Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Эскадренные миноносцы типов G и H

Эскадренные миноносцы типов G и H
G and H class destroyer
Эсминец HMS Grenade типа G
Проект
Страна  Великобритания
Изготовители William Denny and Brothers
Alexander Stephen and Sons
Scotts Shipbuilding and Engineering Company
Swan Hunter
Fairfield Shipbuilding and Engineering Company
Vickers-Armstrongs
Cammell Laird
J. Samuel White
John I. Thornycroft & Company
Операторы ВМС Великобритании
ВМС Канады
ВМС Доминиканской республики
ВМС Бразилии
ВМС Польши
ВМС Нидерландов
Предшествующий тип типы E и F
Последующий тип тип I
Основные характеристики
Водоизмещение Серийные корабли:
1335 — 1370 (Бразильские корабли - 1400) т стандартное
1854 — 1890 (Бразильские корабли - 1930, впоследствии серийные 1980 — 2095, бразильские - 2020 - 2030) т полное
Лидеры:
1455 - 1456 т стандартное
2033 - 2053 (впоследствии 2270) т полное
Длина Серийные корабли:
95,1 м (по ватерлинии)
98,45 м (наибольшая)
Лидеры:
97,23 (Hardy - 99,36) м (по ватерлинии)
100,58 (Hardy - 102,72) м (наибольшая)
Ширина Серийные корабли:
10,06 м
Лидеры:
10,52 (Hardy - 10,36) м
Осадка Серийные корабли:
3,78 (впоследствии 3,96 — 4,06) м, Бразильские корабли - 3,89, впоследствии 3,99 — 4,04) м
Лидеры:
4,11 (Hardy - 3,89) м
Двигатели 2 ТЗА Parsons
3 ПК Адмиралтейского типа (Hyperion 2 - Адмиралтейского типа, 1 - Johnson, лидер Grenville 3 - Yarrow)
Мощность 34 000 (лидеры - 38 000) л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 36 (Бразильские корабли - 35, лидеры - 36,5) узлов
Дальность плавания 5 530 (Бразильские корабли - 5 500) миль на 15 узлах[1].
Запас нефти 443 - 461 (лидеры - 470) т
Экипаж 145 человек
(Лидеры - 178 человек)
Вооружение
Артиллерия 4 × 1 — 120-QF Mk. IX
(бразильские корабли — 3 × 1,
лидеры — 5 × 1)
Зенитная артиллерия 2 × 4 — 12,7-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 (Glowworm — 2 × 5)
533-мм ТА[2][3]
Изображения на Викискладе

Эскадренные миноносцы типов G и H — типы эскадренных миноносцев, состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны. Седьмая и восьмая серии британских межвоенных серийных эсминцев (т. н. «стандартные» эсминцы). 6 кораблей типа H с незначительными изменениями исходного проекта были заказаны ВМС Бразилии, но с началом войны выкуплены британским правительством и включены в состав флота Великобритании. В качестве лидеров флотилий построены эсминцы Grenville и Hardy, отличавшиеся усиленным артиллерйиским вооружением и увеличенными размерами. На основе типа G разработано и построено 6 эсминцев для ВМС Аргентины (тип Buenos-Aires)[4] и 2 эсминца для ВМС Греции (тип Vasilefs Georgios)[5].

Содержание

История создания и особенности конструкции

Эскадренные миноносцы типов G и H стали логическим продолжением линии развития британских «стандартных» эсминцев межвоенного периода. По сравнению с предшественниками, эсминцами типов E и F, новые корабли несколько уменьшились в размерах, что стало возможным благодаря отказу от турбин крейсерского хода[6]. Общая мощность энергетической установки снизилась с 36 до 34 тысяч л.с. при неизменной скорости. Внешне эсминцы типа G, строившиеся по программе 1933 года, отличались от своих предшественни­ков типа Е наличием треногих мачт[7].

Корабли программы 1934 года (тип Н) не отличались от типа G за исключением перехода на артустановки Mk.XVII с естествен­ной балансировкой 120-мм орудия. Большее пространство для отката при максимальном угле возвышения позволило отказаться от кольцевых колодцев, применявшихся на типах E и F. Hereward и Hero получили но­вые мостики со скошенной лобовой частью — характерной чертой всех последующих британских эсминцев вплоть до типа Battle[7].

Эсминцы типа H для ВМС Бразилии

Эскадренный миноносец HMS Havant (бывш. бразильск. «Javary»). На крыше носовой надстройки совмещённый дальномер-директор (?)

