Эскадренные миноносцы типа «Трайбл» | ||
---|---|---|
Tribal class destroyer | ||
|
||
Эсминец «Warramunga» типа «Трайбл» | ||
Основная информация | ||
Тип | Эскадренный миноносец | |
Государство флага | Великобритания | |
Принадлежность | ВМС Великобритании | |
Строительство начато | 1936 | |
Параметры | ||
Водоизмещение | стандартное — 1854 тонн полное — 2519 тонн[1] |
|
Длина | наибольшая — 114,9 м по ватерлинии — 111,19 м между перпендикулярами — 108,35 м[1] |
|
Ширина | 11,12 м[1] | |
Высота | от киля до верхней палубы — 6,55 м[1] | |
Осадка | 2,75 м / 3,96 м[1] | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 одноступенчатых ТЗА Parsons, 3 адмиралтейских трёхколлекторных котла[1] | |
Мощность | 44 000 л. с.[1] | |
Винты | 2 трехлопастных винта | |
Скорость | 36 узлов | |
Дальность плавания | 5700 миль на 15 узлах 3200 миль на 20 узлах 1200 миль полным ходом[1] |
|
Экипаж | 12 офицеров и 178 нижних чинов. На лидерах флотилий — 219 человек (за счёт штаба)[1] |
|
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4×2 — 120-мм/45 Mk.XII[1] | |
Зенитная артиллерия | 1×4 — 40-мм/40 Mk.VII, 2×4 — 12,7-мм пулемёта[1] |
|
Противолодочное вооружение | 1 бомбосбрасыватель 2 бомбомёта 20 глубинных бомб[1] |
|
Торпедно-минное вооружение | 1×4 533-мм ТА[1] |
Эскадренные миноносцы типа «Трайбл» (англ. Tribal class destroyer) — тип эскадренных миноносцев Королевских ВМС Великобритании, Австралии и Канады периода Второй мировой войны.
Содержание |
В 1934 году, анализируя характеристики эсминцев, строящихся ведущими морскими державами, британское Адмиралтейство пришло к неутешительному выводу: самые современные на тот момент британские эсминцы серии «I» (стандартное водоизмещение 1350 т, четыре 120-мм орудия и восемь 533-мм торпедных аппаратов) заметно уступали зарубежным одноклассникам. Вошедшие в строй в 1928—1932 годах японские эсминцы типа «Фубуки» при водоизмещении 1680 тонн были вооружены шестью 127-мм орудиями и девятью 610-мм торпедными аппаратами. Италия построила 12 эсминцев типа «Навигатори» водоизмещением 1870 т, вооружённых шестью 120-мм орудиями и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами. Помимо них в итальянском флоте имелись более крупные лидеры эсминцев типов «Карло Мирабелло» и «Леоне». Во французском флоте имелось два десятка лидеров водоизмещением 2100—2400 тонн с пятью орудиями калибра 130/138-мм и шестью-девятью 533-мм торпедными аппаратами[2].
Сильнее всего британские эсминцы проигрывали японским. Британия, имевшая владения по всему Дальнему Востоку, не могла себе позволить такое отставание от потенциального противника. Поэтому было выдано задание на проектирование эсминцев новой серии, получившей первоначальное обозначение «V-лидер». Согласно требованиям, в ноябре 1934 года сформированным Морским штабом и командующими флотами, новые лидеры должны были осуществлять разведку, патрулирование, прикрытие крупных надводных кораблей и поддерживать атаки флотилий «обычных» эсминцев[2].
При этом должен был выполняться следующий ряд основных требований[3]:
В качестве второстепенных выдвигались требования возможности ведения зенитного огня из орудий главного калибра (угол возвышения должен быть не менее 40°) и наличие зенитных 40-мм автоматов «пом-пом» для ПВО флота, гаваней и конвоев[3].
