Бронепалубные крейсера типа «Бремен» | |
---|---|
Bremen-Klasse | |
Проект | |
Страна | Германия Веймарская республика Германия |
Изготовители | AG Weser, Бремен; AG Vulcan, Штеттин; Kaiserliche Werft, Данциг |
Операторы | Кайзеровские ВМС Рейхсмарине Кригсмарине |
Годы постройки | 1902 год |
В строю | Выведены из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 3278 т, полное — 3816 т |
Длина | 111,1 м («Берлин» — 113,8 м) |
Ширина | 13,3 м |
Осадка | 5,61 м |
Бронирование | Палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм[1] (по другим данным, палуба 80 мм, скосы 100 мм, боевая рубка 100 мм[2]) |
Двигатели | 2 ПМ (на «Любеке» 2 ПТ), 10 ПК |
Мощность | 12 280 л. с.[1] (по другим данным, 11 750 л. с.[2]), 14 403 л. с. («Любек») |
Движитель | 2 («Любек» — 4) |
Скорость хода | 23,1 узла |
Экипаж | 280 человек (14 офицеров, 266 матросов[2], по другим данным, 301 человек[1]) |
Вооружение | |
Артиллерия | 10 × 105 мм/40 орудий, 10 × скорострельных пушек (заменены на пулеметы) «Бремен» и «Любек» в 1916 г. перевооружены на 2 × 150 мм/45 и 6 × 105 мм/40 орудий |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 450-мм подводных ТА («Бремен» и «Любек» в 1916 г. перевооружены на надводные поворотные того же калибра) |
Бронепалубные крейсера типа «Бремен» — тип бронепалубных крейсеров, входивших в состав Императорских ВМС Германии в 1900-х — 1910-х гг. Участвовали в морских сражениях Первой мировой войны, в ходе которой погибли два корабля этого типа. После её окончания крейсера «Гамбург» и «Берлин» продолжили службу в составе Рейхсмарине. «Любек», из этой же серии, известен тем, что стал первым германским крейсером, оснащенным паровыми турбинами[1].
Содержание |
Крейсера типа «Бремен» продолжали линию развития немецких бронепалубных крейсеров, совмещавших в себе функции крейсера-разведчика при эскадре («скаута») и крейсера для службы на отдалённых театрах и в колониях. Корабли отличались хорошей мореходностью и манёвренностью. В то время, как на всех кораблях данного типа в качестве главной энергетической установки были установлены паровые машины с приводом на два гребных вала, «Любек» отличался тем, что на нём, впервые среди крейсеров ВМС Германии, были установлены паровые турбины Парсонса, вращавшие четыре гребных вала (первоначально с восемью винтами на четырёх валах, позднее — с четырьмя)[1].
В годы Первой мировой войны «Лейпциг» входил в состав Крейсерской эскадры в дальневосточных водах адмирала графа фон Шпее, участвовал в битве при Коронеле 1 октября 1914, потоплен 8 декабря того же года в бою у Фолклендских островов артиллерийским огнём британских крейсеров «Корнуолл» и «Глазго». Погибло 315 человек[2].
«Бремен» участвовал в боевых действиях на Балтике, погиб после подрыва на двух морских минах заграждения, выставленных русскими эскадренными миноносцами «Новик», «Победитель» и «Забияка», погибло 250 человек[2]. По другим данным, крейсер потопила британская подводная лодка E-9[1].
После капитуляции Германии согласно условиям Версальского мирного договора крейсера «Гамбург» и «Берлин» были оставлены Германии. «Берлин» служил до 1935 года, после был превращён в плавказарму и корабль-базу. После окончания Второй мировой войны затоплен с грузом отравляющих веществ в Скагерраке. Крейсер «Гамбург» исключён из списков флота в 1931 году, служил в качестве плавказармы. Потоплен авиацией союзников в 1944 году, по иронии судьбы, в городе, в честь которого корабль и был назван — в Гамбурге[2].
Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
SMS Bremen | AG Weser Бремен |
1902 | 9 июля 1903 | 19 мая 1904 | 17 декабря 1915 | Погиб в Балтийском море в результате подрыва на русском минном поле (по другим данным, в результате атаки британской подводной лодки E-9) |
SMS Hamburg | AG Vulcan Штеттин |
1902 | 25 июля 1903 | 8 марта 1904 | 1944 | Исключен из списков флота в 1931 г., превращён в плавказарму, погиб в результате налёта союзнической авиации на порт Гамбурга[2] |
SMS Berlin | Kaiserliche Werft Данциг |
1902 | 22 сентября 1903 | 4 апреля 1905 | 1935 | Исключен из списков флота |
SMS Lübeck | AG Vulcan Штеттин |
1903 | 26 марта 1904 | 26 апреля 1905 | 1919 | Исключен из списков флота |
SMS München | AG Weser Бремен |
1903 | 30 апреля 1904 | 1 января 1905 | 1919 | Исключен из списков флота |
SMS Leipzig | AG Weser Бремен |
1904 | 21 марта 1905 | 20 апреля 1906 | 8 декабря 1914 | Погиб в бою у Фолклендских островов |
SMS Danzig | Kaiserliche Werft Данциг |
1904 | 23 сентября 1905 | 1 февраля 1907 | 1919 | Исключен из списков флота |
Боевые корабли ВМС Германии периода Первой мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Линейные корабли |
|
||||||
Большие крейсера |
|
||||||
Малые крейсера |
|
||||||
Авизо и устаревшие крейсера | тип «Комет» · «Грейф» · тип «Буссард» · «Гефион» · «Хела» | ||||||
курсивом выделены недостроенные |
Бронепалубные крейсера типа «Бремен».