Изучению растительного кода мифа и связанных с ним систем классификации посвящена большая литература[1]. В нижеследующем перечне систематизированы данные греческой литературы, относящиеся не только к грекам, но и к другим народам.
Деревья
Дубы
Превращения (редки собственно в Греции):
Дуб связан с громовержцем [7].
- У дуба дракон из Колхиды сторожил золотое руно.
- Зевсу был посвящен крылатый дуб, на который было наброшено покрывало.
- Дуб в Додоне. Его пророки — селлы.
- Часть корабля Арго была сделана из древесины дуба в Додоне.
- Под дубом повесилась Библида, превратившись в ручей.
- У дуба стояла деревянная статуя Артемиды в Эфесе.
- Диоскуры прятались в дупле дуба.
- У дуба ползали муравьи, которые стали мирмидонянами.
- Дубовая роща в Сикионе посвящена Евменидам.
- Дубовые листья первоначально были наградой на Пифийских играх.
Оливы
- Дикая маслина. Геракл идейский привез ее к эллинам из страны гипербореев.
- За дикую маслину зацепились вожжи Ипполита, и он погиб.
- Знаменита маслина на Делосе. Держась за ней, Лето родила детей.
- Росток оливы вырастила Афина. Она росла в афинском Пандросии.
- Афинскую священную оливу пытался срубить Галиррофий, но неудачно.
- Олива в роще Микен. К ней была привязана корова Ио.
- Дикая маслина росла на могиле Идмона, где была основана Гераклея Понтийская.
- Посохом из оливы Тлеполем убил Ликимния.
- Золотая олива Пигмалиона хранилась в Гадирах.
- Эпитет Зевса — Морий.
- Также известна нимфа Мория (Мифы Аттики).
- Апулийский пастух оскорбил нимф близ Певкетейского залива и превратился в дикую маслину (см. Мифы Италии).
- Перед храмом в Сикионе по молитве Эпопея потек ручей оливкового масла.
- Персонификация оливковой ветви в ритуалах — Эфрейсона.
Разные деревья
Нимфы деревьев — адриады.
В текстах неоднократно упомянуты священные рощи.
Плоды
Растения
Цветы
- Анемон. Цветок, которым стал Адонис (либо возник из слез Афродиты). См. также Сады Адониса.
- Гелиотроп. Этим цветком стала Клития, возлюбленная Гелиоса (см. Иран и Индия).
- Гиацинт.
- Лавр.
- В лавр превратилась Дафна, преследуемая Аполлоном.
- Дафнис родился в роще, где растут лавры.
- В Фивах были дафнофоры (см. Геракл).
- Бранх спас милетских детей, покрыв им головы лавром.
- Ветви лавра приносили в Дельфы из Темпейской долины.
- Из лавра был построен первый храм в Дельфах.
- С ним связывали также Гестию.
- Лавровую ветвь эсак держат в руках исполняющие гимны богам.
- Лилии.
- Персефона была похищена, когда собирала лилии.
- Лилии возникли из капель молока Геры [8].
- Лотос [9].
- См. Лотофаги (лотос – либо цветок, либо дерево).
- В лотосовом челне Гелиоса совершает путешествие Геракл.
- В лотос превратилась нимфа Лотида.
- По Овидию, лотосовым деревом стала Дриопа.
- Геракл нашел цветок и исцелился от укусов Лернейской гидры.
- Мирт.
- Его любит Афродита.
- Пелоп посвятил статую Афродиты из миртового дерева.
- Федра прокалывала ветви миртового дерева, глядя на Ипполита.
- Ветка мирта замедлила бег Бритомартиды, спасавшейся от Миноса.
- В храмы Бона Деа нельзя вносить мирт, так как ее забили миртовыми розгами.
- Нарцисс. Им стал Нарцисс (мифология).
- Розы [10].
- Росла на Елисейских полях.
- Возникли из крови Адониса (или крови Афродиты, искавшей Адониса). Их любит Афродита.
- Шипы – это стрелы Эрота, либо созданы Дионисом.
