БТР-80 в Сербии, 1996 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БТР-80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | Бронетранспортёр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 13,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Десант, чел. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | с 1984 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1986 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 7650 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина корпуса, мм | 2900 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2350..2460 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4400 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2410 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 475 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 7..9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −4..+60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | 1..2 (КПВТ) 1,5 (ПКТ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | 1ПЗ-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 х 14,5-мм КПВТ 1 х 7,62-мм ПКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 260 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 80[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20..40 по грунту 9 на плаву |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 200..500 по грунтовым дорогам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 8×8/4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | плавает | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изображения на ВикискладеБТР-80 |
БТР-80 — советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках. БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты[2][3]. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении приблизительно 26 государств[3].
Содержание |
Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем[4][5]. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины[6]. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами[7].
Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса[8]. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм[8][9]. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы[8]. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился[10]. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80[5].
БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого — в средней, а моторно-трансмиссионного — в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортёр может перевозить 7 мотострелков.
БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.
В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше[10][11].
На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу[12]. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.
Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ — до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.
Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса[13]. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали — 33°, а дальность видения при нормальных условиях — 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10−3 лк[14].
Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13 — +33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300—400 метров[14]. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 — двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.
Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четырьмя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей[11].
Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов — командира, механика-водителя и башенного стрелка[15].
На БТР-80, в зависимости от модификации, устанавливаются двигатели КамАЗ-740.3 или ЯМЗ-238М2
В Венгрии предприятием CURRUS на базе БТР-80 было разработанно целое семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учетом требований НАТО:
Афганистан, 1988
Украинский БТР-80
БТР-80А на Нижегородской ярмарке
БТР-80 показал свою высокую надежность и неприхотливость. Он создавался для войны в Европе, где его мощь вооружения, бронезащита, проходимость, способность плавать были бы очень кстати. В локальных войнах и контр террористических операциях эти качества в большинстве своем не нужны. Тем не менее БТР-80 остается на вооружении Российской армии
.БТР-3Е1[60] | БТР-4Е[61] | БТР-82А[62][63] | GTK Boxer[64] | VBCI[65] | KTO Rosomak[66] | LAV III[67] | Pandur II[68] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2011 | 2011 | 2011 | 2011 | 2008 | 2003 | 1999 | 2007 |
