Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Лёгкий крейсер «Нюрнберг» (1935)

«Нюрнберг»
«Адмирал Макаров» (1946—1959)
Nürnberg
Лёгкий крейсер «Нюрнберг», 1935 год
Основная информация
Тип Лёгкий крейсер
Государство флага  Третий рейх
 СССР
Строительство начато 4 декабря 1933 года
Спущен на воду 8 декабря 1934 года
Введён в эксплуатацию 2 ноября 1935 года
Выведен из состава флота Передан СССР в 1946 году
Современный статус Разобран в 1960 году
Параметры
Водоизмещение Стандартное — 7037 т
полное — 8897 т
Длина 170 м/181,3 м
Ширина 16,4 м
Осадка 4,9—5,7 м
Бронирование главный пояс — 18…50…35 мм,
палуба — 20…25 мм,
траверзы — 70 мм,
башни — 80…20 мм,
рубка — 100 мм
Технические данные
Силовая установка 2 ТЗА Krupp-Germania, 4 семицилиндровых двухтактных дизеля MAN
Мощность Турбины — 60 000 л. с.,
дизели — 12 600 л.с.
Винты 2
Скорость 32 узла (59,3 км/ч)
Дальность плавания 3280 морских миль на скорости 15 узлов
Экипаж 896 человек[1]
Вооружение
Артиллерийское вооружение 3 × 3 — 150-мм/60
Зенитная артиллерия 4 × 2 — 88-мм/76,
4 × 2 — 37-мм/83,
4 × 1 — 20-мм/65
Торпедно-минное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
2 гидросамолёта[2]

«Ню́рнберг» (Nürnberg) — лёгкий крейсер Кригсмарине времён Второй мировой войны. Развитие проекта «Лейпциг». Последний лёгкий крейсер германского флота.

Содержание

Проектирование и постройка

Несмотря на то, что в ряде источников лёгкие крейсера «Лейпциг» и «Нюрнберг» относятся к единому классу (тип «Лейпциг»), являющемуся улучшением предшествующих крейсеров типа «К», по целому набору характеристик эти два корабля отличаются друг от друга. «Нюрнберг» был заложен, спущен и введён в строй с отставанием почти на пять лет от своего «старшего брата». Пауза в строительстве была вызвана проходившими дис­куссиями о том, какие крейсера нужны Германии с точки зрения их вооружения, водоизмещения и прочих характеристик. В итоге было принято решение строить тяжелые «Ва­шингтонские» крейсера. Как следствие — кардинально-новый проект легкого крейсера не разрабатывался, новый корабль этого класса для германского флота представлял собой улучшенный проект крейсера «Лейпциг»[3].

Проект­ное водоизмещение нового крейсера увеличилось на 100 тонн, достигнув 8000 тонн. Этим достигалась лучшая прочность корпуса, усиливались бронирование башен, погребов боезапа­са, зенитная артиллерия и увеличилась скорость хода, но этого не хватило на увеличение вместимости топ­ливных цистерн. Основные технические решения повторяли «Лей­пциг», но «Нюрнберг» был чуть длиннее и шире своего предшественника. Проект крей­сера разработал конструктор Блечшмидт[3].

Служба

Довоенный период

Лёгкий крейсер «F» («Kreuzer F» или «Ersatz Nymphe» — замена крейсера «Нимфе») был заложен 4 ноября 1933 года на заводе «Дойче Верке» в Киле. 8 декабря 1934 года — крейсер был спущен на воду и получил название «Нюр­нберг». 2 ноября 1935 года корабль вошёл в состав фло­та, на нём сначала подняли флаг уже несуществую­щей Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нём подняли военно-морской флаг Тре­тьего Рейха[3].

После завершения серии испытаний в начале 1936 года «Нюрнберг» становится флагманским кораблем Разведывательных сил флота. С апреля по май крейсер находился в Атлантике с посещением ряда зарубежных портов. С авгус­та по октябрь и с ноября по декабрь 1936 года, в апреле-мае и июле-августе 1937 года корабль находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко. В последующие предвоенные годы корабль занимался боевой подготовкой, участвовал в манёврах флота, в торжествах по случаю спуска новых кораблей. В марте 1939 года «Нюрнберг» участвует в захвате литовского порта Клайпеды (Мемеля)[3].

