Эскадренные миноносцы типа «Фубуки» | ||
---|---|---|
吹雪型駆逐艦 | ||
|
||
Фубуки | ||
Основная информация | ||
Тип | эсминец | |
Государство флага | Императорский флот Японии СССР (после войны Хибики) |
|
Верфь | Морской арсенал Маидзуру Верфи Йокогамы Верфи Фудзинагаты Верфь Урага Морской арсенал Сасебо Верфи Исикавадзимы |
|
Строительство начато | 1926—1933 | |
Введён в эксплуатацию | 1928 | |
Выведен из состава флота | 1945 | |
Современный статус | сняты с вооружения | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 1750 т стандартное 2050 т перестроенные |
|
Длина | 111,96 м pp, 115,3 м по ватерлинии 118,41 м полная |
|
Ширина | 10,4 м | |
Осадка | 3,2 м | |
Бронирование | Турбина | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровые турбины типа «Кампон» 4 (типы I & II) или 3 (тип III) котла |
|
Мощность | 50 000 л.с. (37 000 кВт) | |
Винты | 2 | |
Скорость | 38 узлов максимальная | |
Дальность плавания | 5 000 миль при 14 узлах (9 200 км при 26 км/ч) |
|
Экипаж | 219 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 6 (3x2) 127-мм АУ Тип 3 | |
Зенитная артиллерия | 2х1 13-мм пулемёта тип 93 | |
Противолодочное вооружение | 18 глубинных бомб | |
Торпедно-минное вооружение | 3x3 610-мм ТА 18 торпед тип 91 |
Эскадренные миноносцы типа «Фубуки» (яп. 吹雪型駆逐艦 Fubukigata kuchikukan ) — тип эскадренных миноносцев Императорского флота Японии, было построено 24 корабля данного типа.[1] Тип Фубуки в своё время называли «первым в мире современным эсминцем.»[2] Тип Фубуки установил новые стандарты не только для японских кораблей, но и в мире. В то время, когда британские и американские эсминцы мало изменились по сравнению со своими безбашенными, с одной орудийной настройкой и лёгким вооружением предшественниками, японские эсминцы были крупнее, имели более мощное вооружение и более высокую скорость, чем их одноклассники в других флотах. Они оставались грозными противниками до самого конца Второй мировой войны, несмотря на то, что были старше многих своих одноклассников.[3]
Содержание |
После окончания Первой мировой войны Генеральный штаб Императорского флота Японии разработала требования к эскадренному миноносцу с максимальной скоростью 39 узлов, дальностью плаванья 4000 морских миль на скорости 14 узлов и вооружённого большим числом недавно разработанных торпед Типа 8. Эти эсминцы должны были действовать в соединениях с новым типом быстрых и мощных крейсеров в соответствии с программой Императорского флота Японии, которая была призвана привести к качественному скачку за счёт применения новейших кораблей.[4].
В результате тип Фубуки был включён в государственный бюджет начиная с 1923 года, корабли выходили из верфей с 1926 по 1931 годы. Их характеристики стали качественным скачком по сравнению с предыдущими типами эсминцев, настолько большими, что они были классифицированы как Эсминцы Специального типа (яп. 特型 Tokugata ). Большие размеры, мощная силовая установка, высокая скорость, большой радиус действия приблизили эти эсминцы ко многим лёгким крейсерам других флотов.[5]
Первоначально планировалось, что корабли типа Фубуки будут получать только бортовые номера, так как планировалось строительство большого числа крупных боевых кораблей для Императорского флота по плану Восемь-восемь. Такое решение было крайне непопулярно у экипажей и это приводило к неразберихе в коммуникациях более ранних эсминцев типов Камикадзэ и Муцуки, и политика флота по этому вопросу изменилась в августе 1928 года. Таким образом, корабли класса Фубуки стали получать собственные имена при закладке.
