Эскадренные миноносцы типа «Викс» | |
---|---|
Проект | |
Страна | США Великобритания (1939—194) СССР (1944—1949) Норвегия (1940—1944) Нидерланды Канада |
Операторы | ВМС США |
Годы постройки | 1917—1921 |
Построено | 111 |
Отправлено на слом | 90 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1154 т (нормальное) 1247 т (полное) |
Длина | 95,82 м (наибольшая) |
Ширина | 9,43 м |
Осадка | 2,74 м (полная) |
Двигатели | ПТУ |
Мощность | 24 610 л. с. |
Скорость хода | 35,3 узлов (максимальная) |
Дальность плавания | USS Wickes: 3178 миль на 20 узлах до 5000 морских миль на 15 узлах |
Экипаж | 100 |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 102-мм/50 АУ |
Зенитная артиллерия | 1 × 76-мм/23 АУ |
Минно-торпедное вооружение | 4 трёхтрубных торпедных аппарата (12 торпед) |
Эскадренные миноносцы типа «Викс» — тип эскадренных миноносцев массовой постройки, вступивших в состав американского флота в период Первой мировой войны. Тип также известен как «мобилизационный». В период Второй мировой войны эскадренные миноносцы этого типа передавались США по ленд-лизу флотам Великобритании и СССР.
Содержание |
Первая мировая война предъявила совершенно новые требования к проекту американского эскадренного миноносца, выявив потребность в очень большом количестве кораблей данного класса. Проблема состояла в необходимости выбора: или флот должен был продолжать строить корабли по довоенным проектам, или же выбрать вместо них специализированный вариант для массового производства, так называемый «мобилизационный тип»… В 1917 году существующий проект предназначался прежде всего для действий в составе флота, нежели для противолодочной борьбы (которая, кстати, фактически и побудила расширение строительства), и сохранялся в производстве как таковой, так как любое радикальное изменение проекта вызвало бы значительное сокращение строительства кораблей[1].
За основу при массовом строительстве гладкопалубников был взят проект 1916 года — эсминцы типа «Колдуэлл». В отличие от прототипа эсминцы типа «Викс» имели повышенную на 5 узлов скорость хода, позволявшую им действовать в тактических группах с линейными крейсерами типа «Лексингтон» и крейсерами-разведчиками типа «Омаха». Высокая 35-узловая скорость была достигнута проектировщиками без особых проблем. Для её достижения потребовалось увеличить мощность ГЭУ вдвое, вследствие чего водоизмещение увеличилось на 90-100 т. Кроме увеличения водоизмещения конструкторы пошли на изменение обводов корпуса: гребные валы стали устанавливать параллельно основной плоскости, надводный борт на миделе был определён в соответствии с требованием прочности корпуса корабля. Значительная прочность корпуса прототипа (эсминцев типа «Колдуэлл») позволяла устанавливать на новых эсминцах более тяжёлые машины[2].
По закону 1916 года следовало начать строительство 50 эскадренных миноносцев типа «Викс» (DD-75 — DD-124), из них двадцать должны были строиться по программе 1917 года (DD-75 — DD-94). Четыре корабля из двадцати кораблей программы 1917 года следовало построить на судоверфях тихоокеанского побережья, при этом оговаривалось что постройка не должна вызвать рост их стоимости. Пятнадцать следующих эскадренных миноносцев (DD-95 — DD-109) были заказаны в рамках Закона от 3 марта 1917 года. Этот же закон предусматривал создание Военно-Морского Чрезвычайного Фонда «Для дополнительного строительства эсминцев по личному указу Президента». К концу мая 1917 года были заключены контракты на строительство ещё 26 кораблей типа «Викс» (DD-110 — DD-135). Общее количество заказанных эскадренных миноносцев типа «Уайкс» достигло 61 единицы[2].
Когда к американцам поступили данные союзной разведки, согласно которым в Германии стали строиться подводные крейсера водоизмещением 2400 т, способные совершать океанские переходы и действовать у берегов США, Генеральный Совет рекомендовал в кратчайшие сроки увеличить массовое производство эскадренных миноносцев как достаточно эффективных кораблей противолодочной обороны. Одновременно флоту потребовались новые корабли с повышенной скоростью хода[2]. Решением Специального совета по противолодочной обороне была предложена программа строительства 200 новых кораблей класс «эскадренный миноносец» (DD-136 — DD-335), 50 из которых должны были строиться по типу «Викс». Таким образом, программа строительства кораблей этого типа была ограничена 111 единицами[3].
