Журнали́стские рассле́дования (англ. Investigative journalism) — вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества[1].
Де Бург в 2000 году дал следующее определение:
Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку. |
Экс-редактор The Philadelphia Inquirer (одной из газет, специализирующихся на расследованиях) Джин Робертс отмечал:
Расследование заключается не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем всё более сложном мире.
Работа репортёра-следователя подразумевает владение следующими профессиональными инструментами:
В 1887 году Владимир Гиляровский в своем репортаже «Ловля собак в Москве» впервые в СМИ поднял тему бездомных животных в городе[4]. По набору приёмов это хрестоматийное журналистское расследование. Писатель был новатором[5]:
Гиляровский, наверное, был и первым московским диггером, бродившим с фонарем по подземельям старой Москвы. Рассказывают, что он был близок к успеху в поисках затерянного лабиринта под Москвой-рекой.
Хотя элементы репортёрских расследований были отмечены в программах киножурнала «Фитиль»[6], снимавшегося с 1962 года, в СССР пионерами жанра стали такие писатели как Юлиан Семёнов (поиски «янтарной комнаты»), а в эпоху т. н. гласности — Артём Боровик («Совершенно секретно», «Версия»), Евгений Додолев («Московский комсомолец», «Совершенно секретно»), Дмитрий Лиханов («Совершенно секретно», «Огонёк») и Юрий Щекочихин («Литературная газета», «Новая газета»)[7]. В этой сфере работал Пол Хлебников.
Журналист — это светский проповедник, считал Семёнов. Его девизу и сегодня верна «семёновская гвардия» — Евгений Додолев и Дмитрий Лиханов. С ними, пионерами жанра журналистского расследования, Семёнов создавал «Совершенно секретно».[8]
На телевидении в описываемом амплуа выступал «Влад, вы рано или поздно перестреляете друг друга». Его откровения были растиражированы во многих сетевых СМИ[20]. Владимир утверждает, что на момент убийства на счетах его коллеги было около 16 миллионов долларов США[21]. Мукусев достаточно категоричен:
Те, кто убил Листьева, сегодня руководят ОРТ |
В современной России журналистские расследования (начиная с середины 90-х) по большей части свелись к т. н. сливу, когда в изданиях (не обязательно бульварного толка) публикуются распечатки телефонных переговоров и/или материалы оперативно-розыскного дел, которые редакциям через ангажированных журналистов предоставляют заинтересованный лица из спецслужб.
Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно ещё не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования — предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы. Талантливый журналист сумеет сделать настоящий детектив, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры[22][неавторитетный источник?] .
Многие начинающие журналисты искренне полагают, что расследование — это лишь своеобразный способ подачи фактов, жанр, в стилистике которого можно написать едва ли не любой материал. Безусловно, умение «выписать» материал очень важно. Но прежде чем приступить к этой стадии подготовки публикации, следует определить круг источников информации, заручиться их помощью, обезопасить себя от возможных юридических проблем, наконец, проверить и проанализировать собранный материал. Внимательно прочитав наши рекомендации, наработав собственный опыт, вы безусловно придете к убеждению, что журналистское расследование — это не столько жанр, сколько метод, который имеет массу особенностей.[22]
В России журналисты должны учитывать следующие правовые нормы:
|
|
---|---|
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые медиа • |
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Чурналистика |
Социальные воздействия |
|
Новостные СМИ | |
Роли | |
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу |
Мероприятия | |
Профессиональный жаргон |
Джинса • Пилотный выпуск • Синхрон • Стендап • |
Журналистские расследования.