В 1938 году ВМС Бразилии заказали 6 эсминцев британского типа H. Они получили названия Japarua, Jurua, Javary, Jutahy, Juruena и Jaguaribe. Спущенные на воду незадолго до начала войны, в сентябре 1939, они были перекуплены правительством Великобритании и включены в состав Королевского флота. В целом они повторяли технические характеристики типа H, но имели ряд некоторых особенностей. К их числу относится иная система управления огнем главного калибра — директор и дальномер были совмещены, а также «экспортный» вариант торпедного вооружения — торпеды «Whitehead». Одно 120-мм орудие и тральное оборудование было снято с целью усилить средства ПЛО. Корабли вводились в строй в условиях большой спешки. Лишь два последних корабля вошли в строй полностью укомплек­тованными, часть эсминцев оставались без торпедных аппаратов, часть вступила в строй с недоукомплектованной системой управлением огнем[8][9].

Неопробованная экспортная техника часто доставляла неудобства при эксплуатации непривыкшим к ней британским морякам. Ниже приводятся впечатления Дональда Макинтайра, назначенного командиром эсминца Hearty, переименованного впоследствии в Hesperus:

Практика показала, однако, что из-за поспешного окончания постройки корабля стальные листы верхней палубы не были должным образом зачеканены, в результате чего на всех находившихся на нижней палубе непрерывно лила вода. Наш гирокомпас не принадлежал к уже испытанным гирокомпасам Сперри, установленным почти на всех военных кораблях, и предназначался для тихоходных торговых судов. Монтаж системы управления артиллерийским огнем не был закончен, не успели установить и прицела центральной наводки. Шкалы приборов и орудийные прицелы были отградуированы вместо градусной по какой-то десятичной системе, которую мы так и не смогли понять. В связи с этим наводка орудий на цель могла осуществляться лишь допотопными методами — указаниями рукой или фуражкой.

Что касается торпед (их было восемь), то они, как и артиллерийские системы, принадлежали к распространенному типу и свободно продавались по коммерческим ценам. Для моих же торпедистов, привыкших к торпедам, которые выпускались Адмиралтейством, они были чем-то вроде закрытой книги. Откровенно говоря, мы и не прикасались к ним, так как в их боевые зарядные отделения не входило предохранительное устройство, предназначенное для предотвращения их взрыва при ударе бомбой или осколком в случае атаки корабля с воздуха. Наши опасения не были напрасны. Как мы узнали позже, во время боевых действий в норвежских водах польский эскадренный миноносец, вооруженный подобными торпедами, развалился от взрыва на две части в результате попадания бомбы в его торпедный аппарат.

Всё это вместе взятое раздражало нас. Радовала лишь новейшая гидроакустическая аппаратура, а также машинная установка, которая мчала нас 30-узловым ходом, при этом корпус корабля вибрировал очень незначительно.[10]

Служба и модернизации

Во время своей службы корабли неоднократно подвергались изменениям в составе вооружения. В начале службы на Hereward опробовалась сдвоенная 120-мм артустановка Mk XII, планировавшаяся к установке на эсминцы типа Tribal. Один из торпедных аппаратов на многих эсминцах был заменён на 76-мм зенитное орудие. В конце службы оставшиеся корабли выполняли функции эскортных миноносцев с вооружением из 2-3 120-мм орудий, 6 20-мм зенитных автоматов, одного четырёхтрубного 533-мм торпедного аппарата, реактивного бомбомёта «Хеджехог» и 125 глубинных бомб[6]. Корабли всех типов приняли активное участие в морских операциях Второй мировой войны и понесли в её ходе очень высокие потери. В ходе войны было 17 кораблей типов G, H и H для ВМС Бразилии, включая лидеры флотилий Grenville и Hardy. 2 эсминца были переданы КВМФ Канады, еще 1 — польским ВМС.

Интересные факты

Подрыв на мине с последующей потерей хода эскадренного миноносца Hunter 13 мая 1937 года стал причиной коренного пересмотра проекта советских эсминцев типа 7 («Гневный»). Причина, по которой корабль лишился возможности самостоятельно передвигаться, заключается в особенности расположения его машинно-котельной установки (т. н. «линейное расположение» — в передних отсеках котельные, в расположенных ближе к корме — турбинные агрегаты). На совещании Комитета Обороны проект был объявлен «вредительским» и переработан в сторону изменения размещения котлов и турбин: турбинные и котельные отделения размещались попарно[11][12].