В апреле 1917 года морской министр США подверг сомнению возможности частных фирм — строителей эскадренных миноносцев («Бат Айрон Уоркс», «Уильям Крамп энд сан», «Нью-Йорк Шипбилдинг», «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг» и двух верфей «Бетлхем Стил») выполнить заказ флота после DD-109. Уверенности в сдаче кораблей в срок не было и у руководства частных верфей, так как помимо строительства эсминцев они работали и над другими заказами флота. По решению морского министерства почти все контракты на «капитальные» корабли и крейсера были заморожены в пользу постройки эскадренных миноносцев[4].
Первый заказ на эскадренные миноносцы DD-75 — DD-109 был размещён на судоверфях «Бат Айрон Уоркс» (DD-75 — DD-78), «Бетлхем Стил» в Куинси и Сан-Франциско (DD-79 — DD-92, DD-95 — DD-109) и верфи ВМФ в Мери-Айленде (DD-93, DD-94). Следующий заказ был распределён между шестью верфями: повторные контракты получили «Юнион Айрон Уоркс» (DD-110 — DD-112) и «Бат Айрон Уоркс» (DD-131 — DD-134); впервые получили заказы верфи «Уильям Крамп энд сан» (DD-113 — DD-118), «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг» (DD-119 — DD-124) и «Нью-Йорк Шипбилдинг» (DD-125 — DD-130), Чарльстонская верфь ВМФ получила контракт на строительство DD-135[4].
До ноября 1918 года в строй были введены только 39 кораблей[5].
Эскадренные миноносцы США по типам | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
Eagle • Evarts • Cannon • Edsell • Buckley • Rudderow • John C. Butler • Dealey • Claude Jones |
|
|
Mitscher • Forrest Sherman • Coontz • Charles F. Adams • Leahy • Spruance • Kidd • Arleigh Burke • Zumwalt |
Корабли ВМС США периода Второй мировой войны | ||
---|---|---|
Авианосцы | «Лэнгли»Е · «Лексингтон» · «Рейнджер»Е · «Йорктаун» · «Уосп»Е · «Эссекс» · «Мидуэй»З | |
Легкие авианосцы | «Индепенденс» · «Сайпан »З | |
Эскортные авианосцы | Long Island · «Боуг»Е · «Сэнгамон» · «Эвенджер» · «Касабланка» · Commencement Bay | |
Линкоры | «Вайоминг» · «Нью-Йорк» · «Невада» · «Пенсильвания» · «Нью-Мексико» · «Теннесси» · «Колорадо» · «Северная Каролина» · «Саут Дакота» · «Айова» · «Монтана»О | |
Линейные крейсера | «Аляска» | |
Тяжелые крейсера | «Пенсакола» · «Нортхэмптон» · «Портленд» · «Нью-Орлеан» · «Уичита»Е · «Балтимор» · «Орегон Сити»З · «Де Мойн»З | |
Легкие крейсера | «Омаха» · «Бруклин» · «Атланта» · «Кливленд» · «Фарго»З · «Вустер»З | |
Эсминцы | «Викс» · «Клемсон» · «Фаррегат» · «Портер» · «Мэхэн» · «Гридли» · «Бэгли» · «Сомерс» · «Бенхэм» · «Симс» · «Бенсон» · «Гливс» · «Бристоль» · «Флетчер» · «Аллен М. Самнер» · «Роберт Х. Смит» · «Гиринг» | |
Эскортные миноносцы | Evarts · Buckley · Cannon · Edsall · Rudderow · John C. Butler | |
Патрульные фрегаты | Asheville · Tacoma | |
Тральщики | Lapwing · Raven · Auk · EagleS · Hawk · Admirable | |
Субмарины | O · R · S · Barracuda · ArgonautЕ · Narwhal · DolphinЕ · Cachalot · Porpoise · Salmon · Sargo · Tambor · Mackerel · Gato · Balao · Tench | |
Е — единственный корабль в серии · З — завершены после войны · О — постройка отменена |
Эскадренные миноносцы типа «Викс».