Охотник на оленей | |
The Deer Hunter | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Барри Спайкинз (англ.) |
Автор сценария |
Майкл Чимино |
В главных ролях |
Роберт де Ниро |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
183 мин. |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0077416 |
«Охотник на оленей» (англ. The Deer Hunter) — второй полнометражный художественный фильм режиссёра Майкла Чимино, премьера которого состоялась 8 декабря 1978 года — три с половиной года спустя вывода американских войск из Вьетнама. Картина повествует о судьбе трёх молодых американцев славянского происхождения[К 1], призванных на войну во Вьетнаме, о некоторых событиях до и после этого. Фильм получил 5 премий Оскар и включён в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Содержание |
Многие критики и историки кино отмечали трёхактовую структуру фильма.[3][4]
Акт I 1967 год. Небольшой промышленный город Клэртон на западе Пенсильвании, где живут и работают на сталелитейном заводе несколько молодых (чуть за 30) мужчин: Михаил Майкл Вронский (Роберт Де Ниро), Стивен Пушков (Сэвидж), Никонор Ник Чеботаревич (Кристофер Уокен). Майкл — лидер компании, тайно влюблён в подругу Ника Линду (Мерил Стрип).
Друзья готовятся отметить два события: свадьбу Стивена и призыв из резерва каждого из них для последующей отправки во Вьетнам. Война ещё впереди, а сегодня у парней — хорошая выпивка и давно запланированный, почти ритуальный выезд на охоту. К ним присоединяются их давние товарищи Стэнли (Казале), Джон (Дзундза) и Питер Аксель (Аспегрин). Днём друзья присутствуют на обряде венчания Стивена и Анджелы (Альда) в православной церкви, а вечером отмечают это в местном ресторанчике. Следует продолжительная и подробная сцена славянской свадьбы в интерпретации режиссёра итальянского происхождения. В баре появляется демобилизовавшийся «зелёный берет». Майкл угощает гостя выпивкой и интересуется, как тому служилось во Вьетнаме. Ветеран поднимает стопку и вместо тоста произносит нецензурное ругательство. Со второй рюмкой — всё повторяется. Не удостоенный ответа, разгорячённый алкоголем Майкл пытается завязать драку, но друзья оттаскивают его и всё превращают в шутку. В конце свадебного вечера Ник делает Линде предложение выйти за него замуж, она соглашается. Майкл, чувствуя завершение определённого этапа своей жизни, бежит по ночным пустым улицам и сбрасывает с себя всю одежду. За ним бежит Ник, умоляющий Майкла никогда не бросать его, особенно «там». Обнажённый Майкл лежит на спортивной площадке, готовый к своеобразному перерождению. Утром не протрезвевшие окончательно друзья выезжают на охоту. В красивом горном лесу при преследовании оленя Майкл принимает решение всё и всегда завершать сразу, единственным выстрелом.
Акт II Действие переносится во Вьетнам. Идёт бой за неизвестную деревню. Непосредственно боевые действия отражены в фильме кратко и жестоко. В ходе боя все три товарища попадают в плен к вьетконговцам. Узников содержат в тростниковых клетках притопленных в воде. Садисты-охранники развлекаются тем, что организовав примитивный тотализатор, вытаскивают пленных по двое и под прицелом автоматов вынуждают их играть в русскую рулетку. Каждый из героев фильма с бо́льшим или ме́ньшим мужеством проходит это испытание. Майкл в психологическом возбуждении предлагает партизанам зарядить пустой барабан револьвера не одним, а тремя патронами. Он чрезвычайно рискует, но получает в руки боевое оружие. Не дрогнув, он стреляет: три заряда — три мёртвых охранника, по единственному выстрелу на каждого. Майклу и его друзьям удаётся бежать. Их замечает американский вертолёт. Подняться на борт удаётся только Нику. Обессиленный Стивен срывается в воду, Майкл пытается его спасти. Вертолёт, избегая обстрела партизанами, улетает. Майкл с искалеченным при падении Стивеном пытается пробраться через джунгли в расположение союзников.
Ник после пережитого психического и физического перенапряжения проходит восстановление в госпитале в Сайгоне. Ему не известна судьба друзей. В один из свободных вечеров, не имея других развлечений, он приходит в квартал красных фонарей, где сталкивается с неким французом. Жульен Гринда (Сегю) за выпивкой приглашает Ника в притон, где можно посмотреть, а за неплохие деньги и поиграть в русскую рулетку. Там француз уговаривает его принять участие в игре. По стечению обстоятельств одним из многочисленных посетителей притона является Майкл. Он не сразу, но узнаёт друга, пытается позвать, догнать его. Но Ник и Жульен исчезают в вечерней толпе «злачного» района.
