Як-1 | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик | ОКБ имени Яковлева |
Производитель | Завод № 47 (Оренбург) Завод № 292 (Саратов) Завод № 301 (Химки) |
Главный конструктор | А. С. Яковлев |
Первый полёт | 13 января 1940 года |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Единиц произведено | ~ 8734 |
Варианты | Як-3 Як-7УТИ |
Изображения на Викискладе |
Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолётов всех модификаций.
На Як-1 вступила в войну эскадрилья Нормандия-Неман.
Содержание |
Конструкция истребителя смешанная: каркас фюзеляжа — ферма, свареная из стальных хромансилевых труб с внутренними перекрестными расчалками, составляющая единое целое с моторамой. Сверху и снизу за кабиной каркас был опрофилирован фанерными гарготами для придания ему обтекаемой формы. Обшивка носовой части дюралевая, хвостовой — полотняная. Крыло площадью 17,15 кв. м. деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Из дюраля выполнялись только каркасы рулей и элеронов (обшивка — полотно), съемные капоты двигателя, тоннель водорадиатора, зализы крыла и оперения, крышки люков, посадочные щитки, а также щитки, закрывающие стойки шасси в убранном положении. Бортовое вооружение — одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 569 км/час (на высоте 4860 м). Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,7 мин.
б — неофициальное обозначение; начиная с октября 1942 все Як-1 строились по этому стандарту, на авиационном заводе в Саратове). Форсированный двигатель М-105ПФ(1180 л.с. на высоте 3000 м), новый фонарь с заниженым гаргротом, а для защиты головы летчика -переднее бронестекло и козырек из прозрачной брони, 7,62-мм пулеметы ШКАС заменены на 12,7-мм УБС, новая ручка управления, убираемое хвостовое колесо, улучшенное охлаждение двигателя.
Заводы | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 |
№ 47 (Оренбург) | - | - | 2 | - | - |
№ 292 (Саратов) | 16 | 1212 | 3474 | 2720 | 1128 |
№ 301 (Химки) | 48 | 120 | - | - | - |
Параметр / Модификация | Як-1 | Як-1 | Як-1Б | Як-1М | Як-1 М-105ПФ | Як-1 М-106П | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж, чел. | 1 | ||||||
Первый полет | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1942 | 1942 | |
Геометрия | |||||||
Длина, м | 8.48 | 8.60 | 8.48 | ||||
Размах крыла, м | 10.00 | 9.20 | 10.00 | ||||
Площадь крыла, м2 | 17.15 | 14.85 | 17.15 | ||||
Масса | |||||||
Масса пустого, кг | 2445 | 2490 | 2394 | 2133 | 2412 | 2427 | |
Масса нормальная взлетная, кг | 2950 | 2995 | 2883 | 2655 | 2917 | 2927 | |
Силовая установка | |||||||
Тип двигателя | М-105ПА | М-105ПА | М-105ПФ | М-105ПФ | М-105ПФ | М-106-1ск | |
Мощность номинальная, л.с. | 1020 | 1210 | 1250 | ||||
Мощность взлетная, л.с. | 1100 | 1210 | 1350 | ||||
Летные данные | |||||||
Максимальная скорость у земли, км/ч | 472 | 437 | 531 | 545 | 510 | 535 | |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 569 | 528 | 592 | 632 | 571 | 610 | |
Практическая дальность, км | 650 | 760 | 700 | 585 | 650 | 650 | |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 877 | 806 | 926 | 1220 | 833 | 893 | |
Практическая потолок, м | 10000 | 9500 | 10050 | 10700 | 10000 | 9900 | |
Вооружение | |||||||
Стрелково-пушечное | 1 х 20-мм пушка ШВАК 2 x 7.62-мм пулемета ШКАС |
1 х 20-мм пушка ШВАК 1 x 12.7-мм пулемет УБС |
Все пилоты-Герои Советского Союза, помимо других самолётов, воевали на Як-1.
Самолёты ОКБ имени Яковлева | |
---|---|
Истребители: | Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141 |
Штурмовики: | Як-38 · Як-38М |
Бомбардировщики: | Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28 |
Транспортные самолёты: | Як-6 · Як-8 |
Специальные самолёты: | Як-44 |
Пассажирские самолёты: | Як-40 · Як-42 · Як-142 · Як-242 |
Тренировочные и спортивные самолёты: | УТ-1 · УТ-2 · УТИ-26 (Як-7УТИ) · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-30 (1960) · Як-32 · Як-38У · Як-50 · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130 |
Многоцелевые самолёты: | Як-12 · Як-48 · Як-58 · Як-112 |
Планёры: | Як-14 |
Экспериментальные самолёты, вертолёты и проекты: |
АИР · Як-19 · Як-25 (1947) · И-26 · И-30 · Як-30 (1948) · Як-35 · Як-36 · Як-39 · Як-50 (1949) · Як-43 · Як-201 · Альбатрос · ВВП-6 · Як-7Р |
Вертолёты: | ЭГ · Як-24 · Як-60 · Як-100 |
Беспилотные: | Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 · Прорыв · Як-133БР |
Советские самолёты Второй мировой войны | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики | |
Штурмовики | |
Учебные и тренировочные | |
Самолёт-разведчик | |
Гидросамолёты | |
Транспортные и планёры | |
Прототипы |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Як-1.