10 орудий в рамках заданного водоизмещения можно было разместить лишь в спаренных артустановках. Первоначально планировалось размещение орудий по линейно возвышенной схеме с установкой трех «спарок» в носу и двух в корме. Но из-за чрезмерного увеличения силуэта от этого варианта отказались в пользу размещения пятого орудия в диаметральной плоскости между трубами. В качестве зенитного вооружения, кроме зенитных пулемётов, рассматривались два спаренных 40-мм «пом-пома», расположенных побортно, или один четырехствольный, установленный в диаметральной плоскости. Торпедное вооружение считалось вспомогательным, поэтому соотношение его к артиллерийскому было нетрадиционно низким для британского флота. Рассматривались варианты установки двух трёхтрубных ТА побортно или одного, но пятитрубного. В конечном счёте остановились на четырехтрубном[2].
От предложения использовать эшелонированную силовую установку отказались, так как требовавшееся увеличение длины на 10 метров привело бы к росту водоизмещения. К лету 1935 года на рассмотрение Контролёру Адмиралтейства контр-адмиралу Ч. Форбсу были выданы пять вариантов эскизного проекта, отличавшиеся мощностью силовой установки, количеством орудий главного калибра и дымовых труб (один из вариантов имел одну трубу, остальные — две):
В июне 1935 года был предложен вариант с 5×2 120-мм АУ, 44 000 л.с. ЭУ, 1×4 ТА, тремя котлами в отдельных отсеках и стандартным водоизмещением в 1850 тонн. Этот вариант и решено было пустить в работу, заменив орудие № 3 восьмиствольным «пом-помом» или двумя четырехствольными. Изменение водоизмещения в этом случае было минимальны: 120-мм установка с системой подачи и боезапасом весила 52 тонны, восьмиствольный «пом-пом» с боезапасом и директором — 52,6 т., два четырехствольных — 55,7 тонн[2].
Был выбран вариант с двумя «пом-помами», но из-за неудачного сектора стрельбы и ради сокращения веса от расположенного между трубами решили отказаться в пользу пары побортно расположенных счетверенных пулеметов «Виккерс». Уже после выдачи заказа на первую серию в проект внесли изменения: для улучшения мореходности был внедрен клиперный форштевень (что увеличило длину примерно на 3,5 метра) и изменена форма кормовой оконечности для повышения эффективности использования параванов[2].
7 ноября 1935 года было принято решение о постройке новых лидеров в рамках Строительной программы 1935 года. В программе 1935 года изначально были заложены ассигнования в размере 3 250 000£ на постройку флотилии из восьми эсминцев и одного лидера флотилии. Однако этих средств с трудом хватало только на семь новых кораблей (3 360 000£). Несмотря на очевидную необходимость свести новые эсминцы в тактические единицы из четырёх кораблей, аналогично эскадрам крейсеров, было принято решение не требовать новых ассигнований, а ограничиться постройкой семи кораблей в расчёте на то, что позже появится возможность доукомплектования флотилий[4].
В конце ноября 1935 года корабли получили названия в честь диких племён, населяющих британские колонии (к таковым почему-то причислили и казаков), став преемниками эсминцев Первой мировой войны типа «Трайбл» (англ. Tribal — «племя»)[4].
В феврале 1936 года был объявлен тендер, в котором приняли участие 14 фирм. 10 марта контракты на постройку были заключены с компаниями «Виккерс-Армстронг», «Торникрофт», а также «Фэйрфилд» (по две единицы) и «А.Стефенс» (на один). Условиями контракта оговаривалась сдача кораблей через 24 месяца после подписания[4]. Головной «Afridi» и «Cossack», доставшиеся «Виккерс-Армстронг», строились по несколько изменённому проекту как лидеры флотилий — на них оборудовались дополнительные помещения для размещения штаба[5].
Эсминцы типа «Трайбл» отличались от предшественников заметно более острыми и стремительными обводами носовой части и особенно — клиперным форштевнем, придававшим облику кораблей стремительность. Около 40 % корпуса занимал полубак, слегка поднимавшийся к форштевню. В средней части корпуса шпангоуты имели небольшой завал внутрь. Корма традиционной для англичан формы[6]: полукруглая с почти плоским образованием короткого подзора.
