ЕВК «Одесити» | |
---|---|
HMS Audacity | |
Служба: | Великобритания |
Класс и тип судна | эскортный авианосец |
Организация | Королевский флот |
Изготовитель | Bremer Vulkan AG |
Спущен на воду | 29 марта 1939 года |
Введен в эксплуатацию | 20 июня 1941 года |
Статус | Потоплен немецкой субмариной U-751 21 декабря 1941 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 11000 тонн |
Длина | 134,65 м — Hannover 142,42 м — Audacity |
Ширина | 17,15 м |
Двигатели | 7-цилиндровый дизельный двигатель MAN, работавший на 1 винт |
Мощность | 5200 л. с. |
Скорость хода | 15 узлов |
Экипаж | 210 человек |
Вооружение | |
Зенитная артиллерия | 1 × 102-мм/45 1 × 57-мм 4 × 40-мм/40 4 × 20-мм пушек «Эрликон» |
Авиационная группа | 6—8 Martlet II |
HMS Audacity (D10) (ЕВК «Одесити») — британский эскортный авианосец, первый корабль этого класса в Королевском флоте. Переоборудован из захваченного немецкого сухогруза MV Hannover.
Потоплен 21 декабря 1941 года немецкой подводной лодкой U-751.
Содержание |
Hannover был заложен как линейный сухогруз для перевозки генеральных грузов (валовая регистровая вместимость 5537 брт) на немецкой верфи Bremer Vulkan. Спущен на воду 29 марта 1939 года[1]. Судно было куплено Norddeutscher Lloyd и использовалось для перевозки бананов из Вест-Индии в Германию[2]. Портом приписки был Бремен.
В начале Второй мировой войны судно нашло убежище в Кюрасао. В марте 1940 года капитан попытался прорвать блокаду и уйти в Германию, однако в ночь с 7 на 8 марта Hannover был замечен союзными кораблями — британским лёгким крейсером Dunedin и канадским эсминцем HMCS Assiniboine — между Гаити и Пуэрто-Рико. Немецкий капитан проигнорировал приказ остановиться и попытался достичь нейтральных вод Доминики, но безуспешно. Команде было приказано открыть кингстоны и поджечь судно, однако британский крейсер успел высадить на борт абордажную партию. Англичане сумели перекрыть кингстоны, а судно было отконвоировано в международные воды. Следующие 4 дня ушли на тушение пожара[3], после чего судно было отбуксировано на Ямайку, прибыв туда 11 марта[2]. Осмотр показал, что более всего от пожара пострадала судовая электросистема[3].
Захваченный в качестве приза Hannover был переименован в Sinbad и приписан к порту Кингстон. Находившийся на борту груз овечьих шкур продали с торгов.
Поиски средств воздушной защиты конвоев в тех зонах Атлантики, которые были недосягаемы для морской авиации берегового базирования, начались с первых же месяцев войны, как только англичане убедились, что без истребительного прикрытия караван торговых судов обречен, даже несмотря на наличие кораблей охранения. Вот тогда-то и возникла мысль переоборудовать часть торговых судов в тихоходные авианосцы, предназначенные только для охранения конвоев в открытом океане.
Первым таким эскортным авианосцем в британском флоте стал «Audacity» — бывший немецкий теплоход «Ганновер», захваченный англичанами в марте 1940 года. Переоборудование свелось к сооружению полётной палубы с двумя тормозными тросами. Ангаров, лифтов и катапульт на «Audacity» не было — шесть истребителей размещались прямо на палубе. Все работы были закончены в июне 1941 года, а через полгода для «Audacity» настал момент «боевого крещения».
17 декабря 1941 года «волчья стая» фашистских подводных лодок обнаружила в районе острова Мадейра крупный гибралтарский конвой из 30 охраняемых транспортов, шедших в Англию. Но атака была сорвана: самолёт с «Audacity» вовремя обнаружил вражеские лодки. Глубинные бомбы, сброшенные эсминцами охранения, повредили U-131, которая была вынуждена всплыть. Подняв из воды часть экипажа, эсминцы уничтожили лодку артиллерийским огнём. Вскоре над конвоем появилось два немецких бомбардировщика, которые тут же были сбиты истребителями с «Audacity».
На следующее утро эсминцы заставили всплыть на поверхность другую немецкую лодку — U-434 и, пленив 44 подводника, пустили её на дно. 19 декабря немцы предприняли комбинированную атаку — с воздуха и из-под воды — и достигли некоторого успеха: торпеда, выпущенная U-574, погубила эсминец «Стэнли». Но расплата последовала немедленно: U-574 затонула, протараненная шлюпом «Сторк», а из трёх бомбардировщиков два были сбиты истребителями с «Audacity». После этого фашистская авиация больше не рисковала появляться над конвоем, предоставив лодкам действовать самостоятельно. 21 декабря в 22.33 было торпедировано торговое судно. На другом судне зажгли фальшфейеры, чтобы осветить подводную лодку, но вместо этого осветили «Audacity», чем и воспользовался командир U-751. В 22.37 подводная лодка добилась попадания торпеды в авианосец.
Когда торпеда взорвалась, корабль вздрогнул, и его корма ушла в воду. Машины остались целы, однако авианосец потерял управление. Он остановился, и через несколько минут подводная лодка всадила в него ещё 2 торпеды. «Audacity» быстро пошёл на дно. На нём погибли 75 офицеров и матросов, в том числе капитан 2 ранга МакКендрик.
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
HMS Audacity (1939).