Эскадренные миноносцы типов E и F — типы эскадренных миноносцев, состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны. Пятая и шестая серии британских межвоенных серийных эсминцев (т. н. «стандартные» эсминцы). Два корабля — HMS Exmouth и HMS Faulknor были спроектированы и построены в качестве лидеров флотилий и отличались от серийных единиц усиленным артиллерийским вооружением и несколько большей скоростью. Корабли приняли активное участие в морских операциях Второй мировой войны, в ходе которой погибло 9 эсминцев обоих типов, в том числе один лидер флотилии. Ещё один эсминец (HMS Fury) не восстанавливался после тяжёлых повреждений в результате подрыва на мине. В ходе войны три корабля (HMS Express, HMS Fortune и HMS Foxhound) были переданы КВМФ Канады, один (HMS Echo) — ВМФ Греции и после войны ещё один (HMS Fame) — ВМФ Доминиканской Республики. Оставшиеся в строю КВМФ Великобритании единицы вскоре после окончания боевых действий были выведены из состава флота и проданы на слом.
Содержание |
Эскадренные миноносцы типов E и F представляли собой немного видоизмененный вариант предыдущих типов C и D. В частности, была усовершенствована форма корпуса, а также увеличено число котельных отделений, которых стало 3 вместо двух на предыдущих типах[2]. Это положительно отразилось на живучести кораблей[3].
Строились по программе 1931 года. Начиная с данной программы эсминцы британского флота перестали разделяться на вооружённые преимущественно тральным либо противолодочным вооружением — эсминцы типа Е несли и то и другое[3].
Также их предполагалось оснастить оборудованием для постановки морских мин, но отсутствие опыта эксплуатации нового привода постановки мин заставило ограничиться оборудованием двух заградителей — HMS Express и HMS Esk. По причине того, что вооружение было расширено, возросло водоизмещение кораблей. Требования к скорости при этом не были снижены. Это и заставило конструкторов применить новые обводы корпуса.
Изменения коснулись и зенитного вооружения новых эсминцев. От 76-мм орудия отказались, но увеличили угол возвышения 120-мм орудий до 40 градусов, при этом во избежания ударов лотка о палубу при откате орудия на предельных углах возвышения была применена оригинальная конструкция палубной артиллерийской установки Mk. XVII:
«Вокруг установки в палубе имелся кольцевой колодец диаметром чуть более 2 м и глубиной примерно 35 см. При стрельбе по надводным целям он закрывался специальными металлическими щитами. При больших углах возвышения щиты снимались, что обеспечивало нормальный откат орудия с естественной балансировкой, устраняя риск удара зарядного лотка о палубу. Эта конструкция впоследствии вызвала ряд критических замечаний из-за своей непрактичности, однако использовалась на эсминцах трех типов, вплоть до типа G[3]»
Кроме того, в состав зенитного вооружения входили также два четырёхствольных 12,7-мм пулемёта, практически бесполезных в условиях существенно возросшей угрозы воздушных атак.
В качестве лидеров флотилий эсминцев типов E и F были спроектированы и построены корабли HMS Exmouth и HMS Faulknor соответственно. В отличие от эсминцев предыдущих серий, в рамках которых лидеры флотилий несущественно отличались от серийных кораблей и были максимально с ними унифицированы, лидеры типов E и F имели усиленное артиллерийское вооружение (пять 120-мм орудий против четырёх на серийных единицах) и могли развивать несколько большую скорость — 36,75 узлов против 36[4].
По-существу, Exmouth и Faulknor представляли собой улучшенный тип лидера HMS Codrington с увеличенным запасом топлива, большей на 0,5 узла скоростью и лучшей манёвренностью[3].
Все эсминцы типов E и F приняли участие в боевых действиях Второй мировой войны. С течением времени корабли проходили модернизацию, направленную поначалу в основном на усиление зенитного вооружения. Так, на всех эсминцах, кроме HMS Escort, один четырёхтрубный торпедный аппарат был заменён на 76-мм орудие. Кроме того, устанавливались 20-мм зенитные автоматы, их число варьировало от 1 до 4 на разных единицах. К концу войны уцелевшие корабли выполняли функции эскортных миноносцев с вооружением, состоящим из 3 120-мм орудий, 6 20-мм автоматов, 1 четырёхтрубного 533-мм торпедного аппарата, бомбомёта «Сквид» и 60 глубинных бомб. HMS Express и HMS Esk были переоборудованы в минные заградители и несли по два 120-мм орудия, от 60 до 72 морских мин и не имели торпедного вооружения. Faulknor, в отличие от своего собрата-лидера, доживший до конца войны, нёс 3 120-мм орудия, 1 76-мм зенитное орудие, 1 четырёхствольный «пом-пом», 6 20-мм автоматов, 8 533-мм торпедных аппаратов и 38 глубинных бомб. Экипаж возрос до 201 человека[4].
В ходе боевых действий погибло 9 эсминцев обоих типов, в том числе лидер флотилии — Exmouth. Ещё один эсминец (HMS Fury) не восстанавливался после тяжёлых повреждений в результате подрыва на мине. Три корабля (HMS Express, HMS Fortune и HMS Foxhound) в 1943 — 1944 были переданы КВМФ Канады и переименованы соответственно в HMCS Gatineau, HMCS Saskatchewan и HMCS Qu’Appelle. HMS Echo в 1944 году передан ВМФ Греции и переименован в «Navarinon». Уже после окончания войны, в 1949 году ещё один эсминец (HMS Fame), был передан ВМФ Доминиканской Республики. Оставшиеся в строю КВМФ Великобритании эсминцы и лидеры типов E и F вскоре после окончания боевых действий были выведены из состава флота и проданы на слом[3].