Главная энергетическая установка включала в себя три трёхколлекторных Адмиралтейских котла и два одноступенчатых турбозубчатых агрегата Парсонса. Размещение ГЭУ — линейное. Котлы размещались в изолированных отсеках, турбины — в общем машинном отделении, при этом редукторы были отделены от турбин водонепроницаемой переборкой.
Рабочее давление пара — 21,2 кг/см², температура — 327 °C.
Проектная мощность составляла 44 000 л. с. при частоте вращения 350 об/мин, что должно было обеспечить скорость хода в 32,5 узла, однако на деле все эсминцы типа «Трайбл» превысили расчётную скорость, развив не менее 36 узлов.
Запас топлива хранился в восьми топливных танках, вмещавших 524 тонны мазута, что обеспечивало дальность плавания 5700 миль 15-узловым ходом или 3200 миль 20-узловым. Дальность плавания на полном ходу составляла порядка 1200 миль.
Гребные винты диаметром 3,12 м изготавливались из бронзы.
Название | Бортовой номер | Верфь | Заложен | Спущен на воду | Введен в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
1-я группа. Тип «Трайбл» ВМС Великобритании | ||||||
«Afridi» | F07 | Vickers-Armstrongs, Walker | 9 июня 1936 | 8 июня 1937 | 3 мая 1938 | Потоплен 3 мая 1940 германской авиацией в Намсосе, Норвегия |
«Ashanti» | F51 | William Denny & Brothers, Дамбартон | 23 ноября 1936 | 5 ноября 1937 | 21 декабря 1938 | Продан на слом 12 апреля 1949 |
«Bedouin» | F67 | Denny | январь 1937 | 21 декабря 1937 | 15 марта 1939 | Потоплен 15 июня 1942 авиацией после повреждения крейсерами «Raimondo Montecuccoli» и «Eugenio di Savoia» в Средиземном море южнее Пантеллерии |
«Cossack» | F03 | Vickers Armstrongs | 9 июня 1936 | 8 июня 1937 | 7 июня 1938 | Потоплен 24 октября 1941 U-563 западнее Гибралтара |
«Eskimo» | F75 | Vickers Armstrongs | 5 августа 1936 | 3 сентября 1937 | 30 декабря 1938 | Продан на слом 27 июня 1949 |
«Gurkha» | F20 | Fairfield Shipbuilding & Engineering Company, Govan | 6 июля 1936 | 7 июля 1937 | 21 октября 1938 | Потоплен 9 апреля 1940 авиацией в Ставангере, Норвегия |
«Maori» | F24 | Fairfield | 6 июля 1936 | 2 сентября 1937 | 2 января 1939 | Потоплен 12 февраля 1942 авиацией в Ла-Валетте, Мальта |
«Mashona» | F59 | Vickers Armstrongs | 5 августа 1936 | 3 сентября 1937 | 28 марта 1939 | Потоплен авиацией 28 мая 1941 юго-западнее Ирландии во время охоты на «Бисмарка» |
«Matabele» | F26 | Scotts Shipbuilding & Engineering Company, Гринок | 1 октября 1936 | 6 октября 1937 | 25 января 1939 | Потоплен 17 января 1942 U-454 в Баренцевом море |
«Mohawk» | F31 | John I. Thornycroft & Company, Woolston | 16 июля 1936 | 15 октября 1937 | 7 сентября 1938 | Потоплен 16 апреля 1941 торпедами итальянского эсминца «Tarigo» |
«Nubian» | F36 | Thornycroft | 10 августа 1936 | 21 декабря 1937 | 6 декабря 1938 | Продан на слом 11 июня 1949 |
«Punjabi» | F21 | Scotts | 1 октября 1936 | 18 декабря 1937 | 29 марта 1939 | Погиб 1 мая 1942. Протаранен линкором «King George V» в Атлантике |
