«Сакава» | |
---|---|
酒匂 | |
Лёгкий крейсер «Сакава» в ноябре 1944 года у Сасебо, незадолго до ввода в строй
|
|
Служба: | Япония |
Класс и тип судна | Лёгкий крейсер |
Строительство начато | 21 ноября 1942 года |
Спущен на воду | 9 апреля 1944 года |
Введен в эксплуатацию | 30 ноября 1944 года[1] |
Выведен из состава флота | 5 октября 1945 года |
Статус | Затонул 2 июля 1946 года в результате испытания атомной бомбы у атолла Бикини |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное — 6652 т, полное — 8534 т |
Длина | 162 м |
Ширина | 15,2 м |
Осадка | 5,63 м |
Бронирование | Пояс — 55…60 мм; палуба — 20 мм; башни — 19 мм |
Двигатели | 4 паровых турбины «Гихон» 6 котлов «Кампон» |
Мощность | 100 000 л. с. |
Скорость хода | 35 узлов |
Дальность плавания | 6300 морских миль на скорости 18 узлов |
Экипаж | 438 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 3 × 2 — 152-мм/50 |
Минно-торпедное вооружение | 2 четырёхтрубных 610-мм торпедных аппарата 48 торпед |
Авиационная группа | 1 катапульта, 2 гидросамолёта |
Сакава (яп. 酒匂 Sakawa ) один из четырёх лёгких крейсеров типа «Агано» Императорского флота Японии времён Второй мировой войны. Получил название по реке в префектуре Канагава, Япония. Получил известность в связи с использованием при испытании атомной бомбы у атолла Бикини.
Содержание |
Сакава был четвёртым и последним в серии лёгких крейсеров типа Агано, и, как другие корабли своего типа, был предназначен стать флагманом соединения эскадренных миноносцев.
Построенный на верфи Сасебо, Сакава вошёл в строй Императорского флота Японии 30 ноября 1944 и был приписан к Объединённому флоту в Йокосуке. 15 января 1945 года Сакава стал флагманом 11-й эскадры эсминцев, провёл учения с новыми эсминцами в Внутреннем Японском море и принял участие в серии тестов нового антирадарного противолодочного покрытия.
1 апреля 1945 года Сакава был направлен во 2-й флот для участия в самоубийственной «Операции Тэн-Го» с целью атаковать американские силы вторжения на Окинаву. Сакава первоначально должен был обеспечивать прикрытие линкора Ямато вместе с однотипным Яхаги, но из-за нехватки топлива Сакава остался вместе со своей эскадрой эсминцев. После потери Ямато Сакава был отправлен обратно в Объединённый флот.
На момент капитуляции Японии 2 сентября 1945 года Сакава находился в Майдзуру, так и не приняв участия в боевых действиях.
5 октября 1945 года, после окончания войны, Сакава был официально исключён из списков флота.
Сакава был передан США в качестве военного приза после завершения Второй мировой войны, и применялся для эвакуации 1339 солдат японской армии с четырёх небольших островов в южной части архипелага Палау в октябре 1945 года. Крейсер продолжил службу в качестве транспорта до конца февраля 1946 года.
25 февраля 1946 года Сакава вошёл в состав ВМС США, которые хотели использовать его (вместе с другими уцелевшими кораблями бывшего Императорского флота) для экспериментов у атолла Бикини. Спасательная команда обнаружила, что на корабле полно крыс, а большая часть систем корабля не функционирует. 18 марта 1946 года Сакава был переведён из Йокосуки к Эниветоку американским экипажем (165 матросов и офицеров) совместно с линкором Нагато, также управляемым американским экипажем. Через десять дней, в 300 милях (560 км) от Эниветока, Нагато вышел из строя. Его паровой котёл начал принимать воду, начался крен на правый борт. Сакава попытался взять линкор на буксир, но на нём было недостаточно топлива. Танкер Никаджэк Трэйл был отправлен доставить горючее кораблям, однако в условиях плохой погоды сел на риф и был потерян. Сакава с Нагато на буксире добрались до Эниветока 1 апреля 1946 года.
