Урал-375
Общие данные
Иные обозначения: |
«Обжора» |
ЗиЛ-375 |
|
Производитель: |
ЗиЛ |
Марка: |
ЗиЛ-375 |
Тип: |
Бензиновый |
Объём: |
6962[1] см3 |
Максимальная мощность: |
180[1] л.с. (133[1] кВт ), при 3200[2] об/мин |
Максимальный крутящий момент: |
465[1] Н·м, при 1800 об/мин |
Конфигурация: |
V8 |
Цилиндров: |
8 |
Клапанов: |
8×2[1] |
Диаметр цилиндра: |
108 мм |
Ход поршня: |
95 мм |
Cтепень сжатия: |
6,5[1] |
Система питания: |
двухкамерный карбюратор |
Охлаждение: |
Жидкостное[1] |
Клапанной механизм: |
OHV |
Материал блока цилиндров: |
чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: |
алюминий |
Тактность (число тактов): |
4[1] |
Порядок работы цилиндров: |
1-5-4-2-6-3-7-8 |
Рекомендованное топливо: |
бензин
основной — АИ-93 (92)
допустимый — А-76 (АИ-80)[1] |
механическая 5-ступ. |
|
Тип: |
механическая |
Число ступеней: |
5-ступ. |
Передаточные отношения: |
|
1 передача: |
6,17 |
2 передача: |
3,40 |
3 передача: |
1,79 |
4 передача: |
1,00 |
5 передача: |
0,78 |
Задняя передача: |
6,69 |
Переключение: |
напольный рычаг |
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,05; 2 передача — 1,30. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,91. кпд=0,80;
Характеристики
Массово-габаритные
Высота: |
2680 (с тентом 2980) мм |
Динамические
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: |
4500 кг |
Расход топлива: |
48 л/100 км (АИ-93)[3] |
Урал-375 — полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе с начала 1960-х годов XX века.
Грузовик использовался для транспортировки войск, грузов, а также в качестве шасси для ударного вооружения, как например систем залпового огня «Град», в народном хозяйстве используется до сих пор.
В армии грузовик Урал-375Д к 1982 году был замещён моделью Урал-4320. Всего выпущено 110 000 штук.
Характеристики
Грузовик оснащался бензиновым двигателем ЗиЛ-375 (V8, 7 л, 180 л. с.), системой централизованного изменения давления в шинах (от 0,5 до 3,2 кгс/см²), пятиступенчатой коробкой передач, двухдисковым сцеплением. На автомобилях до 1965 года выпуска устанавливались раздаточные коробки с принудительно подключаемым передним мостом[4]. Рычаг раздаточной коробки имел три положения:
- передний мост выключен
- передний мост включен, межосевой дифференциал заблокирован
- передний мост включен, межосевой дифференциал разблокирован
В 1965 году была введена новая раздаточная коробка упрощённой конструкции с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. Рулевой механизм оснащён гидроусилителем. Рабочий тормоз — барабанный гидравлический с пневматическим усилителем.
Изначальная модификация, Урал-375, имела складную тентовую крышу, и плоское лобовое стекло, откидывавшееся на капот. В 1964 году автомобиль получил цельнометаллическую кабину от Урал-377. Модернизированная машина получила индекс Урал-375Д. На части машин в задней части рамы устанавливалась лебёдка с тяговым усилием 7000 кгс.
Главным недостатком машины оказался бензиновый двигатель с большим расходом топлива и низким межремонтным ресурсом. Поэтому появившийся в 1977 году дизельный Урал-4320 быстро вытеснил Урал-375Д, который, впрочем, продолжал производиться вплоть до развала СССР. Урал-375Д имел более высокую проходимость по сравнению с Урал-4320. Это связано с отсутствием регулятора частоты вращения, что позволяло регулировать силу тяги на колёсах положением дросселя. Урал-4320 оборудован всережимным регулятором частоты вращения, поэтому при увеличении дорожного сопротивления происходит автоматическое увеличение подачи топлива, что на мягких грунтах приводит к «срыву» мягкого грунта и буксованию. По этой причине, там где пройдёт 375-й, 4320-й мог и не пройти.
Модификации
- Урал-375 — имел мягкую складную крышу кабины.
- Урал-375Д — имел цельнометаллическую кабину.
- Урал-375А — шасси с удлинённой рамой для установки кузова-фургона К-375.
- Урал-375Е — шасси для установки различного оборудования.
- Урал-375С — седельный тягач.
- Урал-375К — для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.
- Урал-375Т — серийно не выпускался, прототип для Урала-375Н.[5]
- Урал-375Н — народнохозяйственный автомобиль. Внешние отличия от Урал-375Д: отсутствовала труба воздухозаборника, кузов — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами, колёса без централизованного регулирования давления, размер шин — 1100×400-533.
Применение
Урал-375 применялся, в первую очередь, в вооружённых силах, где на его базе было создано множество комплексов:
Батарея системы залпового огня «
Град» на шасси Урал 375Д
- пусковая установка БМ-21 РСЗО 9К51 «Град»
- автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-5,4-375, АЦГ-5-375
- топливозаправщик АТМЗ-5-375
- автокраны 8Т-200, 8Т-210, 9Т-31
- радиолокационная станция П-18 1РЛ131 «Терек»
Также автомобиль нашёл применение и в народном хозяйстве, в частности использовался нефтяниками и геологами, кое-где до сих пор эксплуатируется в силу исключительной проходимости. Как правило, в нынешнем народном хозяйстве прожорливый бензиновый двигатель ЗИЛ-375 заменяется более экономичными и мощными дизельными двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, что значительно улучшает многие показатели автомобиля.
Литература
- Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7030-0226-5
- Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. — М.: ДОСААФ, 1983. — 128 с. — 150 000 экз.
Примечания
- ↑ Двигатель ЗИЛ-375 — Каталог двигателей — АвтоИнф
- Журнал «АВТОТРАК» :: Архив
- ↑ Автомобиль Урал 375Д. — М.: Внешторгиздат, 1969. — 211 с.
- ↑ Голодовский Я. Е. Грузовые автомобили высокой проходимости (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375). — М.: Воениздат, 1968. — 400 с. — 65 000 экз.
- Урал-375Т
Ссылки