Бронепалубные крейсера типа «Газелле» | |
---|---|
Gazelle-Klasse | |
Проект | |
Страна | Германия Югославия Италия |
Изготовители | Germaniawerft, Киль AG Weser, Бремен Kaiserliche Werft Danzig, Данциг Howaldtswerke, Киль |
Операторы | Кайзеровские ВМС Рейхсмарине Королевские ВМС Италии Королевские ВМС Югославии |
Годы постройки | 1897 год |
В строю | Выведены из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | стандартное 2360-2700 т полное 3100—3180 т |
Длина | 105,1 м «Амазоне» — 108,7 м |
Ширина | 12,2 м |
Осадка | 4,84—5,12 м |
Бронирование | палуба до 75 мм, скосы до 80 мм, рубка 80 мм, щиты 50 мм |
Двигатели | 2 ПМ, 8 ПК |
Мощность | Паровые машины — 6000 л. с. ("Газелле"), 8000 л. с. (остальные) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | 21,5 узел |
Экипаж | 258 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 10 × 105 мм/40, 5—10 пулемётов |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 450-мм подводных ТА[1] |
Бронепалубные крейсера типа «Газелле» — тип бронепалубных крейсеров, входивших в состав Императорских ВМС Германии в 1900-х — 1910-х гг. Участвовали в морских сражениях Первой мировой войны, в ходе которой погибло 3 корабля данного типа. Часть оставшихся в строю единиц продолжило службу в Рейхсмарине вплоть до середины 1930-х.
Содержание |
Бронепалубные крейсера типа «Газелле» являлись продолжением линии развития кораблей этого класса в германском флоте, начало которым положили крейсера типов «Буссард», «Гефион» и «Хела». Спроектированные в период с 1895 по 1896 годы, они должны были совместить в себе роли крейсера для заморской службы и крейсера-разведчика при эскадре («скаута»)[2].
К началу Первой мировой войны данный тип считался устаревшим. Однако, несмотря на это, крейсера типа «Газелле» использовались в самых разных операциях на море. «Аркона» была переоборудована в минный заградитель (200 мин). «Ундина», «Амазон», «Тетис» и «Нимфа» использовались как учебные. Остальные служили в охране прибрежной зоны, в основном на Балтийском море[3].
28 августа 1914 года в ходе боя в Гельголандской бухте артиллерийским огнем британских линейных крейсеров был потоплен «Ариадне», на котором погибло 64 моряка. 7 ноября 1915 года на Балтике от двух торпед британской подводной лодки Е-19 погиб «Ундине» (вместе с кораблем погибло 14 членов экипажа). В ходе Ютландского сражения торпедами британского крейсера «Саутгемптон» потоплен «Фрауэнлоб». Потери экипажа составили 324 человека[4].
После окончания Первой мировой войны согласно условиям Версальского мирного договора Германии были оставлены наиболее старые и изношенные крейсера, в числе которых оказались и пять крейсеров типа «Газелле» плюс один («Медуза») в качестве блокшива. Все они были выведены из состава флота в течение 1920-х — 1930-х годов.
«Ниобе» был продан Югославии, где получил название «Далмация». В 1941 году захвачен итальянцами, вступил в состав Королевских ВМС Италии под названием «Каттаро». После выхода Италии из войны захвачен немцами и введён в строй Кригсмарине. 19 декабря 1943 года крейсер сел на мель у побережья острова Силба. В ночь на 22 декабря британские торпедные катера «МТВ-298» и «МТВ-276» атаковали корабль. В крейсер попало две торпеды, было убито 17 человек, а 16 ранено. В 1952 году разобран на металл[4].
Боевые корабли ВМС Германии периода Первой мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Линейные корабли |
|
||||||
Большие крейсера |
|
||||||
Малые крейсера |
|
||||||
Авизо и устаревшие крейсера | тип «Комет» · «Грейф» · тип «Буссард» · «Гефион» · «Хела» | ||||||
курсивом выделены недостроенные |
Бронепалубные крейсера типа «Газелле».