Наиболее близкими по характеристикам кораблями в ВМС США стали обладающие несколько худшими характеристиками и более лёгким вооружением эсминцы типа Портер, которые были построены в количестве 8 единиц в 1930-е годы и которые применялись в роли лидеров эсминцев.[6]
Первоначальный проект типа Фубуки базировался на водоизмещении 2000 тонн и установке одной батареи калибра 5-дюймов (127-мм), двух спаренных 24-дюймовых торпедных аппаратов (как было реализовано в Муцуки, и максимальная скорость 40 узлов (74 км/ч). В связи с решениями Вашингтонского морского соглашения с 1923 года проект был уменьшен до 1680 тонн с бо́льшим числом орудий и торпедных аппаратов. Однако такие изменения потребовали увеличить мощность силовых установок, при этом максимальная скорость стала меньше запланированной.[7]
Главный калибр эсминца теперь был представлен шестью 127-мм орудиями, смонтированных попарно в трёх всепогодных, газонепроницаемых башнях с осколочной защитой, которые технологически далеко опережали своё время.[7] На последних 14 кораблях серии эти пушки были универсальными, и могли подниматься до 70 градусов, в связи с чем эти эсминцы были первыми в мире, которые имели такую возможность.[8] Боеприпасы подавались на элеваторе из арсеналов, расположенных непосредственно под каждой башней, что давало большое преимущество в скорострельности по сравнению с другими эсминцами того времени, где снаряды обычно загружались вручную.[5]
В отличие от более ранних эсминцев типа Минекадзэ, на Фубуки передние торпедные аппараты на полубак не устанавливались. Вместо этого передние аппараты были расположены между трубами. Первоначально планировалось устанавливать аппараты для торпед типа 8, расположенных в трёх трёхтрубных башнях. Позже во время Второй мировой войны они были заменены на парогазовые торпеды типа 93.
Для повышения комфортности и боеспособности даже в плохую погоду, полубак был поднят, а мостик увеличен и защищён.[9] Нос получил существенный развал, что способствовало защите непогоды в условиях Тихого океана.
С июня 1928 по март 1933 года было построено двадцать четыре эсминца типа Фубуки трёх серий. В окончательном варианте Фубуки получил спаренные 5--дюймовые орудия в точках «A», «X» и «Y», и три трёхтрубных торпедных аппарата в «D», «P» и «Q»,[10], что делало его самым мощным эсминцем в мире на момент постройки.
Первая серия, подтип Фубуки, состояла из первых десяти кораблей, была построена в 1928—1929 годах, и имела более простую конструкцию по сравнению с последующими сериями. На них дальномерный пост располагался на капитанском мостике, они имели отдельную рубку управления орудийным огнём и были вооружены башнями «Тип A», которые могли поднимать свои орудия только одновременно парой и на угол не более 40 градусов. Корабли первой серии могли отличаться от кораблей последующей постройки отсутствием вентиляторных решёток над трубами.[11]
Вторая серия, или подтип Аянами, строилась в 1930 и 1931 годах и имела большие по размеру надстройки, которые включали в себе дальномерный мостик, прибор наблюдения за азимутом компаса, рубку управления артиллерийским огнём, а также командно-дальномерный пост. Кроме того, у выходов для выпуска воздуха из машинного отделения была изменена форма с трубочной на чашеобразную. Также были установлены башни «типа B», которые могли поднимать орудия независимо друг от друга и до угла 75° для зенитного огня, что было реализовано на эскадренных миноносцах впервые в мире.[11].
Третья серия, также известная как подтип Акацуки, строилась в 1931—1933. Эти корабли имели большие паровые котлы и более узкую носовую трубу. Усовершенствования коснулись уникальной защищённой от осколков башни торпедных аппаратов, которые позволяли перезаряжать торпеды во время боя (что зарубежные миноносцы не могли делать до 1990-х годов).[11]
Тем не менее, эсминцы типа Фубуки имели ряд нерешённых технических проблем. Большое количество вооружений при относительно небольшом водоизмещении в первоначальном варианте вызывало проблемы с остойчивостью. После инцидента с Томодзуру, когда проекты многих тяжело вооружённых военных кораблей потребовали пересмотра, был добавлен балласт. По время инцидента 4-го флота, когда во время тайфуна получили повреждения почти все корабли 4-го японского флота, была исследовала продольная устойчивость корпуса эсминцев типа Фубуки. В результате все корабли подверглись перестройке в 1935—1937 годах. При этом водоизмещение было увеличено до 2050 тонн стандартное и 2400 тонн полное. После перестройки несколько снизилась максимальная скорость.
Во время Второй мировой войны, когда корабли возвращались на Японский архипелаг на ремонт и модернизацию, противовоздушное оборудование подверглось глубокой модернизации. В 1945 году на уцелевших кораблях башня «X» была снята, чтобы освободить место для дополнительных 14 25-мм универсальных пушек, двух дополнительных 13-мм зенитных пулемётов, дополнительно устанавливались 18 дополнительных глубинных бомб и радар.
