Древо жизни | |
The Tree of Life | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Сара Грин |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Cottonwood Pictures |
Длительность |
138 мин. |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0478304 |
«Древо жизни» (англ. The Tree of Life) — кинофильм режиссёра Терренса Малика, вышедший на экраны в 2011 году. Планировалось, что фильм войдёт в конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2010 года, но Малик не успел его закончить в срок[2]. Премьера состоялась на Каннском фестивале 2011 года, где картина была удостоена «Золотой пальмовой ветви»[3]. В США лента вышла в прокат 26 мая 2011 года[4], в России — 9 июня[5].
В России фильм разрешён для показа зрителям, достигшим 14 лет[6]. В США фильм не рекомендуется смотреть детям до 13 лет[7].
Содержание |
Сюжет строится вокруг истории жизни Джека. Джек — одиннадцатилетний мальчик и наблюдает этот мир с чистотой и непосредственностью взрослеющего ребёнка. Мать учит сына добру и бескорыстной любви, а также является глубоко верующей, отец же настаивает на первичности своих интересов в этой жизни. Родители Джека разные люди, и каждый хочет донести до сына своё понимание места в этой жизни. Действительность становится мрачнее, когда мальчику приходится столкнуться с болью, страданиями и смертью. И теперь мир уже не так чист и ясен, как казалось в детстве.
Актёр | Роль |
---|---|
Брэд Питт | Мистер О’Брайен |
Шон Пенн | Джек |
Джессика Честейн | Миссис О’Брайен |
Хантер МакКракен | Джек в детстве |
Ларами Эпплер | Р. Л. |
Тай Шеридан | Стив |
Фиона Шоу | Бабушка |
Джессика Фуселье | Гид |
Николас Гонда | Мистер Рейнольдс |
Уилл Уоллес | Архитектор |
Келли Кунс | Отец Хейнс |
А также Велес Поляновский, Никита Сологалов, Фёдор Дахненко
Впервые о проекте Малик заговорил в конце 70-х — тогда лента была известна, как «Q». Проект был заброшен, но некоторые идеи вошли в «Древо жизни»[8]. В 2006 году началось производство картины с участием Колина Фаррелла и Мела Гибсона[9], но позже оно было приостановлено. В октябре 2007 переговоры вели Шон Пенн и Хит Леджер[10]. В декабре Пенн был утверждён на роль, а Леджер покинул проект, на его роль рассматривался Брэд Питт[11].
Съёмки фильма проходили в 2008 году в Техасе[12].
Победитель
На премьере в Каннах фильм был освистан[13], что, впрочем, не помешало ему получить главную награду — Золотую пальмовую ветвь и высокие оценки кинокритиков. На Rotten Tomatoes 85 % рецензий являются положительными[14]. На Metacritic картина получила 85 баллов из 100 на основе 43 обзоров[15]. Кинокритик Роджер Эберт дал фильму высшую оценку — 4 звезды[16]. Антон Долин (Газета. Ru) характеризовал ленту, с одной стороны, как «роман воспитания», проводя определённые параллели с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи», а с другой — как «кино о сотворении мира и его грядущей гибели». «Сумасшедшие», по словам критика, спецэффекты, формирующие впечатляющий визуальный ряд картины, сопровождаются закадровым голосом, потоком сознания или даже «ментальным радио»[17]. Олег Зинцов из «Ведомостей» описывал фильм как симфонию, состоящую из ряда частей, вложенных друг в друга по принципу матрёшки[18], а Роман Волобуев из «Афиши», поставив «Древу жизни» высшую оценку, подчеркнул флегматичность и уверенность режиссёра, выступившего в жанре «исчерпывающего фильма об устройстве вселенной»[19].
Но у фильма нашлись и противники. Весьма скептически воспринял новую работу Малика Дж. Хоберман, осудивший его за претенциозную высокопарность на грани китча[20]. По его словам, фильм отключает рассудок и притупляет чувства (disengages the mind, even as it dulls the senses). Андрею Плахову лента напомнила «не столько даже о помпезном Голливуде, сколько о худших традициях советского „высокодуховного“ пафоса»[21]. Майкл Аткинсон, ранее с восторгом принимавший все работы Малика, не нашёл в «Древе жизни» нового для режиссёра киноязыка. Погружаясь в автобиографическую стихию, режиссёр упивается мельчайшими подробностями собственного детства, увязывая их с событиями планетарного масштаба, в убеждённости, что «солнце освещает вселенную из его задницы». Это не сложная картина детства, воссозданная глазами взрослого (как у А. Германа в «Хрусталёв, машину!»), а примитивная идеализация ребёнка, застрявшего в тривиальной ситуации эдиповского конфликта[22].
Древо жизни (фильм).