Линейные корабли типа «Нассау» | |
---|---|
Проект | |
Страна | Германия |
Операторы | Флот открытого моря |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 18 873 т (нормальное), 20 535 т (полное) |
Длина | 145,72—146,15 м (наибольшая), 145,67 м (по КВЛ), 137,7 м (между перпендикулярами) |
Ширина | 26,88 (по КВЛ) |
Высота | по миделю — 13,245 м |
Осадка | при полном водоизмещении — 8,57 м (носом), 8,76 м (кормой) |
Двигатели | 12 котлов типа Шульц-Торникрофта; 4-цилиндровые ПМ тройного расширения |
Мощность | 22000 л.с. |
Движитель | 3 |
Скорость хода | 19,5 узлов полная |
Дальность плавания | 8000/2000 миль на 10/19 узлах |
Экипаж | 967—1087 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 12 280-мм АУ SK.L/45 (англ.)русск. в 6 башенных установках, 12 150-мм орудий SKL/45 в казематах, 16 88-мм орудий SKL/45 в батарее и на надстройках, 2 60-мм десантные пушки SBtsKL/21 |
Минно-торпедное вооружение | 6 450-мм подводных торпедных аппаратов |
Линейные корабли типа «Насс́ау» — первый тип линейных кораблей-дредноутов Флота Открытого Моря Германской империи. Дредноуты типа «Нассау» (4 единицы) строились как ответ на постройку ВМС Великобритании первого в мире линейного корабля-дредноута HMS Dreadnought (1906).
Содержание |
Первый немецкий линкор, «Нассау», как и в случае с линкором «Dreadnought», строился в ускоренном темпе: стапельный период постройки заложенного в Вильгельмсхафене линкора «Nassau» составил только 7,5 месяцев, а достроечный период неполных 19 месяцев (общее время постройки округленно равнялось 26 месяцам). Частным верфям, строившим однотипные корабли («Westfalen», «Posen» и «Rheinland»), потребовалось 27, 35 и почти 36 месяцев соответственно. Корабли типа «Нассау» должны были заменить в германском флоте броненосцы «Bayern», «Sachsen», «Wurtemerg» и «Baden» (первые 2 строились по бюджету 1906 г., следующие 2 — по бюджету 1907 года.
Выделение средств на строительство всех четырёх линкоров началось лишь в 1907 году, а закладка на стапелях состоялась почти одновременно — в июне — августе 1907 г., но строительство велось разными темпами, длительность обсуждения проекта корабля и его конструкции при решении ряда сложных технических и финансовых проблем затягивали сроки постройки двух первых кораблей.
После окончательной готовности «Nassau» и «Rheinland» на верфях в Бремене и Штеттине, возникла проблема с проводом кораблей через обмелевшие реки Везер и Одер. Проблема была решена после установки с обеих бортов линкоров кессонов и откачки воды, уменьшившей осадку кораблей и обеспечившей проводку линкоров к морю.
1 октября 1909 г. на «Nassau» был поднят вымпел, корабль был принят в казну и вступил в кампанию, а 15 октября 1909 года «Nassau» вышел на официальные морские испытания. Через полтора месяца за ним последовал «Westfalen». Остальные линкоры типа были готовы весной следующего года: 27 февраля 1910 заводские испытания начал «Rheinland», 30 апреля па корабле подняли вымпел и он вступил в кампанию; 31 мая вступил в кампанию «Posen», официальные испытания он провел 18 июня 1910 года.
По сравнению с броненосцами типа «Deutschland» стоимость новых линкоров возросла в полтора раза. Для 5 броненосцев типа «Deutschland», спущенных на воду только в 1904—1906 гг., полная стоимость строительства колебалась от 21 до 25 млн марок. Строительство новых линкоров обошлось имперской казне значительно дороже.
Корпус новых линкоров был гладкопалубным и сравнительно широким, с надстройкой в средней Отношение L/B (длины к ширине) корпуса составило 5,41 против 5,65 у броненосцев типа «Дойчланд». Проектными работами руководил главный строитель имперского флота, тайный советник Бюркнер (нем. Burkner).
Из-за требований уменьшения осадки линкоров типа «Нассау» (из-за базирования немецких кораблей в устьях мелководных рек, а также проблемы Кильского канала) была ухудшена остойчивость кораблей данного типа. Относительно предыдущих проектов высота корпуса была немного увеличена для улучшения мореходности в штормовых условиях Северного моря и Атлантики.
Конструктивные особенности линкора были довольно обычными для кораблей немецкого флота. Котельное отделение было разделено средней диаметральной переборкой. Все три машинных отделения линкора «Nassau», благодаря большой ширине корабля и незначительным размерам занимаемой площади паровых машин, удалось расположить рядом друг с другом, в то время как на «Deutschland» средняя паровая машина стояла позади бортовых.
Набор корпуса собирался по продольно-поперечной системе (иначе её называют бракетной), но в оконечностях, после бронетраверзов, детали набора собирались уже по продольной системе. Такая смешанная система была обычной для многих типов линкоров и использовалась и на других флотах. Набор корпуса линкоров типа «Nassau» включал 121 шпангоут (от 6-го до 114-го, включая шпангоут «0» по оси баллера руля, 6 минусовых и 114 плюсовых шпангоутов). Шпация была равна 1,20 м. Продольную прочность помимо вертикального киля обеспечивали с каждого борта семь продольных связей, из которых стрингеры II, IV и VI были водонепроницаемы. Стрингеры устанавливались на расстоянии 2,1 и 2,125 метра друг от друга. Форштевень имел таранную форму, изготовлялся из мягкой мартеновской стали и был усилен для возможности нанесения таранного удара.