Было построено 24 эсминца типа Фубуки, один (Миюки) затонул при столкновении в 1934 году.[12] Остальные корабли приняли участие в войне на Тихом океане. В 1943 году торпедный катер PT-109, которым командовал Джон Фицджеральд Кеннеди, был протаранен и затонул от столкновения с эсминцем Амагири этого типа.
Восемь кораблей этого типа затонули от атак подводных лодок, два подорвались на минах. Только Хибики и Юсио пережили войну. Хибики вошёл в состав ВМС СССР как трофей и находился в строю до 1964 года.
Название | Верфь | Заложен | Спущен на воду | Введён в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Фубуки (яп. 綾波 метель?) (№ 35) |
Майдзуру, Япония | 19 июня 1926 года | 15 ноября 1927 года | 10 августа 1928 года | Потоплен 11 октября 1942 года в сражении у 9°06′ ю. ш. 159°38′ в. д. / 9.1° ю. ш. 159.633333° в. д. (G) (O); исключён из списков 15 ноября 1942 года. |
Сираюки (яп. 白雪 чистый снег?) (№ 36) |
Верфи Мицубиси, Иокогама, Япония | 19 марта 1927 года | 20 марта 1928 года | 18 декабря 1928 года | Потоплен 3 марта 1943 года американской авиацией во время сражения в море Бисмарка в точке с координатами | ; исключён из списков 1 апреля 1943 года
Хацуюки (яп. 初雪 первый снег?) (№ 37) |
Майдзуру, Япония | 12 апреля 1927 года | 29 сентября 1928 года | 30 марта 1929 года | Потоплен 17 июля 1943 года американской авиацией у острова Шортленд | ; исключён из списков 15 октября 1943 года
Миюки (яп. 深雪 глубокий снег?) (№ 38) |
Урага, Япония | 30 апреля 1927 года | 29 июня 1928 года | 29 июня 1929 года | Затонул 29 июня 1934 года после столкновения с Икадзути к югу от острова Чеджу | ; исключён из списков 15 августа 1934 года
Муракумо (яп. 叢雲 гряда облаков?) (№ 39) |
Верфи Фудзинагата, Осака, Япония | 25 апреля 1927 года | 27 сентября 1928 года | 10 мая 1929 года | Потоплен 12 октября 1942 года американской авиацией в ходе сражения 8°40′ ю. ш. 159°20′ в. д. / 8.666667° ю. ш. 159.333333° в. д. (G) (O); исключён из списков 15 ноября 1942 года |
Синономэ (яп. 東雲 утреннее облако?) (№ 40) |
Сасебо, Япония | 12 августа 1926 года | 26 ноября 1927 года | 25 июля 1928 года | Потоплен 17 декабря 1941 года голландской авиацией у 4°24′ с. ш. 114°00′ в. д. / 4.4° с. ш. 114° в. д. (G) (O); исключён из списков 15 января 1942 года |
Усугумо (яп. 薄雲 мелкие облака?) (№ 41) |
Верфи Исикавадзимы, Токио, Япония | 21 октября 1926 года | 26 декабря 1927 года | 26 июля 1928 года | Торпедирован 7 июля 1944 года USS Skate у 47°43′ с. ш. 147°55′ в. д. / 47.716667° с. ш. 147.916667° в. д. (G) (O); исключён из списков 10 сентября 1944 года |
Сиракумо (яп. 白雲 белые облака?) (№ 42) |
Верфи Фудзинагата, Осака, Япония | 27 октября 1926 года | 27 декабря 1927 года | 28 июля 1928 года | Торпедирован 16 марта 1944 года USS Tautog у мыса Эримо на Хоккайдо | ; исключён из списков 31 марта 1944 года
Исонами (яп. 磯波 волна в морском заливе?) (№ 43) |
Урага, Япония | 18 октября 1926 года | 24 ноября 1927 года | 30 июня 1928 года | Торпедирован 9 апреля 1943 года USS Tautog к юго-западу от Сулавеси | ; исключён из списков 1 августа 1943 года
Уранами (яп. 浦波 волна в бухте?) (№ 44) |
Сасебо, Япония | 28 апреля 1927 года | 29 ноября 1928 года | 30 июня 1929 года | Потоплен американской авиацией 26 октября 1944 года к западу от Панау | ; исключён из списков 10 декабря 1944 года
Название | Верфь | Заложен | Спущен на воду | Введён в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Аянами (яп. 綾波 набегающие одна за другой волны?) (№ 45) |
