Бронепалубные крейсера типа «Кольберг» | |
---|---|
Kolberg-Klasse | |
Бронепалубный крейсер «Кольберг»
|
|
Проект | |
Страна | Германия Франция |
Изготовители | Schichau, Данциг AG Vulcan, Штетин Germaniawerft, Киль Kaiserliche Werft, Киль |
Операторы | Императорские военно-морские силы |
В строю | Выведены из состава флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 4262 т (проектное), 4915 т (полное) |
Длина | 130 м |
Ширина | 14 м |
Осадка | 5,4 м |
Бронирование | Броневая палуба — 20…40 мм; рубка — 100 мм; щиты ГК — 50 мм |
Двигатели | 15 котлов, 2 турбины |
Мощность | 19 000—20 200 л. с. |
Движитель | 4 винта («Майнц» — 2) |
Скорость хода | 25,5—26,7 узла |
Дальность плавания | 3500 миль на 14 узлах |
Экипаж | 367 человек (18 офицеров, 349 матросов) |
Вооружение | |
Артиллерия | 12 × 105-мм[1] |
Минно-торпедное вооружение | Два 450-мм ТА, 100 морских мин |
Бронепалубные крейсера типа «Кольберг»[2] — тип крейсеров германского императорского флота времён Первой мировой войны. Построено четыре корабля: «Кольберг» (нем. SMS Kolberg), «Майнц» (нем. SMS Mainz), «Кёльн» (нем. SMS Cöln) и «Аугсбург» (нем. SMS Augsburg). В годы войны погибли 2 корабля данного типа, 2 оставшихся «Кольберг» и «Аугсбург» были переданы по репарациям в 1920 году соответственно Франции и Японии.
Содержание |
Строились по программе 1906-1907 годов[3]. Последние бронепалубные крейсера германского флота[4][5]. Являлись развитием кораблей типа «Дрезден». В отличие от прототипа, корабли были больше в размерах, развивали большую скорость и несли усиленное артиллерийское вооружение. На кораблях данной серии продолжились эксперименты по отработке оптимальной энергетической установки и количества гребных валов. Все несли турбины разных типов: «Кольберг» — фирмы «Мелмс и Пффенигер», «Майнц» — АЭГ «Кертисс», «Кельн» — завода «Германия», «Аугсбург» — тип Парсонс. «Майнц» имел двухвальную установку и являлся самым скоростным кораблем серии (27,2 уз.), в то время, как остальные крейсера серии были четырёхвальными[4].
Крейсера данного типа активно использовались в годы Первой мировой войны. «Майнц» и «Кёльн» погибли 28 августа 1914 года в сражении в Гельголандской бухте в бою с британскими крейсерами. Оставшиеся корабли воевали в основном на Балтике, после окончания войны по репарациям переданы Франции и Японии.
Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
SMS Kolberg | Schichau, Данциг | 1908 | 14 ноября 1908 | 21 июня 1910 | 28 апреля 1920 | Передан ВМС Франции, получил название «Кольмар», разобран на металл в 1929 году |
SMS Mainz | AG Vulcan, Штеттин | 1907 | 23 января 1909 | 1 октября 1909 | 28 августа 1914 | Погиб в сражении в Гельголандской бухте |
SMS Cöln | Kaiserliche Werft Данциг |
1908 | 5 июня 1909 | 16 июня 1911 | 28 августа 1914 | Погиб в сражении в Гельголандской бухте |
SMS Augsburg | Kaiserliche Werft, Киль | 1908 | 10 июля 1909 | 1 октября 1910 | 3 сентября 1920 | Передан императорскому флоту Японии, разобран на металл в 1922 году[7] |
Боевые корабли ВМС Германии периода Первой мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Линейные корабли |
|
||||||
Большие крейсера |
|
||||||
Малые крейсера |
|
||||||
Авизо и устаревшие крейсера | тип «Комет» · «Грейф» · тип «Буссард» · «Гефион» · «Хела» | ||||||
курсивом выделены недостроенные |
Бронепалубные крейсера типа «Кольберг».