I-400 | ||
---|---|---|
伊四〇〇型潜水艦 | ||
|
||
История корабля | ||
Государство флага | Япония | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ДПЛ специального назначения | |
Скорость (надводная) | 18,75 узлов | |
Скорость (подводная) | 6,5 узлов | |
Предельная глубина погружения | 100 м | |
Автономность плавания | 90 дней, 69 500 км на 14 узлах, 110 км подводная |
|
Экипаж | по разным данным, от 144[1] до 195[2] человек, включая 21 офицера |
|
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 3 530 т стандартное 5 223 т полное |
|
Водоизмещение подводное | 6 560 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 122,0 м | |
Ширина корпуса наиб. | 12,0 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 7,0 м | |
Силовая установка | ||
дизель-электрическая, 4 дизеля, 7 700 л.с, 2 электродвигателя, 2 400 л.с, 2 гребных вала |
||
Вооружение | ||
Артиллерия | 1 × 140-мм/40, 10 × 25-мм Тип 96 |
|
Торпедно- минное вооружение |
8 носовых 533-мм ТА, 20 торпед |
|
Авиация | 3—4 гидросамолёта Aichi M6A Seiran |
|
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки типа I-400 (яп. 伊四〇〇型潜水艦), также известные как тип «Сентоку» или «СТо» — серия японских дизель-электрических подводных лодок периода Второй мировой войны. Спроектированы в 1942—1943 годах на роль подводных авианосцев сверхдальнего радиуса действия для операций в любой точке земного шара, в том числе у побережья США. Подводные лодки типа I-400 были крупнейшими среди построенных во время Второй мировой войны и оставались таковыми до появления АПЛ.
Первоначально планировалось построить 18 подводных лодок этого типа, однако в 1943 году это число было сокращено до 9 кораблей, из которых начаты были лишь шесть, а завершены всего три, в 1944—1945 годах. Из-за поздней постройки, подводные лодки типа I-400 так и не были применены в бою. После капитуляции Японии, все три подводные лодки были переданы США, и в 1946 году затоплены ими.
Содержание |
История типа I-400 началась вскоре после нападения на Пёрл-Харбор, когда по указанию адмирала Исороку Ямамото была начата отработка концепции подводного авианосца для нанесения ударов по побережью США. У японских судостроителей уже имелся опыт размещения на нескольких классах подводных лодок одного разведывательного гидросамолёта, однако I-400 для выполнения поставленных перед ними задач должны были быть оснащены большим количеством более тяжёлых самолётов.
13 января 1942 года, Ямамото направил проект I-400 флотскому командованию. В нём были сформулированы требования к типу: подводная лодка должна была иметь дальность плавания в 40 000 морских миль (74 000 км) и иметь на борту более двух самолётов, способных нести авиационную торпеду или 800-кг авиабомбу.
Первый проект подводных лодок типа I-400 был представлен в марте 1942 года и после доработок был окончательно утверждён 17 мая того же года. 18 января 1943 года на верфях Куре было начато строительство головного корабля серии, I-400. Первоначальный план строительства, принятый в июне 1942 года, предусматривал строительство 18 лодок этого типа, однако после смерти Ямамото в апреле 1943 года, это число было сокращено вдвое. К 1943 году Япония начинала испытывать серьёзные трудности со снабжением материалами, и планы постройки типа I-400 всё сокращались, вначале до шести лодок, а потом и вовсе до трёх.
Подводные лодки типа I-400 имеют двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус лодки имеет необычную форму: в носовой части, в районе торпедных отсеков, он в профиле имеет форму цифры 8, разделяясь на два вертикально расположенных отсека, затем переходит к круглому профилю. В районе кают экипажа, форма прочного корпуса плавно переходит в напоминающую символ бесконечности (∞), чтобы затем, ближе к корме, вновь плавно перейти к горизонтально-овальному, а затем круглому профилю.
Торпедное вооружение подводных лодок типа I-400 состояло из восьми 533-мм торпедных аппаратов, расположенных по четыре в двух носовых торпедных отсеках, размещённых друг над другом. Боекомплект лодки состоял из 20 торпед Тип 95.
Артиллерийское вооружение I-400 состояло из одной 140-мм пушки с длиной ствола 40 калибров, находившейся в кормовой части за рубкой, а также трёх трёхствольных и одной одноствольной установок автоматических 25-мм зенитных пушек Тип 96, размещённых на рубке.
Авиационная группа типа I-400 состояла из трёх гидросамолётов, бомбардировщиков-торпедоносцев Aichi M6A Seiran, с возможностью перевозить также четвёртый в частично разобранном виде[1]. В походном состоянии, самолёты хранились в ангаре, размещавшемся в рубке, при этом всё оперение самолётов складывалось так, чтобы не выходить за радиус пропеллера. Для запуска самолётов на лодках имелась стартовая катапульта и стартовые рельсы.
Заводской номер |
Номер заказа | Судоверфь | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
I-400 | № 714 | верфь флота, Куре | 18 января 1943 | январь 1944 | 30 декабря 1944 | сдалась 27 августа 1945, затоплена 31 мая 1946 |
I-401 | № 5231 | верфь флота, Сасебо | февраль 1943 | январь 1944 | 8 января 1945 | сдалась 29 августа 1945, затоплена 31 мая 1946 |
I-402 | № 5232 | верфь флота, Сасебо | апрель 1943 | апрель 1944 | 24 июля 1945 | сдалась в августе 1945, затоплена 1 апреля 1946 |
I-403 | № 5233 | верфь флота, Куре | апрель 1943 | − | строительство остановлено в марте 1945, пущена на слом | |
I-404 | № 5234 | верфь флота, Куре | апрель 1943 | 7 июля 1944 | − | строительство остановлено в марте 1945, потоплена при авианалёте 28 июля 1945 |
I-405 | Кавасаки | − | строительство остановлено в марте 1945, пущена на слом | |||
I-406 — I-417 | − | − | − | − | не строились |
Это заготовка статьи о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о Японии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Подводные лодки типа I-400.