«Принц-регент Луитпольд» | |
---|---|
SMS Prinzregent Luitpold | |
Служба: | Германская империя |
Класс и тип судна | Дредноут типа «Кайзер» |
Организация | Кайзеровские ВМС |
Изготовитель | Имперские верфи в Вильгельмсхафене |
Строительство начато | январь 1911 года |
Спущен на воду | 17 февраля 1912 года |
Введен в эксплуатацию | 6 декабря 1913 года |
Выведен из состава флота | 1919 год |
Статус | Затоплен командой в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 24 724/27 000 тонн |
Длина | 172,4 м |
Ширина | 29,0 м |
Осадка | 9,1 м |
Бронирование | пояс: 80—350 мм траверсы: 130—300 мм палуба: 20—30+60 мм башни ГК: 80—300 мм барбеты ГК: 80—300 мм каземат ПМК: 170 мм командирская рубка: 150—350 мм |
Двигатели | 2 турбины Парсонса, 14 котлов Шульце-Торникрофта |
Мощность | 38 751 л. с. (максимальная) 26 000 л. с. (проектная) |
Движитель | 2 трёхлопастных винта диаметром 4 м |
Скорость хода | проектная: 20 узлов максимальная: 21,7 узлов (40,2 км/ч) |
Дальность плавания | 7200 миль на ходу 12 узлов[1] |
Экипаж | 1136 офицеров и матросов |
Вооружение | |
Артиллерия | 5 × 2 — 305-мм/50 (англ.)русск. 14 × 1 — 150-мм/45 8 × 1 — 88-мм/45 |
Минно-торпедное вооружение | Пять 500-мм торпедных аппаратов |
Изображения на Викискладе | |
Принц-регент Луитпольд (нем. SMS Prinzregent Luitpold) — немецкий дредноут, пятый и последний корабль в серии линейных кораблей типа «Кайзер» — германских имперских ВМС, участвовавших в Первой мировой войне. «Принц-регент Луитпольд» изначально проектировался как флагманский корабль флота и имел специально оборудованные боевые рубки, ходовые мостики и помещения для размещения штаба. Линкор участвовал во всех крупных операциях флота Первой мировой войны, в том числе в Ютландском сражении 31 мая — 1 июня 1916 года. Корабль также принимал участие в операции «Альбион» в конце 1917 года.
Содержание |
По проекту на дредноуте «Принц-регент Луитпольд» должны были установить комбинированную силовую установку, состоящую из двух комплектов турбин и одного дизеля большой мощности.
В бортовых помещениях машинного отделения установили два более мощных чем у систершипов турбоагрегата мощностью 26 000 л. с. (по 13 000 л. с. на турбинную установку), вращавших два трёхлопастных гребных винта диаметром 4 м, что при частоте вращения валов в среднем 270 об/мин, должно было обеспечить кораблю скорость хода 20 узлов.[2]
По проекту должен был быть установлен двухтактный дизель мощностью 12 000 л. с., вращавший средний винт, что должно было обеспечивать кораблю экономическую скорость 12 узлов. Общая мощность двух паротурбинных установок и одного дизеля составляла 38 000 л. с. и при совместной работе полная скорость «Принца-регента Луитпольда» должна была достигнуть 22 узлов.[2]
Однако изготовляемый заводом Ховальда «Германия» дизельный двигатель так и не смогли довести до работоспособного состояния, поэтому его не установили, среднее машинное отделение осталось пустым, а вал с винтом отсутствовал.
Вошёл в III-ю линейную эскадру. Командовал III-й эскадрой и одновременно 5-й дивизией контр-адмирал Функе, младшим флагманом был контр-адмирал Шауман. В состав эскадры входили: «Принц-регент Луитпольд» (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 5-й дивизии), «Кайзерин», «Кайзер» (флагманский корабль младшего флагмана), «Кёниг Альберт», «Кёниг» и «Гроссер Курфюрст».
Во время Ютландского сражения «Принц-регент Луитпольд» избежал попаданий вражеских снарядов и не получил каких-либо повреждений.
В августе 1917 года отказались повиноваться команды «Принц-регент Луитпольда» и «Фридрих дер Гроссе». Руководителей революционных выступлений судили полевым судом, двух кочегаров расстреляли, но революционные настроения остались и становились всё более грозными, так как стимулировались успехами революции в России. За период с июня по сентябрь 1917 года боевых действий в Северном море между крупными кораблями противников не произошло.
После падения Риги в сентябре 1917 года германское морское командование планировало в октябре провести в Балтийском море одну из крупнейших операций кайзеровского флота по высадке десанта и захвату лежащих у входа в Рижский залив о-в Эзель, Моон и Даго.
В сентябре «Кёниг», «Кронпринц», «Гроссер Курфюрст», «Маркграф» в составе III-й линейной эскадры перешли в Балтийском море, сначала для проведения учений с 11 по 21 сентября, а затем, по прибытии в Киль, вошли в состав «специального соединения», чтобы принять участие в операции по захвату островов. Вместе с ней в Балтийское море перешли линкоры IV-й линейной эскадры. Для проведения десантной операции к 15 сентября на «Кайзере» образовали штаб и сформировали «специальное соединение» под командованием вице-адмирала Шмидта. С 19 сентября вместо «Кайзера» флагманским кораблём соединения назначили линейный крейсер «Мольтке».
Кроме «Мольтке» в операции в составе «специального соединения» с 11 по 19 октября задействовали 10 дредноутов III-й («Байерн», «Кёниг», «Кронпринц», «Гроссер Курфюрст» и «Маркграф») и IV-й («Кайзер», «Фридрих дер Гроссе», «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд», «Кёниг Альберт») линейных эскадр. Операция началась утром 12 октября. 18 октября немцы овладели островом Моон (Муху). К 20-му октября, бои на островах постепенно сходят на нет. 24 октября «Принц-регент Луитпольд» вернулся в Киль.
Затопление Флота открытого моря
Линейные корабли ВМС Германии | |
---|---|
Императорские военно-морские силы Германии (нем. Kaiserliche Marine) | |
тип «Нассау» | «Нассау» · «Вестфален» · «Рейнланд» · «Позен» |
тип «Остфрисланд» | «Остфрисланд» · «Гельголанд» · «Тюринген» · «Ольденбург» |
тип «Кайзер» | «Кайзер» · «Фридрих дер Гроссе» · «Кайзерин» · «Кёниг Альберт» · «Принц-регент Луитпольд» |
тип «Кёниг» | «Кёниг» · «Гроссер Курфюрст» · «Маркграф» · «Кронпринц» |
тип «Байерн» | «Байерн» · «Баден» · «Саксен» · «Вюртемберг» |
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine) | |
тип «Шарнхорст» | «Шарнхорст» · «Гнейзенау» |
тип «Бисмарк» | «Бисмарк» · «Тирпиц» |
тип «H-39» | |
тип «H-44» | |
Список линейных кораблей ВМС Германии | |
курсивом выделены недостроенные |
SMS Prinzregent Luitpold.