Krasorion.ru

Упаковочные материалы

SMS Prinzregent Luitpold

«Принц-регент Луитпольд»
SMS Prinzregent Luitpold
Служба: Германская империя
Класс и тип судна Дредноут типа «Кайзер»
Организация Кайзеровские ВМС
Изготовитель Имперские верфи в Вильгельмсхафене
Строительство начато январь 1911 года
Спущен на воду 17 февраля 1912 года
Введен в эксплуатацию 6 декабря 1913 года
Выведен из состава флота 1919 год
Статус Затоплен командой в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года
Основные характеристики
Водоизмещение 24 724/27 000 тонн
Длина 172,4 м
Ширина 29,0 м
Осадка 9,1 м
Бронирование пояс: 80—350 мм
траверсы: 130—300 мм
палуба: 20—30+60 мм
башни ГК: 80—300 мм
барбеты ГК: 80—300 мм
каземат ПМК: 170 мм
командирская рубка: 150—350 мм
Двигатели 2 турбины Парсонса, 14 котлов Шульце-Торникрофта
Мощность 38 751 л. с. (максимальная)
26 000 л. с. (проектная)
Движитель 2 трёхлопастных винта диаметром 4 м
Скорость хода проектная: 20 узлов
максимальная: 21,7 узлов (40,2 км/ч)
Дальность плавания 7200 миль на ходу 12 узлов[1]
Экипаж 1136 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 5 × 2 — 305-мм/50 (англ.)русск.
14 × 1 — 150-мм/45
8 × 1 — 88-мм/45
Минно-торпедное вооружение Пять 500-мм торпедных аппаратов
Изображения на Викискладе

Принц-регент Луитпольд (нем. SMS Prinzregent Luitpold) — немецкий дредноут, пятый и последний корабль в серии линейных кораблей типа «Кайзер» — германских имперских ВМС, участвовавших в Первой мировой войне. «Принц-регент Луитпольд» изначально проектировался как флагманский корабль флота и имел специально оборудованные боевые рубки, ходовые мостики и помещения для размещения штаба. Линкор участвовал во всех крупных операциях флота Первой мировой войны, в том числе в Ютландском сражении 31 мая — 1 июня 1916 года. Корабль также принимал участие в операции «Альбион» в конце 1917 года.

Содержание

Проектирование

По проекту на дредноуте «Принц-регент Луитпольд» должны были установить комбинированную силовую установку, состоящую из двух комплектов турбин и одного дизеля большой мощности.

В бортовых помещениях машинного отделения установили два более мощных чем у систершипов турбоагрегата мощностью 26 000 л. с. (по 13 000 л. с. на турбинную установку), вращавших два трёхлопастных гребных винта диаметром 4 м, что при частоте вращения валов в среднем 270 об/мин, должно было обеспечить кораблю скорость хода 20 узлов.[2]

По проекту должен был быть установлен двухтактный дизель мощностью 12 000 л. с., вращавший средний винт, что должно было обеспечивать кораблю экономическую скорость 12 узлов. Общая мощность двух паротурбинных установок и одного дизеля составляла 38 000 л. с. и при совместной работе полная скорость «Принца-регента Луитпольда» должна была достигнуть 22 узлов.[2]

Конструкция

Линейные корабли типа «Кайзер». Схема.

Однако изготовляемый заводом Ховальда «Германия» дизельный двигатель так и не смогли довести до работоспособного состояния, поэтому его не установили, среднее машинное отделение осталось пустым, а вал с винтом отсутствовал.

Боевой путь

Вошёл в III-ю линейную эскадру. Командовал III-й эскадрой и одновременно 5-й дивизией контр-адмирал Функе, младшим флагманом был контр-адмирал Шауман. В состав эскадры входили: «Принц-регент Луитпольд» (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 5-й дивизии), «Кайзерин», «Кайзер» (флагманский корабль младшего флагмана), «Кёниг Альберт», «Кёниг» и «Гроссер Курфюрст».

Ютландское сражение

Во время Ютландского сражения «Принц-регент Луитпольд» избежал попаданий вражеских снарядов и не получил каких-либо повреждений.

В августе 1917 года отказались повиноваться команды «Принц-регент Луитпольда» и «Фридрих дер Гроссе». Руководителей революционных выступлений судили полевым судом, двух кочегаров расстреляли, но революционные настроения остались и становились всё более грозными, так как стимулировались успехами революции в России. За период с июня по сентябрь 1917 года боевых действий в Северном море между крупными кораблями противников не произошло.

Операция «Альбион»

После падения Риги в сентябре 1917 года германское морское командование планировало в октябре провести в Балтийском море одну из крупнейших операций кайзеровского флота по высадке десанта и захвату лежащих у входа в Рижский залив о-в Эзель, Моон и Даго.

В сентябре «Кёниг», «Кронпринц», «Гроссер Курфюрст», «Маркграф» в составе III-й линейной эскадры перешли в Балтийском море, сначала для проведения учений с 11 по 21 сентября, а затем, по прибытии в Киль, вошли в состав «специального соединения», чтобы принять участие в операции по захвату островов. Вместе с ней в Балтийское море перешли линкоры IV-й линейной эскадры. Для проведения десантной операции к 15 сентября на «Кайзере» образовали штаб и сформировали «специальное соединение» под командованием вице-адмирала Шмидта. С 19 сентября вместо «Кайзера» флагманским кораблём соединения назначили линейный крейсер «Мольтке».

Кроме «Мольтке» в операции в составе «специального соединения» с 11 по 19 октября задействовали 10 дредноутов III-й («Байерн», «Кёниг», «Кронпринц», «Гроссер Курфюрст» и «Маркграф») и IV-й («Кайзер», «Фридрих дер Гроссе», «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд», «Кёниг Альберт») линейных эскадр. Операция началась утром 12 октября. 18 октября немцы овладели островом Моон (Муху). К 20-му октября, бои на островах постепенно сходят на нет. 24 октября «Принц-регент Луитпольд» вернулся в Киль.

Примечания

  1. Gröner. Band 1. — P. 49.
  2. 1 2 В. Б. Муженников. Линейные корабли типов «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1918). — С. 12.

См. также

Затопление Флота открытого моря

Литература

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. — 439 с. — ISBN 0-87021-907-3
  • В. Б. Муженников. Линейные корабли типов «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1918). — Самара: Истфлот, 2006. — 116 с. — (Боевые корабли мира). — ISBN 978-5-98830-018-9
  • Апальков Ю. В. ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу. — Приложение к журналу «Моделист-конструктор». — М.. — 32 с. — («Морская коллекция» № 3(9)/1996).
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006

SMS Prinzregent Luitpold.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93