Артемида |
Артемида
Богиня охоты, покровительница всего живого |
Мифология: |
Древнегреческая |
В иных культурах: |
Анаит, Диана |
Отец: |
Зевс |
Мать: |
титанида Лето |
Дети: |
бездетна |
Артеми́да (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te[1]) — в греческой мифологии[2] девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности[3].
Возможные этимологии имени — «медвежья богиня», «убийца» или «владычица».
Основные мифы
Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.
В Троянской войне вместе с Аполлоном воевала на стороне троянцев.
Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф[4]. Получила в подарок от Пана 12 псов[5]. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови[6].
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.
Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды[7].
Культ
Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения, был одним из семи чудес света. Именно его в 356 до н. э. сжёг, желая «прославиться», Герострат. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.
Многие Артемиды
Согласно Котте, Артемид было три[8]:
- Дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса.
- Дочь Зевса третьего и Лето.
- Дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.
Артемиде соответствует римская Диана.
По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры[9]. Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку[10].
Жертвы Артемиды
Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания. Среди её жертв также Мелеагр и Орест.
Жертвы гнева Артемиды:
В литературе и искусстве
Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».
Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 Гудоном).
В астрономии
В честь Артемиды назван астероид (105) Артемида который был открыт 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории
В честь Артемиды назван также астероид (395) Делия (англ.)русск., открытый в 1894 году
Эпитеты Артемиды
- Агротера. «Охотница», «Ловчая». Эпитет Артемиды, её храм в Аттике[11]. Либо некая богиня[12].
- Алфеея.
- Апанхомена. («Удавленница»). Эпитет Артемиды в Кафии (Аркадия), с которым связана легенда[13]. Согласно Каллимаху, аркадцы молятся Артемиде Удавившейся[14].
- Арикийская.
- Ариста. Эпитет Артемиды, о эпитете есть другой рассказ, который Павсаний обходит молчанием[15].
- Астратея.
- Браврония. Эпитет Артемиды, от аттического дема Браврон[16]. Праздники связаны с переодеванием в медведиц[17].
- Бромия. Эпитет Артемиды[18].
- Гегемона. «Водительница». Эпитет Артемиды[19]. В Тегее с ним связана легенда[20].
- Геката. Так называют Артемиду[21].
- Гекаэрга. Также это эпитет Артемиды[22].
- Гиакинфотрофос. Эпитет Артемиды в Книде[23].
- Дафния. Эпитет Артемиды[24].
- Делия. Эпитет Артемиды[25]. Имя возлюбленной Тибулла.
- Евклея.
- Евринома. По фигалейцам, эпитет Артемиды[26].
- Каллиста. Эпитет Артемиды[15]. Первым его использовал поэт Памф, заимствовав у аркадян. Храм Артемиды Каллисты стоял рядом с могилой Каллисто[27].
- Кариатида. Эпитет Артемиды. Кариаты — жрецы Артемиды[28]. Кастор и Полидевк обучили спартанцев в местечке Карии особому виду пляски[29]. en:Caryatis
- Кинфия. Эпитет Артемиды. От горы Кинф на Делосе[30]. Имя возлюбленной Проперция.
- Колоенская. Эпитет Артемиды. Святилище у озера Колоя в Лидии[31].
- Кордака. Эпитет Артемиды в Элиде[32].
- Лафрия (Λαφρία). Эпитет Артемиды у калидонян и мессенцев по имени героя Лафрия, установившего культ Артемиды в Калидоне (см. Мифы Фокиды)[33], также в Патрах[34].
- Левкофрина. «Белобровая». Эпитет Артемиды, почитаемой магнетами[35].
- Лигодесма. «Обвязанная ивами». Эпитет Артемиды Орфии в Спарте[36].
- Лохия. «Родовспомогательница». Эпитет Артемиды[37].
- Мелисса (Μέλισσα, «пчела»). В Эфесе эпитет Артемиды, названной дочерью Деметры. Учреждение культа описано в трагедии Эсхила «Жрицы» (фр.86-87 Радт). Мелиссами называли жриц Деметры[38].
- Мунихия. Эпитет Артемиды[39]. Её святилище в городке Пигелы в Ионии, основанном Агамемноном[40]. Ксоан Артемиды Мунихии в Сикионе соорудили Скиллид и Дипен[41].
- Орфия. (Ортия.) Эпитет Артемиды[42], её алтарь в Спарте.