Список эсминцев типа G[7]

Лидер флотилии

Номер вымпела[13] Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления
в состав флота
Дата вывода
из состава флота/гибели
Судьба
H03 HMS Grenville Yarrow, Скотстаун, Глазго 29 сентября 1934 15 августа 1935 1 июля 1936 19 января 1940 Подорвался на мине юго-восточнее Хариджа и за­тонул

Серийные корабли

Номер вымпела[13] Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления
в состав флота
Дата вывода
из состава флота/гибели
Судьба
H59 HMS Gallant Alexander Stephen and Sons, Линтхаус, Глазго 15 сентября 1934 26 сентября 1935 25 февраля 1936 5 апреля 1942 Не восстанавливался после тяжёлых повреждений от бомб в ходе ремонта на Мальте, использовался как блокшив
H37 HMS Garland Fairfield Shipbuilding, Гован, Глазго 22 августа 1934 24 октября 1935 3 марта 1936 1964 Передан ВМФ Польши, в 1947 году возвращён и передан КВМФ Нидерландов, в 1950 переименован в HNLMS Marnix, продан на слом в 1964
H63 HMS Gipsy Fairfield Shipbuilding, Гован, Глазго 5 сентября 1934 7 ноября 1935 22 февраля 1936 21 ноября 1939 Подорвался на мине в устье Темзы, выбросился на мель
H92 HMS Glowworm John I. Thornycroft & Company, Вулстон, Саутгемптон 15 августа 1934 22 июля 1935 22 января 1936 8 апреля 1940 Потоплен артогнем германского тяжёлого крейсера Admiral Hipper западнее Тронхейма
H89 HMS Grafton John I. Thornycroft & Company, Вулстон, Саутгемптон 30 августа 1934 18 сентября 1935 20 марта 1936 29 мая 1940 Тор­педирован германской подводной лодкой U-62 у Дюнкерка, спустя два часа оставлен экипажем
H86 HMS Grenade Alexander Stephen and Sons, Линтхаус, Глазго 3 октября 1934 12 ноября 1935 28 марта 1936 29 мая 1940 Тяжело поврежден германской авиацией у Дюнкерка, оставлен экипажем, через несколько часов взорвался
H05 HMS Greyhound Vickers-Armstrongs, Барроу-ин-Фёрнесс 20 сентября 1934 15 августа 1935 31 января 1936 22 мая 1941 Потоплен германской авиацией у острова Крит
H31 HMS Griffin Vickers-Armstrongs, Барроу-ин-Фёрнесс 20 сентября 1934 15 августа 1935 6 марта 1936 1946 В 1943 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Ottawa, в 1946 продан на слом

Список эсминцев типа H[7]

Лидер флотилии

Номер вымпела[13] Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления
в состав флота
Дата вывода
из состава флота/гибели
Судьба
H87 HMS Hardy Cammell Laird, Биркенхед 1935 7 апреля 1936 декабрь 1936 10 апреля 1940 Тяжело поврежден артиллерией германских эсминцев в битве при Нарвике, выбросился на берег

Серийные корабли

Номер вымпела[13] Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления
в состав флота
Дата вывода
из состава флота/гибели
Судьба
H24 HMS Hasty William Denny and Brothers, Дамбартон апрель 1935 5 мая 1936 11 ноября 1936 15 июня 1942 Торпедирован германским торпедным катером S-55, оставлен экипажем, добит эсминцем HMS Hotspur в 80 милях северо-западнее Дерны
H43 HMS Havock William Denny and Brothers, Дамбартон 15 мая 1935 7 июля 1936 18 января 1937 5 апреля 1942 Выскочил на камни у Келибии, оставлен экипажем
H93 HMS Hereward Vickers-Armstrongs, Тайн 28 февраля 1935 10 марта 1936 9 декабря 1936 29 мая 1941 Потоплен германской авиаци­ей у восточного побережья острова Крит
H99 HMS Hero Vickers-Armstrongs, Тайн 28 февраля 1935 10 марта 1936 23 октября 1936 1946 В 1943 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Chaudiere, в 1946 продан на слом
H55 HMS Hostile Scotts Shipbuilding, Гринок 27 февраля 1935 24 января 1936 10 сентября 1936 23 августа 1940 Тяжело поврежден при подрыве на итальянской мине в 18 милях юго-восточнее мыса Бон, оставлен экипажем, до­бит эсминцем HMS Hero
H01 HMS Hotspur Scotts Shipbuilding, Гринок 27 февраля 1935 23 марта 1936 29 декабря 1936 1972 В 1948 передан ВМФ Доминиканской Республики, переименован в Trujillo, в 1962 году переименован в Duarte, продан на слом в 1972
H35 HMS Hunter Swan Hunter, Уоллсенд 26 марта 1935 25 февраля 1936 20 сентября 1936 10 апреля 1940 Потоплен германскими эсминцами в битве при Нарвике
H97 HMS Hyperion Swan Hunter, Уоллсенд 26 марта 1935 8 апреля 1936 3 декабря 1936 22 декабря 1940 Подорвался на итальянской мине северо-восточнее мыса Бон, оставлен экипажем и добит эсминцем HMS Ilex