Вторая Мировая война

С началом войны крейсер принимал участие в различных минно-заградительных операциях в составе соединений надводных кораблей, 6 октября во время одной из таких операций был безуспешно атакован британской подводной лодкой «Сивулф».

13 декабря 1939 года «Нюр­нберг» и лёгкий крейсер «Лейпциг» были торпеди­рованы английской подводной лод­кой «Сэлмон». По сравнению с «Лейпцигом» повреждения «Нюрнберга» были гораздо менее серьёзными, торпеда попала в носовую часть, оторвав её часть. Энергоустановка корабля не пострадала, а потери в экипаже составили всего 16 человек ранеными. Ремонт на верфи-строителе продолжался до апреля 1940 года[3].

В июне-июле 1940 года крейсер привлекается для проводки войсковых транспортов в Норвегию и обратной проводки линкора «Гнейзенау». В феврале — сентябре 1941 года выполнял обязанности учебного корабля, в сентябре входил в состав северной группы германского «Балтийского флота», созданного для пресечения гипотетической попытки прорыва советского Балтийского Флота из Кронштадта в Швецию в случае падения Ленинграда[3].

С января по август 1942 года крейсер находится у заводской стен­ки, проходя капитальный ремонт, во время которого произвели замену турбин и усилили зенитное воору­жение. После завершения работ «Нюрнберг» прошёл испытания, затем курс боевой подготовки, в декабре перешёл в Норвегию, на замену ухо­дящего в Германию на капитальный ремонт «Адми­рала Шеера». Крейсер не принимал участие в боевых действиях. После «Новогоднего боя» Гитлер при­казал вывести из состава флота все тяжелые корабли, которые все же удалось отстоять новому главкому ВМФ Карлу Дёницу. «Нюрнберг» вновь стал учебным крейсером[3].

В мае 1943 года «Нюрнберг» вернулся в Гер­манию, где был зачислен в отряд учебных кораблей. В этом качестве он прослужил до конца 1944 года.

В январе 1945 года крейсер участвовал в минных постановках в водах Южной Норвегии, после чего нахо­дился в Осло-Фиорде. 27 января крейсер прибыл в Копенгаген, после чего в боевых действиях фактически участия не принимал. 5 мая 1945 года огнём зенитных автоматов была отражена попытка чле­нов датского движения сопротивления уничтожить ко­рабль с использованием взрывающегося катера. Потери экипажа при этом составили 4 человека[3].

Лёгкий крейсер «Нюрнберг» под советским флагом во время перехода в Лиепаю, 2 января 1946 года

После окончания войны «Нюрнберг» по репарациям был передан СССР. 5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. 13 февраля крейсер переименовали в «Ад­мирал Макаров». В Советском военно-морском флоте корабль служил до 1959 года[3].

Лёгкий крейсер «Нюрнберг». Схема.

Примечания

  1. В 1945 г.
  2. Все данные приведены по состоянию на сентябрь 1939 г.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Трубицын С. Б. Лёгкие крейсера Германии (1921—1945 гг.) Часть II: «Лейпциг» и «Нюрнберг»

Литература

  • Трубицын С. Б. Лёгкие крейсера Германии (1921—1945 гг.) Часть II: «Лейпциг» и «Нюрнберг»
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946.- Annapolis, Maryland, U.S.A. : Naval Institute Press, 1996.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Nürnberg (1934)
  • Лёгкий крейсер «Нюрнберг»  (рус.). Архивировано из первоисточника 20 марта 2012. Проверено 23 апреля 2011.
  • Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. Легкий крейсер «Адмирал Макаров»  (рус.). Архивировано из первоисточника 20 марта 2012. Проверено 23 апреля 2011.


Лёгкий крейсер «Нюрнберг» (1935).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93