Krasorion.ru

Упаковочные материалы

M14/41

Перейти к: навигация, поиск

Pz.Kpfw 736(i), использованный немецкими войсками во время Варшавского восстания
M14/41
Классификация

Легкий танк

Боевая масса, т

14,3

Компоновочная схема

классическая

Экипаж, чел.

4

История
Производитель

Fiat[d]

Годы производства

19411942

Годы эксплуатации

19411945

Количество выпущенных, шт.

752

Основные операторы

Размеры
Длина корпуса, мм

4923

Ширина корпуса, мм

2200

Высота, мм

2375

Бронирование
Тип брони

стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град.

45

Борт корпуса, мм/град.

25

Корма корпуса (верх), мм/град.

25

Днище, мм

14-18

Крыша корпуса, мм

15

Лоб башни, мм/град.

45

Маска орудия, мм/град.

45

Борт башни, мм/град.

30

Корма рубки, мм/град.

30

Крыша башни, мм

14

Вооружение
Калибр и марка пушки

47-мм типа 47/32

Тип пушки

танковая

Длина ствола, калибров

32

Боекомплект пушки

87

Углы ВН, град.

−10…+20°

Углы ГН, град.

360°

Пулемёты

2 × Breda 38

Подвижность
Тип двигателя

V-образный 8-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения SPA 15T

Мощность двигателя, л. с.

145

Скорость по шоссе, км/ч

32

Запас хода по шоссе, км

200

Удельная мощность, л. с./т

10,1

Тип подвески

сблокированная, на балансирах и полуэллиптических рессорах

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,92

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

2,1

Преодолеваемый брод, м

1,0

M14/41 (итал. Carro armato M14/41, в немецкой классификации Pz.Kpfw 736(i)) — итальянский лёгкий танк времён Второй мировой войны. В итальянской национальной классификации боевых машин считался средним танком. Наименование танка M14/41 отражало классификацию, массу и год разработки машины — литера М означала «средний» от соответствующего прилагательного Medio в итальянском языке, цифровой индекс расшифровывался как 14-тонный танк обр. 1941 г. На немецкой службе они обозначались как PzKpfw M14/41 736(i) и использовались не только на итальянском театре военных действий, но и для подавления Варшавского восстания в 1944 году.

История

Первые танки М14/41 были изготовлены летом 1941 г. путём установки новых двигателей и модернизированных агрегатов в танки М13/40. Новые танки, благодаря почти полной своей идентичности предыдущему варианту, быстро осваивались экипажами. В 1941 г. они поступали в подразделения взамен М13/40 . В ряде случаев обе машины эксплуатировались совместно.

Несмотря на отдельное обозначение в номенклатуре итальянской бронетехники, M14/41 являлся скорее модернизированной версией М13/40, нежели чем новой машиной. В частности, бронирование и вооружение остались прежними, но была повышена мощность силовой установки — танк приводился в движение дизельным двигателем FIAT SPA 15T мощностью 145 л.с. По сравнению с M13/40 новый мотор выдавал на 20 л.с. больше, но характеристики подвижности машины остались без изменений. Для повышения надёжности работы силовой установки М14/41 получил новые воздушные и топливные фильтры, лучше приспособленные к эксплуатации в условиях североафриканского театра боевых действий. Также в конструкцию были введены люк для экипажа по левому борту корпуса, кронштейны для дополнительных канистр с топливом, грязеочистные щитки на ведущих колёсах, несколько изменилась форма решётки радиатора.

Танк производился в 1941 и 1942 годах. Уже на тот момент модель считалась устаревшей, что вызвало ограниченный выпуск серии. Всего за данный период было выпущено около 800 машин. Танк базировался на том же шасси, что и M13/40, но с более усовершенствованным и вооружённым корпусом. В ряде стран M14/41 относился не к средним, а к лёгким танкам.

В 1942 г. М14/41 поступили в пять танковых батальонов — 13, 14, 15, 16 и 17-й, отправленных в Тунис в начале 1943 г. Этими танками был вооружен и 18-й танковый батальон, находившийся на о. Сардиния

Боевое применение

Итальянские M14/41 на танковой базе, сентябрь 1943 года

Впервые танк использовался в Североафриканской кампании. Здесь машина сразу проявила свои слабые стороны: ненадёжность, теснота (рассчитан на 4 человек), лёгкая воспламеняемость при попадании взрывных зарядов противника. После этой кампании эксплуатация M14/41 почти полностью прекратилась. Тем не менее, ещё пару лет некоторые захваченные машины использовались в союзнических войсках Великобритании и Австралии.

Против тяжелобронированных «Матильд» и «Валентайнов» они были почти бессильны, но могли бороться с крейсерскими британскими танками. Небольшое количество захваченных M14/41 использовалось непродолжительное время англичанами ввиду острой нехватки своей бронетехники. С началом поставок по ленд-лизу американских танков M3 «Стюарт» и М3 «Грант» превосходство в качестве материальной части британских, а с ноября 1942 года и американских войск стало подавляющим

Модификации

Шасси танка использовались для более успешных противотанковых САУ — Semovente da 90/53.

Ссылки

  • Средние танки M13/40, M14/41 (англ.)
  • M14/41 (польск.)
  • Carro Armato M14/41
  • Carro Armato M14/41 /Танки Второй Мировой. Часть I

M14/41.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93