У Эниветока пятеро американских матросов, недовольные тяжёлыми условиями службы на корабле, решили устроить саботаж. Тяжесть несения службы возникла из-за того, что вместо положенных по японским штатам 730 человек команды флот США выделил только 165, которым прилось выполнять работу 325 [[2]). Пять матросов устроили саботаж, уничтожив линию высокого давления к верхним клапанам в топливной системе и насыпали песок в топливо и водяные насосы. Они разбили измерительные приборы, тахометры и перерезали шланги высокого давления, пытаясь облегчить несение вахт на борту грязного военного корабля. Вместо того, чтобы облегчить свою службу, для этих пяти моряков нагрузка была увеличена. В мае, после срочного ремонта, Сакава пришёл к атоллу Бикини.
Во время операции «Перекрёстки» 1 июля 1946 года Сакава и Нагато стали первыми кораблями, предназначенными для испытания воздушного взрыва атомной бомбы «Эйбл», вместе с американскими линкорами Арканзас, Нью-Йорк, Невада и Пенсильвания. Сакава находился с левой стороны от Невады в момент сброса бомбы. Бомба взорвалась на высоте 450 м правее кормы Сакавы. Взрыв вызвал на крейсере пожар, который длился 24 часа; силой взрыва была разрушена надстройка, повреждён корпус и проломлена корма. По завершению испытания американский буксир Ачомави попытался отвести Сакаву к берегу, чтобы избежать затопления, однако безуспешно. Сакава начал тонуть сразу после начала буксировки, при этом чуть было не утянув буксир на дно, поскольку оба корабля были соединены прочным буксирным тросом. Матросам буксира пришлось экстренно разрезать трос ацетиленовой горелкой. Сакава затонул 2 июля 1946 года.
Второе испытание Бэйкер было подводным и произошло в 150 метрах от места затопления Сакавы.
Крейсера Японского Императорского флота | ||
---|---|---|
Тяжёлые крейсера
|
||
Крейсера типа «Фурутака» | «Фурутака» · «Како» | |
Крейсера типа «Аоба» | «Аоба» · «Кинугаса» | |
Крейсера типа «Мёко» | «Мёко» · «Асигара» · «Нати» · «Хагуро» | |
Крейсера типа «Такао» | «Такао» · «Мая» · «Тёкай» · «Атаго» | |
Крейсера типа «Могами» | «Могами» · «Микума» · «Судзуя» · «Кумано» | |
Крейсера типа «Тонэ» | «Тонэ» · «Тикума» | |
Лёгкие крейсера
|
||
Крейсера типа «Тикума» | «Тикума» · «Яхаги» · «Хирадо» | |
Крейсера типа «Тэнрю» | «Тэнрю» · «Тацута» | |
Крейсера типа «Кума» | «Кума» · «Тама» · «Китаками» · «Ои» · «Кисо» | |
Крейсера типа «Нагара» | «Нагара» · «Исудзу» · «Натори» · «Юра» · «Кину» · «Абукума» | |
Крейсера типа «Сэндай» | «Сэндай» · «Дзинцу» · «Нака» | |
Крейсера типа «Юбари» | «Юбари» | |
Крейсера типа «Иосима» | «Иосима» · «Ясосима» | |
Крейсера типа «Катори» | «Катори» · «Касима» · «Касий» | |
Крейсера типа «Агано» | «Агано» · «Носиро» · «Яхаги» · «Сакава» | |
Крейсера типа «Оёдо» | «Оёдо» · «Ниёдо» |
Сакава эси гейша, сакава эйси.
Достижения и статистика Роджера Федерера, Лопатёнок, Игорь Зиновьевич, Шаблон:Землетрясения 2017 года, XIX династия, Усть-Табасский сельсовет (Аскинский район).