«Sikh» | F82 | Alexander Stephen & Sons, Linthouse | 24 сентября 1936 | 17 декабря 1937 | 12 октября 1938 | Потоплен 14 сентября 1942 немецкой береговой батареей у Тобрука |
«Somali» | F33 | Swan Hunter & Wigham Richardson, Wallsend | 26 августа 1936 | 24 августа 1937 | 12 декабря 1938 | Потоплен 20 сентября 1942 подводной лодкой U-703 |
«Tartar» | F43 | Swan Hunter | 26 августа 1936 | 21 октября 1937 | 10 марта 1939 | Продан на слом 6 января 1948 |
«Zulu» | F82 | Stephen | 10 августа 1936 | 23 сентября 1937 | 7 сентября 1938 | Потоплен 14 сентября 1942 авиацией в Тобруке |
2-я группа. Тип «Трайбл» ВМС Австралии | ||||||
«Arunta» | I30 | Cockatoo Dockyard, Сидней | 15 ноября 1939 | 30 ноября 1940 | 30 апреля 1942 | Продан на слом в 1969 |
«Warramunga» | I44 | Cockatoo | 10 февраля 1940 | 2 февраля 1942 | 23 ноября 1942 | Продан на слом в 1963 |
«Bataan» | I91 | Cockatoo | 18 февраля 1942 | 15 января 1944 | 25 мая 1945 | Продан на слом в 1958 |
3-я группа. Тип «Трайбл» ВМС Канады | ||||||
«Iroquois» | G89 | Vickers Armstrongs | 19 сентября 1940 | 23 сентября 1941 | 10 декабря 1942 | Продан на слом в 1966 |
«Athabaskan» | G07 | Vickers Armstrongs | 31 октября 1940 | 18 ноября 1941 | 3 февраля 1943 | Потоплен 29 апреля 1944 немецким миноносцем T.24 |
«Huron» | G24 | Vickers Armstrongs | 15 июля 1941 | 25 июня 1942 | 28 июля 1943 | Продан на слом в 1965 |
«Haida» | G63 | Vickers Armstrongs | 29 сентября 1941 | 25 августа 1942 | 18 сентября 1943 | С 1964 действует в качестве музейного корабля в Гамильтоне, Онтарио |
«Micmac» | R10 | Halifax Shipyards, Галифакс | 20 мая 1942 | 18 сентября 1943 | 14 сентября 1945 | Продан на слом в 1964 |
«Nootka (ii)» | R96 | Halifax Shipyards | 20 мая 1942 | 26 апреля 1944 | 9 августа 1946 | Продан на слом в 1964 |
«Cayuga» | R04 | Halifax Shipyards | 7 октября 1943 | 28 июля 1945 | 20 октября 1947 | Продан на слом в 1964 |
«Athabaskan (ii)» | R79 | Halifax Shipyards | 15 мая 1944 | 4 мая 1945 | 12 января 1947 | Продан на слом в 1969 |
Эсминцы типа «Трайбл» | ||
---|---|---|
ВМС Великобритании | ||
ВМС Австралии |
Arunta · Bataan · Warramunga |
|
ВМС Канады |
Athabaskan (1941) · Athabaskan (1945) · Cayuga · Haida · Huron · Iroquois · Micmac · Nootka |
Эскадренные миноносцы КВМФ Великобритании | |
---|---|
(1903—1914) |
тип «Ривер» • тип «Трайбл» • HMS Swift • тип «Бигл» • тип «Экорн» • тип «Ахерон» • тип «Акаста» • тип «Лафорей» • |
(1914—1921) |
HMS Arno* • тип «Медея» • тип «Талисман» • тип «Фолкнер» • тип «Лайтфут» • тип M • тип R • тип S • типы V и W • тип «Скотт» • тип «Шекспир» • тип «Колдуэлл»* • тип «Викс»* |
(1921—1936) |
HMS Amazon** • HMS Ambuscade** |
(1936—1940) |
тип «Трайбл» • типы J, K и N • типы L и M |
(1940—1945) |
|
|
|
и первых послевоенных проектов |
|
|
тип «Каунти» • тип 82 • тип 42 • тип 45 |
* — зарубежной постройки, ** — экспериментальные корабли. |
Эскадренные миноносцы типа «Трайбл» (1936).