Список эсминцев типа H для ВМС Бразилии[8]

Номер вымпела Название[14] Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления
в состав флота
Дата вывода
из состава флота/гибели
Судьба
H19[15] HMS Harvester
(Jurua)
Vickers-Armstrongs, Барроу 3 июня 1938 29 сентября 1939 май 1940 11 марта 1943 Потерял ход в результате повреждения форштевня после тарана германской подводной лодки U-444, вскоре потоплен подводной лодкой U-432 в Северной Атлантике
H32[16] HMS Havant
(Javary)
Каус 30 марта 1938 17 июля 1939 декабрь 1939 1 июня 1940 Тяжело поврежден германской авиацией у Дюнкерка, оставлен экипажем, добит тральщиком HMS Saltash
H88[17] HMS Havelock
(Jutahy)
J. Samuel White, Каус 31 мая 1938 16 октября 1939 февраль 1940 1946 Продан на слом
H57[18] HMS Hesperus
(Juruena)[19]
John I. Thornycroft & Company 6 июля 1938 1 августа 1939 январь 1940 1946 Продан на слом
H44[20] HMS Highlander
(Juguaribe)
John I. Thornycroft & Company 28 сентября 1938 16 октября 1939 март 1940 1947 Продан на слом
H06[21] HMS Hurricane
(Japarua)
Vickers-Armstrongs, Барроу 30 июня 1938 29 сентября 1939 июнь 1940 24 декабря 1943 С 7 на 8 мая 1941 потоплен германской авиацией в Ливерпуле; под­нят, введен в строй; 24 декабря 1943 торпедирован подводной лодкой U-415 в районе Азорских островов, потерял ход, оставлен экипажем и 25 декабря добит эсминцем HMS Watchman

Литература

  • Conway’s All The World’s Fighting Ships 1922—1946. London, Conway Maritime Press, 1980
  • Conway’s All The World’s Fighting Ships 1947—1995. Annapolis, US Naval Institute Press, 1996
  • Jane’s Fighting Ships, 1937
  • «Морская Коллекция» № 4, 2003 г. Дашьян А. В. «Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании». Часть 1. Москва, Моделист-Конструктор, 2003
  • «Морская Коллекция» № 5, 2003 г. Дашьян А. В. «Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании». Часть 2. Москва, Моделист-Конструктор, 2003
  • Amazon to Ivanhoe: British Standard Destroyers of the 1930s. English, John. Kendal, England: World Ship Society, 1993. ISBN 0-905617-64-9.
  • Макинтайр Д. Истребитель подводных лодок. — М.: Воениздат, 1958. (Macintyre D. U-Boat Killer. — London, 1956)

Примечания

  1. А.В. Дашьян «Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании». Часть 2
  2. Данные по вооружению на момент ввода в строй
  3. Conway's 1922-1946, p. 39, 40, 420
  4. Conway’s 1922—1946, p. 420
  5. Conway’s 1922—1946, p. 405
  6. 1 2 Conway’s 1922—1946, p. 39
  7. 1 2 3 4 А. В. Дашьян «Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании». Часть 2
  8. 1 2 А. В. Дашьян «Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании». Часть 1
  9. Conway’s 1922—1946, p. 40
  10. Макинтайр, с. 27-28
  11. Эхо испанского взрыва
  12. «Вредительский» проект становится «улучшенным»
  13. 1 2 3 4 Jane’s, p. 59
  14. в скобках приведено изначальное название для ВМС Бразилии
  15. HMS Harvester, destroyer
  16. HMS Havant, destroyer
  17. HMS Havelock, destroyer
  18. HMS Hesperus, destroyer
  19. первоначально переименован в HMS Hearty, вторично переименован в HMS Harvester 27 февраля 1940
  20. HMS Highlander, destroyer
  21. HMS Hurricane, destroyer


Эскадренные миноносцы типов G и H.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93