Гром | ||
---|---|---|
ORP Grom | ||
|
||
Эсминец «Гром» в 1940 году | ||
Основная информация | ||
Тип | эсминец | |
Государство флага | Польша | |
Порт приписки | Гдыня | |
Принадлежность | ВМС Польши | |
Верфь | J. Samuel White & Co. Ltd, Коуз, Великобритания | |
Строительство начато | 17 июля 1935 года | |
Спущен на воду | 20 июля 1936 года | |
Введён в эксплуатацию | 11 мая 1937 года | |
Выведен из состава флота | 4 мая 1940 года | |
Современный статус | затоплен | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1975 т (стандартное) 2183 т (нормальное) 2400 т (полное) |
|
Длина | 114 м | |
Ширина | 11,3 м | |
Осадка | 3,3 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | две турбины Parsons и 3 котла | |
Мощность | 54 000 л. с. | |
Винты | 2 винта | |
Скорость | 39,5 узлов | |
Дальность плавания | 3500 морских миль при 15 узлах | |
Экипаж | 192 человека | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 7 × 120-мм орудия Bofors wz. 34/36 | |
Зенитная артиллерия | 2 × 2 40-мм Bofors L60 4 × 2 13,2-мм пулемёты Hotchkiss |
|
Противолодочное вооружение | 2 бомбомёта, 200 глубинных бомб wz. BH 200 | |
Торпедно-минное вооружение | 6 × 530-мм или 533-мм торпедных аппаратов 44 морские мины |
ORP Grom (польск. Гром) — эскадренный миноносец (по классификации ВМС Польши — противоторпедный корабль) типа «Гром», который состоял в рядах ВМС Польши в годы Второй мировой войны. Потоплен германской авиацией 4 мая 1940 года.
Содержание |
Был спроектирован и построен на британской верфи «J. Samuel White & Co. Ltd.» в городе Коуз, Великобритания. Строительство было начато 17 июля 1935, спуск на воду состоялся 20 июля 1936, а флаг был официально поднят 11 мая 1937. «Гром» по своим основным качествам был близок к лидеру флотилии эсминцев, составлял основное «ядро» ВМС Польши наравне с эсминцами «Блыскавица», «Вихер» и «Бужа». Базировался в Гдыне, единственном морском порте Польши. Был оснащён самым современным корабельным оружием, позволявшим эффективно бороться с неприятельскими кораблями.
Две паровые турбины Parssons и три котла позволяли развивать мощность до 54 тысяч лошадиных сил, а два винта давали скорость до 39,5 узлов, что было выше, чем у американских эсминцев типов «Фаррегат» и «Портер», британских «Трайбал» и немецких судов типа 1934. Хотя не было ясно, мог ли этот эсминец мог сопровождать конвои, шедшие из Гдыни в Констанцу, он потенциально мог участвовать в разнообразных боевых операциях, масштаб которых выходил за пределы Балтики. «Гром» проходил 3500 морских миль со скоростью 15 узлов.
30 августа 1939 года польскими ВМС в составе кораблей «Блыскавица», «Бужа» и «Гром» была начата операция «Пекин», согласно которой требовалось вывести весь состав ВМС Польши из Гдыни в территориальные воды Великобритании, чтобы впоследствии сопровождать успешно конвои в Польшу. 1 сентября 1939 года польские корабли встретились с британскими эсминцами «Уондерер» и «Уоллес», которые сопроводили польские корабли до шотландского порта Лейт, а ночью все три эсминца Польши перебрались в Росайт. Никаких конвоев из Великобритании, однако, так и не было отправлено, поскольку войска Польши не могли организовать успешное сопротивление немцам, поэтому польские корабли чаще участвовали в морских операциях союзников.
В ходе норвежской кампании вермахта «Гром» часто обстреливал территории вокруг Нарвика, что приводило немцев в панику. По их воспоминаниям, польские корабль часто назывался «большим польским эсминцем», «проклятым поляком», «ловцом душ человеческих» и «польским дьяволом». «Гром» наносил артиллерийские удары с большого расстояния, и чаще он дислоцировался во фьорде Ромбаккен, южнее которого проходила железная дорога, по которой поставлялись припасы в город.[1]
4 мая 1940 «Гром» готовился выйти на свой боевой пост. Сменялась вахта, когда капитан 3-го ранга Александр Гулевич, наблюдая в дальномер за небом, сообщил:[1]
«Самолёт над нами, 5400 метров»[1]
Спустя несколько секунд он воскликнул:
«Бросает бомбу!»[1].
За штурвалом «Хенкеля» He-111 находился капитан Герд Кортальс. Самолёт сбросил шесть бомб, две из которых попали в цель: первая угодила в машинный отдел и взорвалась, разрушив борта корпуса и образовав пробоины длиной 20 метров. Вторая угодила в самую середину эсминца. По воспоминания Кароля Визнера, свидетеля трагедии:[1]
"Вдруг произошёл взрыв, бомба попала в соседнее помещение. Я почувствовал мощный толчок, который выбросил меня за борт. Я не потерял сознание, я слышал крики раненных, чувствовал дым. Я хотел встать, но не смог двинуться. В другом помещении был боцман Йозеф Драг, которому оторвало стопу. Я кричал о помощи. Я уже чувствовал, что корабль тонет, и вода вливалась в каюту. Крыша наклонилась в сторону, и это помогло нам выбраться, поскольку корабль словно сбросил нас. Йозеф Драг, хотя бы сам тяжело ранен, вытащил меня на край шлюпки. Мы были в воде, и я там потерял сознание
"[1].
Бомба угодила в склад боеприпасов, где хронились торпеды. Произошёл взрыв одной из торпед, который и уничтожил весь корабль. Судно затонуло в течение трёх минут. Погибло 59 членов экипажа: офицер, 25 младших офицеров и 33 матроса. Те, кто выжил, попытались выбраться на берег, но по ним оттуда открыли огонь немцы. Немногие из польских моряков спаслись и были подобраны британским судном «Бедуин».[1].
6 октября 1986 на глубине 105 м водолазы обнаружили затонувшее судно и впервые проникли на его борт. В августе 2010 года группа водолазов из Польши и Швеции обследовала затонувшее судно. Исследование снималось профессиональными операторами, и кадры из хроники использовались позднее для документального фильма[2]. Водолазам запретили трогать или подбирать что-либо.[3].
Эскадренные миноносцы Военно-морских сил Польши с 1918 по 1945 годы | ||
---|---|---|
тип «Гром» | «Гром» • «Блыскавица» • «Оркан» • «Ураган» | |
тип «Вихер» | «Вихер» • «Бурза» | |
Миноносцы | «Кашуб» • «Краковяк» • «Куявяк» • «Мазур» • «Подгалянин» • «Слёнжак» | |
Курсивом отмечены эсминцы, не вступившие в строй |
ORP Grom (1936).