Акт III Майкл возвращается в США. Линда, Стэнли и Джон готовят к его приезду праздничную вечеринку, но он не готов к встрече с ними. Он не сможет ответить друзьям и родным, где Ник и Стивен. Пригнувшись на заднем сиденье такси, Майкл минует дом и едет в гостиницу. Спустя некоторое время, он находит в себе силы встретиться с Линдой, а потом и с другими старыми товарищами. Как и прежде, мужчины отправляются на охоту. Майкл неутомимо преследует оленя, подбирается совсем близко. Взгляды человека и животного встречаются. Майкл не желает более нести смерть, выстрел направлен выше зверя. «Okay?» — кричит охотник, «Okay!» — отвечает эхо.
Майкл отправляется в дом матери Стивена. Анджела тяжело больна и находится в глубокой депрессии. Однако она пишет на клочке бумаги телефонный номер. По нему Майкл находит госпиталь для ветеранов, а там — Стивена, парализованного и безвозвратно психически изуродованного пережитым. Среди прочего, тот сообщает Майклу о крупных суммах денег, которые кто-то неизвестный пересылал ему ещё во времена лечения в Сайгоне. Майкл уверен, что отправитель денег — Ник.
Майкл прилетает в Сайгон. Город вот-вот падёт под натиском успешного наступления армии Северного Вьетнама. Вронский выслеживает Жульена Гринду. Делец по-прежнему наживается на вовлечении американских солдат в кровавую игру. Майкл обнаруживает изменившегося Ника в притоне. Одурманенный наркотиками, тот не узнаёт Майкла. Жестокий тотализатор продолжается. Вронский вызывается выступить противником друга. Что-то блеснуло в глазах Ника, он пытается улыбнуться. Проговорив шёпотом «только один выстрел», он спускает курок — Ник мёртв.
Эпилог Майкл привозит тело друга в Америку, Ника хоронят. После панихиды друзья отправляются в свой старый бар и вспоминают Ника. За одним столом с ними — Стивен и Анджела, снова рядом.
В 1968 году звукозаписывающая компания EMI преобразовалась в компанию EMI Films во главе с продюсерами Барри Спайкинзом и Майклом Дили.[5] Дили приобрёл за 19 000 $ у Куинна Редекера и Луиса Гарфилкна сценарий под названием "Человек, который пришёл поиграть",[6] рассказывающий о группе молодых людей, которые едут в Лас-Вегас играть в русскую рулетку.[5] Дили вспоминал: "Сценарий поразил меня...Однако он был неполным. Хитрость состояла в том, чтобы реализовать из очень остроумной задумки полный фильм."[7] В середине 1970-х годов, когда началась подготовка к съёмкам, тема Вьетнамской войны по-прежнему оставалась табу среди крупнейших голливудских студий.[6] По словам Майкла Дили, стандартный ответ был "ни один американец не хотел бы видеть картину о Вьетнаме."[6] После консультаций с несколькими голливудскими агентами, Дили находит Майкла Чимино, чья прежняя работа Громобой и Быстроножка произвела на него положительное впечатление, и Чимино был утверждён в качестве режиссёра.[7][8]
Майкл Чимино и Дерик Уошбёрн, уже работавшие вместе над картиной Молчаливый бег, писали сценарий 6 месяцев.[9]
«Охотник на оленей» — сильный фильм, и сила его нарастает на противоставлении до- и послевоенной жизни. Вы либо эмоционально соединяетесь и погружаетесь в эту историю, или вы не в состоянии ощутить её чувства и просто не принимаете фильм. Я выбрал первое и остаюсь поклонником великого фильма.— Билл Томпсон // Билл’с Муви Эмпориум (23 мая 2009 г.)[10]
На октябрь 2011 года фильм в топ-листе 250 IMDb занимает 135-е, а в списке «100» по версии киноакадемии США от 2007 года — 53 место, переместившись по сравнению с версией 1998 года на 26 позиций вверх.