- Орфосия. (Ортосия.) Эпитет Артемиды[43]. Так называют амазонку Антиопу[44].
- Пайдотрофа. «Детокормилица». Эпитет Артемиды. Храм в Короне (Мессения)[45].
- Подагра. По Сосибию, в Лаконике есть жертвенник Артемиды Подагры[14].
- Селасфора. («Светоносная»). Эпитет Артемиды[46].
- Тавриона[47]. См. Тавропола.
- Тавропола. Эпитет Артемиды[48]. Изображение Артемиды Таврической в Бравроне[16]. Обряды Артемиды Таврополы были и в Каппадокии[49]. Эпитет Гекаты[50]. Согласно Питоклу, фокейцы устраивают ей человеческие всесожжения[51].
- Улия.
- Феба.[52] Имя Артемиды[53].
- Ферея. Эпитет Артемиды[54]. Связан с Ферами, статуя в Аргосе[55].
- Хесийская. Эпитет Артемиды на Самосе[56].
- Хитона. Эпитет Артемиды[57].
- Эфопия. Эпитет Артемиды, её святилище в Митилене[58]. В «Эфиопиде» (синопсис) упомянуто, что на Лесбосе Ахилл приносит жертвы Аполлону, Артемиде и Лето.
Спутницы Артемиды
- Гиала. Спутница Артемиды[59].
- Нефела. Спутница Артемиды[59].
- Опис. Нимфа, спутница Артемиды[60].
- Ортигия. Кормилица Артемиды и Аполлона[61]. Её именем назван парк у храма Артемиды в Эфесе, там стояла её статуя с детьми в руках[40].
- Псека. Спутница Артемиды[62].
- Ранида. Спутница Артемиды[59].
- Фиала. Спутница Артемиды[62].
Другие спутницы Артемиды:
Примечания
- ↑ Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.107-108; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.188-190; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1 далее
- ↑ Гомер. Одиссея VI 102—108
- ↑ Каллимах. Гимны III 13-15
- ↑ Каллимах. Гимны III 87-97
- ↑ Гигин. Астрономия II 33, 1
- ↑ Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123.
- ↑ Цицерон. О природе богов III 58
- ↑ Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6
- ↑ Овидий. Метаморфозы V 330
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 6
- ↑ Плутарх. Об Эроте 14
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 23, 6-7
- ↑ 1 2 Климент. Протрептик 38, 3
- ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады I 29, 2
- ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады I 23, 7
- ↑ Аристофан. Лисистрата 643
- ↑ Орфические гимны XXXVI 2
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 1
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 47, 6
- ↑ Орфика, фр.188 Керн
- ↑ Нонн. Деяния Диониса V 491
- ↑ Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.311
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 24, 9
- ↑ Стаций. Фиваида II 243
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 41, 5
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 35, 8
- ↑ Орозий. История против язычников I 7, 1 комм.
- ↑ Лукиан. О пляске 10
- ↑ Стаций. Фиваида I 577
- ↑ Страбон. География XIII 4, 5 (стр.626)
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 22, 1
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 31, 7
- ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 18, 8
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 26, 4
- ↑ Павсаний. Описание Эллады III 16, 11
- ↑ Плутарх. Застольные беседы III 10, 3
- ↑ Каллимах. Гимны II 110
- ↑ Ксенофонт. Греческая история II 4, 11; Каллимах. Гимны III 259
- ↑ 1 2 Страбон. География XIV 1, 20 (стр.639)
- ↑ Климент. Протрептик 47, 8
- ↑ Алкман. Парфений, ст.43
- ↑ Пиндар. Олимпийские песни III 30
- ↑ Ликофрон. Александра 1331
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 34, 6
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 31, 4
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.361
- ↑ Софокл. Эант 172; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 7
- ↑ Страбон. География XII 2, 3 (стр.535)
- ↑ Орфические гимны I 7
- ↑ Климент. Протрептик 42, 6
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.559, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.81
- ↑ Гомер. Илиада V 51
- ↑ Каллимах. Гимны III 259
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 23, 5
- ↑ Каллимах. Гимны III 228
- ↑ Каллимах. Гимны I 77
- ↑ Мякин Т. Г. Сапфо. СПб, 2004. С.181, по надписям
- ↑ 1 2 3 Овидий. Метаморфозы III 171
- ↑ Вергилий. Энеида XI 532
- ↑ Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.333
- ↑ 1 2 Овидий. Метаморфозы III 172
Ссылки