Во время испытаний линкоров выяснилось, что, имея сравнительно небольшой диаметр циркуляции на полном ходу, при наибольшей перекладке руля линкоры получали крен до 7°, теряя при этом в скорости до 70 %.
На кораблях были установлены по восемь 200-амперных прожекторов (побортно двумя группами по четыре на носовых и кормовых надстройках). Прожектора могли охватывать весь круг горизонта. Также имелись два запасных прожектора такого же типа и один 17-амперный прожектор в качестве переносного сигнального. Для защиты прожеткоров в германском флоте предпринимались специальные меры. В частности, на линкорах типов «Nassau» и «Ostfriesland» в случае дневного боя прожектора (как и шлюп-балки) через специальные люки опускались в особые отсеки.
По штату на линейных кораблях типа «Нассау» полагалось иметь: 1 паровой катер, 3 малых моторных катера, 2 баркаса с вспомогательным двигателем; 2 вельбота, 2 яла, 1 складную шлюпку. В том случае, если на корабле находился штаб эскадры на борт дополнительно брали 1 адмиральский моторный катер разъездного типа. Катера могли быть вооружены пулемётами на съемных лафетах, а при высадке десантных партий в случае необходимости также десантными пушками. Места установки спасательных катеров из-за бортовых башен было довольно ограничены.
Для спуска на воду катеров и шлюпок по бокам от кормовой дымовой грубы были установлены два специальных крана, громоздких и хорошо заметных в силуэте кораблей. Шлюпки небольшого размера для повседневного использования подвешивались на шлюп-балках, которые в случае боя можно было убрать в специально созданные ниши в бортах кораблей.
Боевой запас артиллерии главного калибра (280-мм АУ SK.L/45) составлял 900 выстрелов. Штатный боезапас включал 720 бронебойных снарядов «L/3,2» (Psgr — Panzersprenggranaten) и 180 фугасных снарядов «L/3» (Stvg — Stahvollgcschossen), а также 900 метательных зарядов (Pulverladung) к ним. Каждый заряд состоял из основного полузаряда (Hauptkartus) и добавочного (Borkartus). Для добавочных полузарядов применялись двойные шелковые картузы и пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Сначала в зарядную камеру помещался добавочный заряд в картузе, затем главный заряд в гильзе со встроенным запалом. Снаряды обоих типов весили по 305 кг. Общий вес полного метательного заряда равнялся 144,6 кг пороха (Rohrenpulver) марки «RPC/06» (позже «RPC/12»).
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Нассау» Nassau |
Kaiserliche Werft Wilhelmshaven (Вильгельмсхафен) | 22 июля 1907 | 7 марта 1908 | 1 октября 1909 | Передан по репарациям Японии, разобран в 1921 |
«Вестфален» Westfalen |
AG Weser, (Бремен) | 12 августа 1907 | 1 июля 1908 | 16 ноября 1909 | 1.9.1918 выведен из состава флота и использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. После капитуляции был интернирован и передан Англии, разобран в 1924 г. |
«Рейнланд» Rheinland |
AG Vulcan, (Штеттин) | 1 июня 1907 | 26 сентября 1908 | 30 апреля 1910 | 9.7.1918 г. выведен из состава флота и разобран в 1921 г |
«Позен» Posen |
Germaniawerft, (Киль) | 11 июня 1907 | 12 декабря 1908 | 31 мая 1910 | продан на слом в 1921 |
Линейные корабли ВМС Германии | |
---|---|
Императорские военно-морские силы Германии (нем. Kaiserliche Marine) | |
тип «Нассау» | «Нассау» · «Вестфален» · «Рейнланд» · «Позен» |
тип «Остфрисланд» | «Остфрисланд» · «Гельголанд» · «Тюринген» · «Ольденбург» |
тип «Кайзер» | «Кайзер» · «Фридрих дер Гроссе» · «Кайзерин» · «Кёниг Альберт» · «Принц-регент Луитпольд» |
тип «Кёниг» | «Кёниг» · «Гроссер Курфюрст» · «Маркграф» · «Кронпринц» |
тип «Байерн» | «Байерн» · «Баден» · «Саксен» · «Вюртемберг» |
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine) | |
тип «Шарнхорст» | «Шарнхорст» · «Гнейзенау» |
тип «Бисмарк» | «Бисмарк» · «Тирпиц» |
тип «H-39» | |
тип «H-44» | |
Список линейных кораблей ВМС Германии | |
курсивом выделены недостроенные |
Боевые корабли ВМС Германии периода Первой мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Линейные корабли |
|
||||||
Большие крейсера |
|
||||||
Малые крейсера |
|
||||||
Авизо и устаревшие крейсера | тип «Комет» · «Грейф» · тип «Буссард» · «Гефион» · «Хела» | ||||||
курсивом выделены недостроенные |
Линейные корабли типа «Нассау».