Боевая масса, т | 16,5 | 21,9 | 15,4 | 33,0 | 25,6 | 22,0 | 16,95 | 22,0 |
Экипаж | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Десант | 8 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 | 12 |
Автоматическая пушка | 1 х 30-мм | 1 х 30-мм | 1 х 30-мм | — | 1 х 25-мм | 1 х 30-мм | 1 х 25-мм | 1 х 30-мм |
Управляемое вооружение | ПТРК «Барьер» | ПТРК «Барьер» | — | — | — | — | — | ПТРК «Спайк» |
Пулемёты | 1 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм | 1 x 7,62/12,7-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм |
Автоматический станковый гранатомёт | 1 х 30-мм АГС-17 | 1 х 30-мм АГС-17 | — | 1 х 40-мм HK GMG | — | — | — | — |
Мощность двигателя, л. с. | 325 | 442 | 300 | 720 | 550 | 490 | 350 | 435 |
Удельная мощность, л. с./т | 19,7 | 20,2 | 19,5 | 21,8 | 21,5 | 22,3 | 20,6 | 19,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 | 110 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 105 |
Запас хода по шоссе, км | 600 | 690 | 600 | 1050 | 550 | 800 | 450 | 700 |
Преодолеваемый брод, м | плавает | плавает | плавает | н/д | 1,2 | плавает | 1,2 | плавает |
Страйкер[69] | Фреччиа[70] | Лазар[71] | Pars[72] | Terrex[73] | Тип 96[74] | ZBL-09[75] | CM-32[76] | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2002 | 2009 | н/д | 2012 | 2010 | 1996 | 2009 | н/д |
Боевая масса, т | 16,5 | 26,0 | 16,3 | 26,0 | 24,0 | 14,6 | 21,0 | 22,0 |
Экипаж | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Десант | 9 | 8 | 10 | 11 | 11 | 8 | 8 | 6 |
Автоматическая пушка | — | 1 х 25-мм | 1 х 20-мм | — | — | — | 1 х 30-мм | 1 х 20-мм |
Управляемое вооружение | — | — | — | — | — | — | ПТРК HJ-73 | — |
Пулемёты | 1 х 12,7-мм | 2 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 12,7-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 12,7-мм | 1 х 7,62-мм | 1 х 7,62-мм |
Автоматический станковый гранатомёт | — | — | — | — | 1 х 40-мм CIS-40 | — | — | — |
Мощность двигателя, л. с. | 350 | 550 | 400 | 524 | 450 | 360 | 440 | 450 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,2 | 21,1 | 24,5 | 20,1 | 18,75 | 24,7 | 20,9 | 20,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 | 110 | 90 | 100 | 105 | 100 | 100 | 110 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 800 | 600 | 700 | 600 | 500 | 800 | 800 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 | 1,5 | 1,3 | плавает | плавает | 1,2 | плавает | плавает |
|
|
---|---|
4 × 4 |
ACMAT • Aravis • Peugeot P4 • VAB • VBL • VXB • PVP • Sherpa 2 • Agrale Marrua • AMZ Dzik • AMZ Tur • AMZ Żubr • Honker • ATF Dingo • G-класс • LIV (SO) Serval • Condor • Enok • F2 • Феннек • UR-416 • Mungo ESK • Austin Champ • MWMIK • Оцелот • Saxon • Simba • Land Rover Perentie • Land Rover Wolf • AXE • Marksman • Badger ILAV • Commando • Tempest MPV • Cheetah MMPV • FTTS • MXT-MV • Cougar H • Grizzly • M1117 Guardian • Humvee • M-ATV • MaxxPro • БПМ-97 • Т-98 Комбат • ГАЗ-2975 «Тигр» • ВПК-3924 «Медведь» • ВПК-3927 «Волк» • Водник • BOV • Buffel • Mamba • Мародер • Матадор • Maverick • Casspir • Reva • RG-12 • RG-31 Nyala • RG-32 Scout • RG Outrider • RG-33 • RG-34 Iguana • RG-35 • Bushmaster • Cobra • Kaya • Chaimite • Duro III • Eagle • Дозор-Б • Казак • Фахд • Golan • Wolf • Storm • Sand Cat • Didgori • Didgori-2 • Komatsu LAV • Iveco LMV • Type 6614 • Puma • LOV-1 • URO VAMTAC • NIMR • Пинцгауэр • Tiuna • Unibuffel |
6 × 6 |
ACMAT • AMX-10RC • VAB • ERC 90 Sagaie • Al-Faris 8-400 • Alvis Saracen • Land Rover Perentie • Arma • EJDER • Patria AMV • Patria Pasi • AVGP • Buffalo H • Ceradyne Bull • Cougar HE • Mastiff PPV • BAE Caiman • MTVR • Duro III • Piranha • EE-9 Cascavel • EE-11 Urutu • F2 • Fuchs • Rheinmetall YAK • Grizzly GFF4 • NIMR • Pandur 6x6 • Pindad Panser • Pegaso BMR • Pegaso VEC-M1 • Puma • Ratel • RG-33 • RG-35 • RN-94 • TATRAPAN • WZ551 Type 92 • WZ523 Type 93 • ZFB-08 • VBTP-MR • LKOV Valuk • КАМАЗ-6396 • КАМАЗ "Триумф" • Урал-63099 • Урал-63095 |
8 × 8 |
Al-Fahd • Arma • FNSS Pars • KTO Ryś • Patria AMV • AV-81 Terrex • Bison • Coyote • LAV-25 • LAV III • GTK Boxer • SpPz 2 Luchs • БТР-94 • БТР-3 • БТР-4 • БТР-80 • БТР-90 • Centauro VBC • Freccia • CM-32 Yunpao • Patria AMV • Lazar BVT • SEP • LVS • Stryker • Pandur II 8x8 • Piranha • Rooikat • Saur 1 • OT-64 SKOT • Type 92 • ZBL-09 Тип 96 • VBCI • VBTP-MR |
10 × 10 |
БТР-80.