Верфи Фудзинагата, Осака, Япония | 20 января 1928 года | 5 октября 1929 года | 30 апреля 1930 года | Тяжело повреждён огнём американского линкора «Вашингтон» 15 ноября 1942 года в ходе 9°10′ ю. ш. 159°52′ в. д. / 9.166667° ю. ш. 159.866667° в. д. (G) (O); исключён из списков 15 декабря 1942 года |
Сикинами (яп. 綾波 разбегающиеся волны?) (№ 46) |
Майдзуру, Япония | 6 июля 1928 года | 22 июня 1929 года | 24 декабря 1929 года | Торпедирован USS Growler 12 сентября 1944 года южнее острова Хайнань | ; исключён из списков 10 октября 1944 года
Асагири (яп. 朝霧 утренний туман?) (№ 47) |
Сасебо, Япония | 12 декабря 1928 года | 18 ноября 1929 года | 30 июня 1930 года | Потоплен американской авиацией 28 августа 1942 года у Гуадалканала | ; исключён из списков 1 октября 1942 года
Югири (яп. 夕霧 вечерний туман?) (№ 48) |
Майдзуру, Япония | 1 апреля 1929 года | 12 мая 1930 года | 3 декабря 1930 года | Потоплен 25 ноября 1943 года в сражении 4°44′ ю. ш. 154°00′ в. д. / 4.733333° ю. ш. 154° в. д. (G) (O); исключён из списков 15 декабря 1943 года |
Амагири (яп. 天霧 небесный туман?) (№ 49) |
Верфи Исикавадзимы, Токио, Япония | 28 Ноября 1928 года | 27 Февраля 1930 года | 10 Ноября 1930 года | Затонул после подрыва на мине 23 апреля 1944 года к югу от 2°10′ ю. ш. 116°45′ в. д. / 2.166667° ю. ш. 116.75° в. д. (G) (O); исключён из списков 10 июня 1944 года |
Сагири (яп. 天霧 туман?) (№ 50) |
Урага, Япония | 28 марта 1929 года | 23 декабря 1929 года | 30 января 1931 года | Торпедирован 24 декабря 1941 года голландской подводной лодкой K XV у Кучинга | ; исключён из списков 15 января 1942 года
Оборо (яп. 朧 дымка?) (№ 51) |
Сасебо, Япония | 29 ноября 1929 года | 8 ноября 1930 года | 31 октября 1931 года | Потоплен 16 октября 1942 года американской авиацией у острова Кыска | ; исключён из списков 15 ноября 1942 года
Акэбоно (яп. 曙 рассвет?) (№ 52) |
Сасебо, Япония | 25 октября 1929 года | 7 ноября 1930 года | 31 июля 1931 года | Потоплен 13 ноября 1944 года американской авиацией в Манильской бухте | ; исключён из списков 10 января 1945 года
Садзанами (яп. 漣 зыбь?) (№ 53) |
Майдзуру, Япония | 21 февраля 1930 года | 6 июня 1931 года | 19 мая 1932 года | Торпедирован USS Albacore 14 января 1944 года к востоку от Палау | ; исключён из списков 10 марта 1944 года
Усио (яп. 潮 прилив?) (№ 54) |
Урага, Япония | 24 декабря 1929 года | 17 ноября 1930 года | 14 ноября 1931 года | Разобран на металл в 1948 году |
Название | Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Введён в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Акацуки (яп. 暁 заря?) | Майдзуру, Япония | 17 февраля 1930 года | 7 мая 1932 года | 30 ноября 1932 года | Потоплен 13 ноября 1942 года в 9°17′ ю. ш. 159°56′ в. д. / 9.283333° ю. ш. 159.933333° в. д. (G) (O); исключён из списков 15 декабря 1942 года |
Инадзума (яп. 電 молния?) | Верфи Фудзинагата, Осака, Япония | 7 марта 1930 года | 25 февраля 1932 года | 15 ноября 1932 года | Торпедирован USS Bonefish 14 мая 1944 года к западу от Сулавеси | ; исключён из списков 10 июня 1944 года
Икадзути (яп. 雷 гром?) | Урага, Япония | 7 марта 1930 года | 22 октября 1931 года | 15 августа 1932 года | Торпедирован USS Harder 13 апреля 1944 года к западу от Гуама | ; исключён из списков 10 июня 1944 года
Хибики (яп. 響 эхо?) | Майдзуру, Япония | 21 февраля 1930 года | 16 июня 1932 года | 31 марта 1933 года | После войны передан СССР, 5 июля 1947 года зачислен в состав ВМФ СССР под названием «Верный»; разобран на металл в 1953 году |
Эскадренные миноносцы типа «Фубуки».