 1:24 | Инструментальные композиции |
16 | «The Search For Jim» | Джон Мёрфи | 2:41 | |
17 | «Red Dresses» | Джон Мёрфи | 0:48 | |
18 | «In The House — In A Heartbeat» | Джон Мёрфи | 4:16 | |
19 | «The End» | Джон Мёрфи | 1:55 | |
20 | «Season Song» | Blue States | 4:12 | |
21 | «End Credits» | Джон Мёрфи | 1:46 | |
22 | «Season Song (Rui Da Silva Remix)» | Blue States | 7:39 | Ремикс трека «Season Song» из того же альбома; был добавлен в качестве бонуса в издании альбома в США. |
23 | «Taxi (Ave Maria) (Jacknife Lee Remix)» | Джон Мёрфи / Перри Эллейн | 6:15 | Ремикс трека «Taxi» из того же альбома; был добавлен в качестве бонуса в издании альбома в США. |
Год | Награда или фестиваль | Категория | Примечание |
---|---|---|---|
2003 | Empire Awards UK | Лучший британский фильм | |
Европейская премия в области кино (англ. European Film Awards) | Лучший оператор | Энтони Дод Мэнтл | |
Фестиваль «Fantasporto» | Grand Prize of European Fantasy Film in Silver | Дэнни Бойл | |
Лучший режиссёр | |||
Narcisse Award (Neuchâtel International Fantasy Film Festival) | Лучший зарубежный фильм | ||
2004 | Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) | Лучший фильм ужасов | |
Премия «Чёрная плёнка» (англ. Black Reel Awards) | Прорыв года | Наоми Харрис за исполнение роли Селены |
Год | Награда или фестиваль | Категория | Примечание |
---|---|---|---|
2003 | Премия Британского независимого кино | Лучшие достижения в производстве | |
Лучший британский независимый фильм | |||
Лучший режиссёр | Дэнни Бойл | ||
Empire Awards UK | Лучший начинающий актёр | Киллиан Мёрфи за исполнение роли Джима | |
Фестиваль «Fantasporto» | Лучший зарубежный фильм | ||
2004 | Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) | Лучший режиссёр | Дэнни Бойл |
Лучший сценарий | Алекс Гарленд | ||
Премия общества поддержки независимого кино «Chlotrudis» | Лучший оператор | Энтони Дод Мэнтл | |
Лучший режиссёр | Дэнни Бойл | ||
Лучший фильм | |||
Лучший оригинальный сценарий | Алекс Гарленд | ||
Hugo Awards | Лучший фильм | ||
2003 | Сандэнс | Лучший фильм |
Фильмы Дэнни Бойла | |
---|---|
|
28 дней спустя.