ЗИС-151
Общие данные
ЗиС-121 |
|
Производитель: |
ЗиС |
Марка: |
ЗиС-121 |
Тип: |
Бензиновый |
Объём: |
5560 см3 |
Максимальная мощность: |
92 л.с., при 2600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: |
304 Н·м, при 1200 об/мин |
Конфигурация: |
рядный, 6-цилиндр. |
Цилиндров: |
6 |
Клапанов: |
12 |
Диаметр цилиндра: |
101,6 мм |
Ход поршня: |
114,3 мм |
Cтепень сжатия: |
6 |
Система питания: |
карбюратор |
Охлаждение: |
жидкостное |
Клапанной механизм: |
SV |
Тактность (число тактов): |
4 |
Порядок работы цилиндров: |
1-5-3-6-2-4 |
Рекомендованное топливо: |
А-66 |
механическая 5-ступ. |
|
Производитель: |
ЗиЛ |
Модель: |
151 |
Тип: |
механическая |
Число ступеней: |
5-ступ. |
Передаточные отношения: |
|
1 передача: |
6,24 |
2 передача: |
3,32 |
3 передача: |
1,898 |
4 передача: |
1,00 |
5 передача: |
0,81 |
Задняя передача: |
6,70 |
Переключение: |
напольный рычаг |
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача - 2,44; 2 передача - 1,24. Главная передача ведущих мостов - одинарная, передаточное число - 6,67.
Характеристики
Массово-габаритные
Высота: |
2310 (с тентом 2740) мм |
Динамические
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: |
4500 кг |
Расход топлива: |
42 л/100 км |
ЗИС-151 — грузовой автомобиль повышенной проходимости. Производился в Советском Союзе в 1948—1958 гг. на Московском автозаводе имени Сталина. 26 июня 1956 г. завод получил имя И.А.Лихачева, и автомобиль был переименован в ЗиЛ-151. Всего было выпущено 149 600 экземпляров всех модификаций.
Два опытных образца ЗИС-151 построены в 1946 году, весной был готов первый вариант машины — с двускатными задними колесами (ЗИС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗИС-150.
Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трехосных автомобилей «Студебекер», «Интернационал», отечественных ЗИС-151-1 и ЗИС-151-2, ЗИС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины шли «след в след» и требовали меньше энергетических затрат на прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колес, несмотря на более чем благоприятные для ЗИС-151-1 результаты дорожных испытаний.
Первая партия выпущена в апреле 1948 года. До 1950 года машина имела кабину деревянно-металлической конструкции и двигатель ЗиС-120, (после ЗиС-121). Значительное влияние конструкцию автомобиля оказали американские грузовые машины Studebaker US6, International М-5-6 и GMC CCKW-352 поставлявшиеся во время ВОВ в СССР по ленд-лизу, а также разработка Горьковского автозавода — ГАЗ-33 (компоновка ведущих мостов).
Был первым отечественным автомобилем серийного производства с тремя ведущими мостами. Широко использовался в армии. Шасси послужило базой для БМ-13-16, БМ-14-16, БМД-20, БМ-24, БТР-152 (ЗиС-152), транспортно-заряжающих машин, топливозаправщиков, подвижных средств связи. Выпускалась модификация ЗИС-151А, снабжённая лебёдкой, также был разработан седельный тягач ЗИС-151Б. В конце 1940-х был изготовлен опытный образец полугусеничного шасси ЗиС-153.
До 1950 года выпускался с кабиной дерево-металлической конструкции, со штампованной фанерной облицовкой. В задней части машины имелся специальный буфер, расположенный на одном уровне с передним, что позволяло преодолевать трудные участки совместно с другими однотипными автомобилями, работающими в качестве толкачей[1]
Перестал производиться после выпуска вездехода ЗиЛ-157 в 1958 году.
Недостатки
Трехосный ЗИС-151 через год после начала производства во время длительного пробега по весеннему бездорожью значительно уступал по проходимости и ленд-лизовскому прототипу, и двухосным вездеходам ГАЗ-63, которым не раз приходилось вытаскивать ЗиСы из грязи и снежного плена. Тяжелые машины (масса ЗИС-151 превышала массу «Студебеккера» на тонну) с небольшими по размеру колесами и недостаточным дорожным просветом, маломощными двигателями и задними мостами с двускатной ошиновкой в среде испытателей получили прозвище «утюгов», заставлявших водителей снимать вторые скаты и толкать застрявшую машину другим автомобилем, благо конструкция специальных задних бамперов это позволяла. В воспоминаниях испытателей можно прочесть, что густая жидкая грязь легко залепляла задние колеса, превращая их в четыре бочки, беспомощно вращавшиеся в грязевой массе. Снимать залепленные грязью внешние скаты, отковыривая ломом грязь, было сущим мучением, однако это было необходимо для повышения проходимости. Двухскатные колеса требовали больше мощности от двигателя, так как они прокладывали дополнительные колеи, в то время как у ГАЗ-63 задние колеса шли точно по колее передних.[2]
Технические характеристики
- Годы выпуска 1948—1958
- Колёсная формула 6*6
- Число и рабочий объём цилиндров двигателя, куб. см 6 — 5560
- Мощность двигателя, л.с и частота вращения коленчатого вала, об/мин 92 — 2600
- Число передач 5*2
- Длина, мм 6930 (у ЗИС-151А — 7245мм)
- Ширина, мм 2320
- Высота, мм 2310 (по кабине)
- База, мм 3665 (переднего и среднего моста)
- База задней тележки, мм 1120
- Колея, мм 1720
- Дорожный просвет, мм 260
- Грузоподъёмность, кг 4500 (по грунтовым дорогам — 2500)
- Снаряжённая масса, кг 5580 (у ЗИС-151А — 5880кг)
- Скорость, км/час 55
- Эксплуатационный расход топлива, л/100 км 42
- Размер шин 8,25 — 20
Примечания
- ↑ Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — 100 экз. — ISBN 5-7030-0226-5
- ЗИЛ-157 — король бездорожья :: Экскурс в историю :: Грузовики автобусы самосвалы тягачи в журнале Грузовик Пресс
Ссылки