М-104 «Ярославский комсомолец» | ||
---|---|---|
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Порт приписки | Полярное (1942—1944), Балаклава (1944—1953), Баку (1955—1960) |
|
Спуск на воду | 24 сентября (по другим данным 29 октября) 1942 | |
Выведен из состава флота | 17 августа 1953 из боевого состава, 19 сентября 1960 из списка судов |
|
Современный статус | в 1960 разобрана | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | малая ДПЛ | |
Обозначение проекта | серия XII типа М — «Малютка» | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | 7,8 узла | |
Рабочая глубина погружения | 50 м | |
Предельная глубина погружения | 60 м | |
Автономность плавания | 10 суток | |
Экипаж | 36 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 208 т | |
Водоизмещение подводное | 258 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 45 м | |
Ширина корпуса наиб. | 3,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 2,85 м | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 45-мм/46 орудие 21-К, 195 снарядов | |
Торпедно- минное вооружение |
2 носовых ТА калибра 533 мм, без запасных торпед |
М-104 «Ярославский комсомолец» (1940—1960) — советская подводная лодка серии XII типа М — «Малютка». В годы Великой Отечественной войны в составе Северного флота; патрулировала воды у границы с Норвегией.
Содержание |
Заложена 29 октября (по другим данным 30 мая, 30 сентября или 30 октября) 1940 года под стапельным номером 301 на заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Спущена на воду 10 апреля 1941 года. С началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено, так как завод сконцентрировался на выпуске танков.[1][2]
25 августа 1942 года подводная лодка в разобранном виде погружена на транспортёр и отправлена по железной дороге на доработку на завод № 402 в Молотовск (ныне Северодвинск), куда прибыла 1 сентября 1942 года, в тот же день зачислена в отдельный учебный дивизион подводных лодок. Вторично спущена на воду 24 сентября (по другим данным 29 октября) 1942 года. 23-26 ноября переведена в СРЗ ГУ Севморпути в посёлке Роста в Мурманске для достройки, проведения испытаний и боевой подготовки. Затем переведена в Екатерининскую гавань (Полярное).[1][2]
В начале 1943 года в рамках широкого общесоюзного движения по инициативе молодёжи колхоза «Заря свободы» Брейтовского района, воодушевлённой постройкой на собранные средства эскадрильи боевых самолётов «Ярославский комсомолец», комсомольцы и прочая молодёжь Ярославской области собрали около 5,5 (по другому источнику — 5,8) миллионов рублей на строительство подводной лодки. Этих денег хватало на новую подлодку типа «Малютка», и было принято решение эквивалентно собранной сумме присвоить наименование «Ярославский комсомолец» следующей построенной подлодке этого типа, что и было сделано 22 февраля 1943 года приказом наркома ВМФ (впервые советская субмарина получила собственное имя).[1][3][4]
10 февраля 1943 года М-104 «Ярославский комсомолец» вступила в строй. 20 февраля перечислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок Северного флота с базированием на Полярное. 23 февраля в присутствии делегации из Ярославской области торжественно поднят Военно-морской флаг. 24 февраля 1943 года вошла в состав Северного флота.[1][2][4]
Первый боевой поход — с 7 по 16 апреля 1943 года — для действий в Варангер-фьорде. Раз в двое суток отходила в бухту Пумманки для зарядки аккумуляторов. Дважды наблюдала одиночные цели, но атаковать по различным причинам не смогла. 16 апреля у мыса Лангбунес атаковала германский транспорт. Торпеда выскочила на поверхность и взорвалась на виду противника, не достигнув цели.[1][2]
Второй боевой поход — с 8 по 12 мая 1943 года — для действий в Варангер-фьорде. Во время пути в Пумманки для зарядки аккумуляторов М-104 была атакована 11 немецкими самолётами «Bf-109». Уходя от атаки легла на грунт на глубине 36 метров, но тем не менее была довольно серьёзно повреждена пушечно-пулемётным обстрелом и близкими разрывами бомб. На следующий день, находясь на ремонте в Пумманках, была безрезультатно атакована пятью «Bf-109». Была вынуждена вернуться на базу, где устраняла повреждения у борта плавмастерской «Красный горн». Вступила в строй только 24 июля.[1][2]
Третий боевой поход — с 12 по 22 сентября 1943 года — патрулирование на позиции Вардё — мыс Сейбунес. 20 сентября в районе Бос-фьорда совершила неудачную торпедную атаку каравана немецких и норвежских судов. После возвращения с 24 сентября по 23 октября проходила навигационный ремонт.[1][2]
Четвёртый боевой поход — с 29 ноября по 7 декабря 1943 года — патрулирование в районе Вардё — Конгс-фьорд. Обнаруживала одиночные цели, но из-за плохой видимости атаковать не смогла. С 3 по 31 января и с 11 по 21 февраля проходила навигационный ремонт.[1][2]
Пятый боевой поход — с 5 по 11 марта 1944 года. Обнаруживала одиночные цели, но по различным причинам атаковать не смогла. 10 марта 1944 года в районе Сюльте-фьорда атаковала остов транспорта «Наталь», выброшенного в январе 1944 года штормом на камни у мыса Маккаур.[1][2]
Шестой боевой поход — с 12 по 22 апреля 1944 года — патрулирование района Когс-фьорда в рамках операции «РВ-3» (разгром врага). 18 апреля был встречен конвой, но атаковать его не было возможности из-за плохой видимости.[1][2]
В боевых действиях больше не участвовала. В итоге за 6 боевых походов подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец» совершила 3 безрезультатные торпедные атаки.[1] В эти годы подлодкой командовал Ф. И. Лукьянов.[2]
11 мая 1944 года «Ярославский комсомолец» отправлен по железной дороге из Мурманска в Поти на Черноморский флот, куда прибыл 6 (по другим данным 8) июня. 9 июля вошёл в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок с базированием на Поти. Этим же летом перечислен в состав 4-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота с базированием на Балаклаву.[1][2]
17 августа 1953 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки КБП-27. Летом 1955 года доставлена по внутренним водам на Каспийское море. 27 декабря 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-32 и поставлена на прикол. В 1958 году затонула в Бакинском военном порту из-за неисправности донно-забортной арматуры, но была поднята. 19 сентября 1960 года исключена из списков судов ВМФ, 26 сентября расформирован экипаж, сдана на разборку.[1][2]
Ярославский музей-заповедник хотел заполучить подводную лодку себе, но по техническим причинам доставить ни её целиком, ни хотя бы рубку, не удалось. Но в Ярославль были отправлены торпедный аппарат, ходовая станция и дверь, соединявшая дизельный и электромоторный отсеки. Ныне они являются экспонатами ярославского Музея боевой славы — филиала музея-заповедника.[4]
М-104 «Ярославский комсомолец».