Самая известная и неоднозначная сцена фильма, когда «вьетконговцы» заставляют играть военнопленных в русскую рулетку, была подвергнута критике, поскольку не было ни одного документального подтверждения что подобные случаи действительно имели место во время Вьетнамской войны.[4][5][11] Корреспондент Ассошиэйтед пресс Питер Арнетт, получивший в 1966 году Пулитцеровскую премию за освещение войны во Вьетнаме, писал в Los Angeles Times: "За все годы войны не было ни одного задокументированного случая игры в русскую рулетку... Центральная метафора фильма просто кровавая ложь."[5] Также самого режиссёра критиковали за одностороннее изображение Вьетнамской войны, однако он возражал, что его картина не является политической и буквально точной.[4] Кроме того, он защищал свою позицию, заявив, что у него были вырезки из сингапурских газет, которые подтверждали версию о том, что русская рулетка имела место во время войны (правда он не указал конкретные статьи).[9]
Во время показа фильма на Берлинском кинофестивале 1979 года делегация СССР выразила возмущение по поводу фильма, который, по их мнению, оскорбил вьетнамский народ во многих сценах, и демонстративно покинула кинозал. Её примеру последовали делегации ГДР, Польши, Болгарии, Венгрии, Кубы.[12] Также два члена жюри подали в отставку в знак солидарности с социалистическими государствами.[13]
Роджер Эберт защищал право создателей на художественное использование русской рулетки: "Это не АНТИвоенный фильм, это не ПРОвоенный фильм. Это наиболее эмоциональная и потрясающая картина из когда-либо ранее снятых. …Игра в русскую рулетку становится связующим символом всего фильма: на какой результат ВЫ рассчитываете в этой игре?; ВЫ осознаёте её неожиданную, но предопределённую жестокость, её влияние на рассудок мужчины, втянутого в эту игру, — всё это относится и к войне в целом. Это блестящий символ этой истории, он делает дальнейшие рассуждения о войне ненужными."[3] В 2008 году кинокритик Дэвид Томпсон также согласился с тем, что фильм заслуживает уважение, несмотря на дискуссии вокруг него: "Были претензии, что «вьетконговцы» не заставляли играть пленных в русскую рулетку. Было сказано, что сцены Сайгона странны или нереальны. Было заявлено, что герои Де Ниро, Уокена и Сэвиджа слишком стары, чтобы быть призванными во Вьетнам. Три десятилетия спустя "воображение", похоже, успокоило эти терзания... и «Охотник на оленей» является одним из великих американских фильмов.[14]
Актёр | Роль |
---|---|
Роберт Де Ниро | Михаил / Майкл Вронский |
Кристофер Уокен | Никанор / Ник Чеботаревич |
Джон Сэвидж | Стивен Пушков |
Джон Казале | Стэнли (Стош) |
Джордж Дзундза | Джон Уэлч |
Чак Аспигрин | Питер Аксельрод (Аксель) |
Мерил Стрип | Линда |
Рутания Алда | Анджела |
Пьер Сегю | Жульен Гринда |
Ричард Касс | Отец Линды |
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
Оскар | Лучший фильм | Барри Спайкингс, Майкл Дили, Майкл Чимино, Джон Певералл | Победа | |
Лучший режиссер | Майкл Чимино | Победа | ||
Лучшая мужская роль | Роберт де Ниро | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Кристофер Уокен | Победа | ||
Лучшая женская роль второго плана | Мэрил Стрип | Номинация | ||
Лучший оригинальный сценарий | Майкл Чимино, Дерик Уошбёрн, Луис Гарфинкл и Куинн К. Редекер | Номинация | ||
Лучший монтаж | Питер Циннер | Победа | ||
Лучшая операторская работа | Вилмош Жигмонд | Номинация | ||
Лучший звук | Ричард Портман, Уильям Л. Маккоги, Аарон Рочин, Дэрин Найт | Победа | ||
Британская академия | Лучший фильм | Майкл Чимино | Номинация | |
Лучшая режиссёрская работа | Майкл Чимино | Номинация | ||
Лучшая мужская роль | Роберт де Ниро | Номинация | ||
Лучшая женская роль | Мерил Стрип | Номинация | ||
Лучший мужская роль второго плана | Кристофер Уокен | Номинация | ||
Лучший сценарий | Дерик Уошбёрн | Номинация | ||
Лучшая операторская работа | Вилмош Жигмонд | Победа | ||
Лучший монтаж | Питер Циннер | Победа | ||
Лучший звук | Дэрин Найт, Джим Клингер, Ричард Портман | Номинация | ||
Золотой глобус | ||||
Лучший фильм (драма) | Майкл Чимино, Барри Спикингс | Номинация | ||
Лучший режиссёр | Майкл Чимино | Победа | ||
Лучшая мужская роль (драма) | Роберт де Ниро | Номинация | ||
Лучшая женская роль второго плана | Мэрил Стрип | Номинация | ||
Лучшая мужская роль второго плана | Кристофер Уокен | Номинация | ||
Лучший сценарий | Дерик Уошбёрн | Номинация |
Фильмы Майкла Чимино | |
---|---|
Громила и Попрыгунчик (англ.) • Охотник на оленей • Врата рая • Крёстный отец Гринвич Виллидж (нет в титрах) • Год дракона • Сицилиец • Часы отчаяния • Ловец солнца |
Охотник на оленей 1978 торрент, охотник на оленей де ниро.
Шаблон:История Белоруссии, Валерий Владимирович Иващенко, Власенко, Сергей Владимирович.