Гера | |
---|---|
Гера Верховная богиня, богиня брака и семьи |
|
Мифология: | Древнегреческая |
В иных культурах: | Юнона |
Отец: | Кронос |
Мать: | Рея |
Супруг: | Зевс |
Дети: | Гефест, Арес, Геба, Илифия, Ангела и Арга |
Ге́ра (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra[1][2] возм. «охранительница, госпожа») — в древнегреческой мифологии[3] богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Одна из 12 Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса.
Римский аналог Геры — богиня Юнона.
Содержание |
Гера, третья дочь Кроноса и Реи, cестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.
Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды (в будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах).
Является женой Зевса, своего брата — третьей после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль.
Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала[4]. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры[5]. (Кукушку называют «царицей Египта»)[6]. Брак Зевса и Геры оставался тайным[7] 300 лет[8]. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм[9].
Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латука[10]), Илифию и Ареса[11] По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей[12]. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса)[13] — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея).
Также среди детей называют Аргу и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба[14].
Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют. C Гефестом она находится в ссоре, поскольку он родился страшным и уродливым, и мать в гневе сбросила его с Олимпа — отсюда его хромота. Вражда их будет продолжаться — Гефест хитростью прикует ее к прекрасному трону.
Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.
Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь[15] (по другой версии, кормила младенца Геракла).
Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.
Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).
По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой веревке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер)[16]. (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое[17]). Гера была ранена Гераклом под Пилосом[18].
В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы.
Участвовала в суде Париса, где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.
Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.
Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой[19].
Гера помогла Ясону[20] во время похода аргонавтов.
Уговорила Эола наслать ветра на Одиссея.
Наслала на Тиресия слепоту (по другой версии это сделала Афина). Наслала безумие на дочерей Пройта за их похвальбу.
Иксион влюбился в Геру и попытался ею овладеть. Зевс создал облако, которое её изображало, и подсунул Иксиону. Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение кентавров (или героя Кентавра), а затем в наказание был привязан в Аиде к колесу.
Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Ее помощь во время родов — древнейшая функция Геры[27].
Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).
Деревянный фетиш Геры находился на острове Самос, что свидетельствует о ее древности. Вероятно, Гера — первое божество, которому греки посвятили перекрытое замкнутое святилище — Самосское, около 800 г. до н. э. Позже на его месте был построен Герайон, один из самых крупных греческих храмов вообще.
Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет ее власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии[27].
Архаичность Геры заметна в том, что ее ребенком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает ее связь с хтоническими силами). Древность ее также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — ее сын[27].
Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает ее эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений ее в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».[28]).
При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов[27].
Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества[27]. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).
В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.[29]
Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадемма или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.
Среди античных скульптур Геры:
Гера Барберини
Гера Боргезе
Гера Людовизи
На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.
В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.
Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.
Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает ее неотразимой.
В античности ей придавали еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была ее священной птицей.
В сценах любовных похождений Зевса она может изображаться подглядывающей из-за облаков, либо же подъезжающей на колеснице, чтобы прервать его.
Распространено изображение Геры в сцене «Суд Париса», в сценах из мифов о Геракле, Ио.
Известно изображение финального эпизода истории Ио: стоглазый великан Аргус, посланный ею стеречь любовницу мужа, убит Гермесом. В эпоху барокко Аргус изображается мертвым с рассыпанными глазами. Амуры подбирают их и передают Гере, которая помещает их на хвосты павлина (Х. Голциус, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. Блумарт, Н. Пуссен и др.).
Встречается сцена «Юнона просит у Венеры её пояс» (А. Куапель, Дж. Рейнолдс), «Юнона просит Эола выпустить ветры на гибель Одиссею», «жертвоприношение Юноне» (П. Ластман, Дж. Б. Тьеполо), а также «Юнона в Царстве Гипноса», куда она отправилась для помощи в обольщении Зевса в истории с горой Ида.
В аллегорическом изображении Четырех элементов она персонифицирует стихию Воздуха (так как была подвешена в воздухе с наковальнями).
Как покровительница брака она выступает в картине Рубенса «Генрих IV получает портрет Марии Медичи».
Как подательница изобилия она выступает в садовой пластике эпохи барокко.
Ей посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние (фр.168 Радт)[30], а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры[31].
Сочинение Лукиана «О сирийской богине» посвящено богине, которую он называет Герой ассирийской.
В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт 7 сентября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории, США
Гера.