Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Третий человек

Перейти к: навигация, поиск
Третий человек
The Third Man
Жанр

детектив (нуар)

Режиссёр

Кэрол Рид

Продюсер

Александр Корда
(в США — Д. Селзник)

Автор
сценария

Грэм Грин
Александр Корда

В главных
ролях

Джозеф Коттен

Оператор

Роберт Краскер

Композитор

Антон Карас

Кинокомпания

London Film Productions

Длительность

104 мин. (видео)
93 мин. (большой экран, США)

Страна

Великобритания Великобритания

Язык

английский язык и русский язык

Год

1949

IMDb

ID 0041959

«Третий человек» (англ. The Third Man) — британский криминальный кинодетектив в жанре нуар, снятый по одноименному роману Грэма Грина, получивший гран-при 3-го Каннского кинофестиваля (1949), премию BAFTA (1950) в номинации «лучший британский фильм» и премию «Оскар» (1951) за лучшую операторскую работу.

Фильм широко известен благодаря актёрской работе Орсона Уэллса и музыке Антона Караса. Главную роль исполняет Джозеф Коттен.

Картина неоднократно признавалась одним из величайших фильмов в истории кинематографа: в 1999 г. Британский институт кино признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом всех времён[1].

Сюжет

Колесо обозрения в Вене, одна из достопримечательностей города. В кабинке над городом происходит диалог Мартинса с Лаймом
Развязка фильма происходит в городской канализации

Действие фильма происходит во второй половине 1940-х годов в полуразрушенной послевоенной Вене. Город разделён на четыре зоны оккупации: американский, английский, советский и французский секторы, а центр города, так называемая «международная зона», управляется всеми четырьмя союзниками совместно. В городе, вследствие недостатка практически любого товара, процветает чёрный рынок.

По приглашению друга детства Гарри Лайма (Орсон Уэллс), в Вену приезжает автор вестернов, американский писатель Холли Мартинс (Джозеф Коттен). Добравшись по адресу, он узнаёт от дворника (Пауль Хёрбигер), что Гарри совсем недавно погиб в результате несчастного случая, произошедшего прямо под окнами его дома: его сбила машина. Мартинс успевает только на похороны друга, где встречает офицера британской военной разведки майора Кэллоуэя (Тревор Ховард) и загадочную красавицу Анну (Алида Валли). После похорон Кэллоуэй предлагает писателю выпить в баре, распрашивает про Лайма, а затем, убедившись в полной непричастности Мартинса к расследуемому им делу, рассказывает, что Гарри Лайм был одним из главных венских гангстеров. Мартинс, знавший Лайма 20 лет, решительно отвергает такую возможность, и даже пытается вступить в драку с майором.

Кэллоуэй настаивает на том, чтобы Мартинс провёл ночь в отеле и улетал обратно следующим же утром. Однако, военный, сопровождающий писателя, знакомит его с главой местного культурного клуба, который предлагает писателю прочитать лекцию в клубе о современной литературе и обещает оплатить проживание в отеле. Также в отель звонит «барон» Куртц (Эрнст Дойч), друг Лайма, который предлагает встретиться. За столиком кафе Куртц рассказывает подробности автокатастрофы. По его словам, Лайма окликнул знакомый, некто Попеску, тот ступил на проезжую часть, где его сбил грузовик. Куртц и Попеску вместе дотащили Лайма до другой стороны улицы, где он и умер. По словам «барона», перед смертью Лайм просил его помочь Мартинсу. Писатель спрашивает, где сейчас Попеску, и получает ответ, что тот уехал из города. Он также распрашивает «барона» о девушке, которая была на похоронах.

Мартинс отправляется к театр, где играет Анна. Она сообщает писателю, что водителем грузовика, сбившего Лайма, был его собственный шофёр. Мартинс пытается выяснить, что же произошло в тот день, и вместе с Анной посещает дом, где жил Лайм. Дворник рассказывает писателю, что на месте происшествия было трое мужчин, которые тащили тело, а также что Лайм умер сразу же, и, соответственно, не мог ничего сказать «барону» перед смертью.

Мартинс провожает Анну домой и становится свидетелем обыска, в ходе которого международная полиция отбирает у девушки её поддельный паспорт и задерживает её.

Мартинс тем временем посещает дом доктора Винкеля (Эрик Понто), который подтверждает, что слова «барона», что в момент смерти Лайма возле него находились двое мужчин.

Дворник обещает предоставить Мартинсу больше информации, но его убивают. Когда Мартинс и Анна подходят к дому, где жил Лайм, они видят перед подъездом большую толпу. Маленький мальчик обвиняет писателя в том, что он спорил с дворником накануне. Толпа пытается задержать Мартинса, и он спасается бегством.

В отеле Мартинса сажают в такси и куда-то везут. Он подозревает худшее, но оказывается, что его привезли на собрание культурного клуба, где ему приходится прочитать лекцию о литературе. Попеску, который также пришёл на собрание клуба, спрашивает Мартинса о его творческих планах и тот отвечает, что пишет роман «Третий человек», историю об убийстве на основе фактов. Попеску советует Мартинсу придерживаться вымысла, а затем пытается преследовать его вместе с двумя головорезами, однако писателю удаётся уйти от погони.

Писатель навещает Кэллоуэя, который снова советует Мартинсу уехать из Вены, а затем рассказывает о том, что друг писателя был одним из главных торговцев на «чёрном рынке», который продавал разведённый пенициллин, который воровал из военного госпиталя. Он показывает ему фотографии жертв Лайма, детей, которые не смогли выздороветь.