Прочие:
- В некий цветок Артемида превратила Амаранфа с Евбеи.
- Получив «цветок с Оленских полей», Гера родила Ареса без мужа.
- Из цветка, выросшего на Кавказе из крови Прометея, была сделана мазь, которую Медея дала Ясону.
Травы
- Именем Астерия называют траву, из которой плетут венки для Геры.
- Главк Морской съел некую траву и стал морским божеством.
Другие растения
- В некое растение превратилась вакханка Амвросия.
- Кандил (кандавл) – лидийское блюдо.
- Карпос («плод») – герой.
- Янтарь. Возник из слез Аполлона.
Грибы
-
- В Эфире людей породили дождевые грибы (см. Мифы Коринфа).
- Рост грибов связывался с ударом грома [12].
- Персей нашел гриб (микес) и основал Микены.
Пища
- Бобы. От их употребления воздерживался Амфиарай.
- Аристей научился заквашивать молоко, изготовлять ульи, выращивать маслину.
- Кикеон. Напиток Деметры.
- Деметра дала семена стручковых растений Дамифалу и Трисавлу из Аркадии.
- Жрица Афины Полиады не ест аттический сыр.
- Соль. Одиссей сеял ей пашню, притворяясь безумным.
- Цикута. Ее выпила Сфенебея.
Энотрофы (Элаида – «масло», Спермо – «семя», Ойно – «вино») могли творить из земли масло, злаки и вино.
Зерно
Зерно:
- Деметра подарила Иасиону урожай пшеницы.
- Деметра дала семена для посева Евбулею (из Элевсина) и Триптолему.
- Зерно для посева Евмел из Ахайи получил от Триптолема.
- Хрисантида из Аргоса получила семена от Деметры (см. Мифы Арголиды).
- Сито («хлебодарная») – эпитет Деметры.
- Царь Аргос (сын Зевса) привез из Ливии пшеницу.
- В Аркадии Аркад ввел хлебопашество.
- Ряд божеств были связаны с хлебом, например в Беотии Мегаларт («сверхкаравай») и Мегаломазд («Сверхлепешка»).
- В гимнах почитался Иул – демон снопа.
- Милет сын Лелега изобрел мельницы.
- Ино прожгла семена и вызвала неурожай.
Вино
Происхождение вина:
Другие мотивы:
- Дионис превратил паруса корабля тирренов в листья винограда.
- С вином связаны Агатодемон, Акрат, Акратопот.
- Анфас и Гиперет – их именами трезенцы называли сорта винограда.
- Золотую виноградную лозу дал Зевс Лаомедонту в возмешение за Ганимеда.
- Золотая виноградная ветвь – примета рождения Евнея (сына Ясона).
- За виноградную лозу зацепился Телеф и был ранен.
- Мидас подмешал вино в источник и поймал Силена.
- О смешивании крови с вином – Демофонт (царь Элеунта).
- Ликург (сын Дрианта) пытался срубить виноградную лозу, но впал в безумие.
- Силей заставлял путников вскапывать его виноградник. Геракл убил его.
- Из виноградной лозы была изготовлена статуя бога Тина.
- В бочке с вином утонул Пиас, царь пеласгов (см. Троада в древнегреческой мифологии).
- Вином из Исмара Одиссей напоил Полифема (см. Марон).
- Пифос с вином Дионис вручил кентаврам для Геракла (см. Фол).
Есть ряд мифов, связанных с последствиями пьянства.
См. также:
Примечания
- ↑ См. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т. 2. С. 368-371 и литературу на с. 371
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991—1992. Т. 2. С. 369
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991—1992. Т. 2. С. 164
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991—1992. Т. 2. С. 254
- ↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. М., 2002. С. 242
- ↑ О смещении названий деревьев см. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С. 626
- ↑ Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. С.615
- ↑ см. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.55; также Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.1. М., 2001. С.415
- ↑ см. Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.71-72
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.386
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.2. С.90
- ↑ Мифы народов мира. В 2 т. М., 1991-92. Т.1. С.336