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H02 | HMS Exmouth | HM Dockyard, Портсмут | 15 мая 1933 | 30 января 1934 | октябрь 1934 | 21 января 1940 | Потоплен германской подводной лодкой U-22 в заливе Мори-Ферт, Северная Шотландия. |
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H23 | HMS Echo | William Denny and Brothers, Дамбартон | 20 марта 1933 | 16 февраля 1934 | октябрь 1934 | 1956 | В 1944 передан КВМФ Греции (переименован в «Navarinon»), в 1956 возвращён Великобритании, разобран на металл. |
H08 | HMS Eclipse | William Denny and Brothers, Дамбартон | 22 марта 1933 | 12 апреля 1934 | декабрь 1934 | 23 октября 1943 | Погиб в результате подрыва на мине восточнее острова Калимнос, Греция |
H27 | HMS Electra | Хебберн | 15 марта 1933 | 15 февраля 1934 | сентябрь 1934 | 27 февраля 1942 | Потоплен артогнем японского эсминца «Asagumo» в Яванском море |
H10 | HMS Encounter | Хебберн | 15 марта 1933 | 29 марта 1934 | ноябрь 1934 | 1 марта 1942 | Затоплен экипажем после тяжёлых повреждений, нанесённых артогнем японских тяжёлых крейсеров «Ashigara» и «Myoko» в Яванском море |
H17 | HMS Escapade | Scotts Shipbuilding and Engineering Company, Гринок | 30 марта 1933 | 30 января 1934 | сентябрь 1934 | 1946 | Выведен из состава флота, разобран на металл. |
H66 | HMS Escort | Scotts Shipbuilding and Engineering Company, Гринок | 30 марта 1933 | 29 марта 1934 | ноябрь 1934 | 11 июля 1940 | Затонул при буксировке после повреждений, полученных в результате торпедирования итальянской подводной лодкой «Marconi» севернее Алжира |
H15 | HMS Esk | Уоллсенд | 23 марта 1933 | 19 марта 1934 | октябрь 1934 | 1 сентября 1940 | Затонул на следующий день после подрыва на мине у побережья Голландии |
H61 | HMS Express | Уоллсенд | 23 марта 1933 | 29 мая 1934 | ноябрь 1934 | 1946 | В 1943 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Gatineau, выведен из состава флота, разобран на металл. |
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H62 | HMS Faulknor | Скотстаун | 31 июля 1933 | 12 июня 1934 | май 1935 | 1946 | Выведен из состава флота, разобран на металл. |
Номер вымпела | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H78 | HMS Fame | Уоллсенд | 5 июля 1933 | 28 июня 1934 | апрель 1935 | 1949 | Передан Доминиканской Республике, переименован в «Generalisimo» |
H67 | HMS Fearless | Cammell Laird, Биркенхед | 17 июля 1933 | 12 мая 1934 | декабрь 1935 | 23 июля 1941 | Тяжело поврежден итальянской авиаторпедой, оставлен экипажем, добит эсминцем HMS Forester в 50 милях северо-западнее мыса Бон |
H79 | HMS Firedrake | Уоллсенд | 5 июля 1933 | 28 июня 1934 | май 1935 | 16 декабря 1942 | Потоплен германской подводной лодкой U-211 в Северной Атлантике в 600 милях южнее Исландии |
H68 | HMS Foresight | Cammell Laird, Биркенхед | 21 июля 1933 | 29 июня 1934 | май 1935 | 13 августа 1942 | Тяжело поврежден итальянской авиаторпедой, оставлен экипажем, добит эсминцем HMS Tartar севернее Бизерты |
H74 | HMS Forester | J. Samuel White, Коуз | 15 мая 1933 | 28 июня 1934 | март 1935 | 1946 | Исключен из списков флота |
H70 | HMS Fortune | Клайдбэнк | 25 июля 1933 | 29 августа 1934 | апрель 1935 | 1946 | 31 мая 1943 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Saskatchewan, в 1946 исключен из списков флота |
H69 | HMS Foxhound | Клайдбэнк | 21 августа 1933 | 12 октября 1934 | июнь 1935 | 1948 | 8 февраля 1944 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Qu’Appelle, в 1948 исключен из списков флота |
H76 | HMS Fury | J. Samuel White, Коуз | 19 мая 1933 | 10 сентября 1934 | май 1935 | 1944 | 21 июня 1944 тяжело поврежден при подрыве на мине у побережья Нормандии, не восстанавливался |
Эскадренные миноносцы КВМФ Великобритании | |
---|---|
(1903—1914) |
тип «Ривер» • тип «Трайбл» • HMS Swift • тип «Бигл» • тип «Экорн» • тип «Ахерон» • тип «Акаста» • тип «Лафорей» • |
(1914—1921) |
HMS Arno* • тип «Медея» • тип «Талисман» • тип «Фолкнер» • тип «Лайтфут» • тип M • тип R • тип S • типы V и W • тип «Скотт» • тип «Шекспир» • тип «Колдуэлл»* • тип «Викс»* |
(1921—1936) |
HMS Amazon** • HMS Ambuscade** |
(1936—1940) |
|
(1940—1945) |
|
|
|
и первых послевоенных проектов |
|
|
тип «Каунти» • тип 82 • тип 42 • тип 45 |
* — зарубежной постройки, ** — экспериментальные корабли. |
Эскадренные миноносцы типов E и F.