В полиции Мартинс также узнаёт, что Анну собираются депортировать в советский сектор Вены.

Возвращаясь от Анны, Мартинс видит человека, который прячется в подъезде дома. Он узнает в нём Лайма, и пытается пообщаться, но тот убегает. Мартинс теряет след своего друга на площади Ам-Хоф. Однако Кэллоуэй, которому Мартинс рассказывыает об этом эпизоде, сразу понимает, что преступник скрылся в городской канализации, вход в который скрыт в афишной тумбе. Кэллоуэй предполагает, что Лайм скрывается в советской части города.

Когда полиция вскрывает могилу Лайма, в грубоу они находят тело Йозефа Харбина, медика, который воровал для Лайма пенициллин.

На следующий день Мартинс отправляется к дому доктора Винкеля и назначает Лайму свидание возле колеса обозрения. Лайм сначала угрожает писателю, затем предлагает ему работу, а также произносит патетический диалог.

Кэллоуэй предлагает Мартинсу выманить Лайма в контролируемую британцами часть города. Мартинс соглашается, но требует, чтобы Анне вернули паспорт и вывезли из города. Кэллоуэй соглашается, но Анна отказывается уезжать. Мартинс принимает решение уехать из Вены, но майор отправляется вместе с ним в госпиталь и показывает больных детей, которые умирают от менингита по вине Лайма. Писатель соглашается помочь полиции.

Лайм приходит на встречу с Мартинсом, однако Анна предупреждает его об опасности, и он снова скрывается в канализации. Полиция преследует его. Раненный Лайм пытается выбраться в город, но не может. Тем временем Мартинс берёт револьвер убитого полицейского и находит Лайма. Звучит выстрел.

На повторных похоронах Лайма писатель снова встречает Анну. Кэллоуэй говорит Мартинсу, что тот опаздает на самолёт, однако тот выходит из машины и ждёт Анну, которая проходит мимо, якобы не замечая его. Майор уезжает.

В ролях

Актёр Роль
Джозеф Коттен Холли Мартенс Холли Мартенс
Алида Валли Анна Шмидт Анна Шмидт
Тревор Ховард Кэллоуэй Майор Кэллоуэй
Бернард Ли Пэйн Сержант Пэйн
Орсон Уэллс Гарри Лайм Гарри Лайм
Эрнст Дойч Курц Барон Курц
Зигфрид Бройер Попеску Попеску
Эрих Понто Винкель Доктор Винкель

Вокруг фильма

Сценарий фильма написал Грэм Грин. В его основе лежит известный сюжетный ход — инсценировка героем своей гибели. В оригинальном сценарии повествование ведётся от имени британского полицейского (майор Кэллоуэй); фильм излагает те же события от имени Холли Мартенса. Впоследствии Грин написал одноимённый роман, вышедший в 1950 году.

Съёмки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948. В качестве апартаментов главного героя был выбран княжеский дворец Паллавичини. В киномире долгое время бытовало мнение, что первую скрипку на съёмках играл не режиссёр, а Орсон Уэллс, и именно ему принадлежат наиболее интересные режиссёрские решения (в частности, финальная виньетка на тему верховенства долга над чувством). Сам Уэллс всегда открещивался от этих слухов.

Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории. Главный герой оказывается в роли частного детектива и в ходе проводимого расследования не только убеждается в относительности общепринятых мнений и нравственных ориентиров, но и сам оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать между чувством и долгом.

Развязка, как это часто бывает в лентах этого жанра, помещена в индустриальный лабиринт — канализационную систему. Орсон Уэллс отказался выглядывать на улицу из канализационного тоннеля. В знаменитой сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссёр, Кэрол Рид.

Уэллсу предложили выбор: получить фиксированную оплату за съёмки или процент от прибыли. Он выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл, поскольку фильм стал блокбастером. Он получил премию на одном из первых фестивалей в Каннах и премию «Оскар» за лучшую операторскую работу в чёрно-белом кино, а также вошёл в рейтинг лучших фильмов в истории кино, в том числе по версии IMDb.

В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в основном сцены, где Холли Мартинс ведёт себя неподобающе супергерою, к которому привыкла американская публика (много пьёт, интересуется женщинами), и в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объясняет зрителю, что представляет собой жизнь в оккупированной Вене и каково зарабатывать на чёрном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD в серии Criterion Collection.

Музыка

Антон Карас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл её на цитре. Причём озвучивал он, глядя на экран, как это делалось при музыкальном сопровождении в немом кино. Инструментальная версия этой темы провела 8 недель на первой строчке американского чарта продаж.

Интересные факты

  • Во время съёмок фильма, кафе «Моцарт» — в котором должна была состояться встреча Мартэнса с бароном Курцом, — отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».
  • Актёры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пёстро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась чёрно-белой плёнкой.
  • В традиционном венском кинотеатре «Бургкино», что на Рингштрассе, фильм «Третий человек» до сих пор показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям.
  • В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». — Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Третий человек (фильм)
  • Третий человек (англ.) на сайте allmovie
  • Места съёмки фильма (Вена) (англ.)

Примечания

  1. Entertainment: Best 100 British films - full list. Архивировано из первоисточника 20 декабря 2014. (англ.)

Третий человек.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93