Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Метро 2033

Метро 2033


Обложка издания 2007 года, «Популярная литература»

Автор:

Дмитрий Глуховский

Жанр:

фантастика (постапокалиптика)

Язык оригинала:

русский

Издательство:

«Популярная литература»

Выпуск:

2007

Страниц:

381

Носитель:

книга

ISBN:

978-5-903396-16-0, 5-17-059678-2

Следующая:

Метро 2034

Электронная версия

Метро 2033


Обложка издания 2005 года

Автор:

Дмитрий Глуховский

Жанр:

фантастика (постапокалиптика)

Язык оригинала:

русский

Оригинал издан:

2005

Издательство:

«Эксмо»

Выпуск:

2005

Страниц:

544

Носитель:

книга

ISBN:

ISBN 5-699-13613-4

Следующая:

Метро 2034

Электронная версия

«Метро́ 2033» — культовый постапокалиптический роман-предостережение Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны или природной катастрофы на Земле. Выпущен издательством «Эксмо» в 2005 году, и переиздан издательством «Популярная литература» в 2007 году. На европейском литературном конкурсе «Еврокон» роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года.

Меньше чем за три месяца тираж переиздания в 100 тысяч экземпляров был полностью продан, издательство выпустило дополнительный 100-тысячный тираж[1], который был распродан менее чем за год к маю 2008 года, третий тираж составил 50 тысяч экземпляров[2]. Одна из презентаций прошла в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганке на глубине 60 метров. Роман также лёг в основу компьютерной игры Metro 2033.

Содержание

Мир «Метро 2033»

Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны, произошедшей в 2013 году. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермоворота, а в вентиляционных системах активированы противорадиационные фильтры. Действуют также фильтры для воды. Судя по всему, в момент гибели Москвы в метро смогло укрыться около 70 000 человек. По прошествии двадцати лет после ядерной войны в метро обитает порядка 50 000 человек. При этом лишь половина станций обитаема: часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности. В романе война упоминается лишь вскользь. В результате обмена ядерными ударами все крупные города были стёрты с лица земли.

Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях. В основном это не требующие света грибы, но на некоторых станциях выращиваются также картофель, помидоры и огурцы. Также на некоторых станциях выращиваются свиньи и другие животные. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов различного типа, однако в силу их малой мощности на станциях зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта (исключая изначально находившиеся в метро), а также оружие, медикаменты, топливо и т. п. добывается многочисленными сталкерами, периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля, универсальной валютой являются патроны, изготовленные ещё до Войны. По альтернативной версии действие разворачивается в Московском метрополитене в 2035 году через полтора года после природной катастрофы на Земле, вызванной гигантским взрывом на Солнце в 2033 году. В романе упоминается, что рубиновые звёзды на башнях Кремля и Останкинская башня оставались на прежних местах. Очевидец событий, молодая девушка, оставила надписи на стене, датируемые месяцем июль. По Москве иногда перемещалась военная техника на большой скорости. Военное положение в стране было введено ещё до природной катастрофы.

Группировки

Вскоре после ядерной войны централизованная система метрополитена распалась. Станции стали существовать по отдельности. Некоторые объединялись вокруг идей, религий, фильтров для воды и т. п. На момент описываемых в книге событий наиболее крупными группировками Московского метро являются следующие:

Полис

Полис — культурная и духовная столица метрополитена, в её сохранности заинтересованы все обитатели метро. Здесь сформировалось своеобразное кастовое общество. Главные касты — хранители («брамины»), собирающие книги и работающие с ними, а также военные («кшатрии»), образовавшиеся из-за эвакуации в метро расположенных рядом РГБ и Генштаба, соответственно. Представители этих двух каст образуют Совет Полиса, однако отношения между ними напряжённые, и власть в Полисе попеременно переходит к одной из этих каст. Помимо них, существуют купцы и слуги. Принадлежность к касте неизменна в течение жизни, однако не наследуется, а выбирается самим человеком по достижении 18 лет. Расположена на четырёх станциях: «Библиотека имени Ленина», «Арбатская», «Александровский сад» и «Боровицкая». Второе по богатству, после Ганзы, сообщество в метро. На Полисе до сих пор пользутся повседневным (а не аварийным, как на остальных станциях) электрическим освещением, и гостям Полиса выдают специальные очки-светофильтры.

— Да, чудесное место — Полис, да только как теперь туда пробраться? К тому же я слышал, что в Совете теперь власть опять перешла к военным…

— В каком Совете? — приподнял брови Артём.

— Ну как же? Полис управляется Советом из самых авторитетных людей. А там, знаете, самые авторитетные люди — либо библиотекари, либо военные. Ну уж про Библиотеку вы точно знаете, рассказывать смысла не имеет, но вот другой вход Полиса когда-то находился прямо в здании Министерства Обороны, насколько я помню, или, во всяком случае, оно было где-то рядом, и часть генералитета успела тогда эвакуироваться. В самом начале захватили всю власть, Полисом довольно долго правила этакая, знаете, хунта. Но людям отчего-то не очень по нраву пришлось их правление, были беспорядки, довольно кровопролитные, но это ещё давно, задолго до войны с красными. Тогда они пошли на уступки, был создан этот самый Совет. И так получилось, что в нём образовалось две фракции — библиотекари и военные. Странное, конечно, сочетание, знаете, военные вряд ли много живых библиотекарей в своей прежней жизни встречали. А тут так уж сложилось. И между этими фракциями вечная грызня, само собой разумеется, то одни берут верх, то другие. Когда война шла с красными, оборона была важнее, чем культура, и у военных был перевес. Началась мирная жизнь — опять к библиотекарям силы вернулись. И так у них, понимаете, всё время, как маятник. Сейчас вот, довелось слышать, у военных позиции крепче, и там опять дисциплину наводят, знаете, комендантский час, ну и прочие радости жизни, — тихо улыбнулся Михаил Порфирьевич. — И в конце-концов, пройти туда теперь не проще, чем до Изумрудного города добраться… Это мы так Университет между собой называем и те станции, что с ним рядом, в шутку…

Красная линия

Красная линия — бывшая Сокольническая линия (за исключением «Библиотеки имени Ленина» и участка за станцией «Воробьёвы горы»). Линию контролируют коммунисты. Красная линия обрывается за «Спортивной», хотя руководство линии не признаёт данного факта.

Главой «Красной линии» является товарищ Москвин. Государственное управление в руках Коммунистической Партии Московского Метрополитена им. товарища Ленина.

А дело тут вот в чём, — рассказывал Артёму его отчим, — Сокольническая линия всегда была особая. Взглянешь на карту — сразу на неё внимание обращаешь. Во-первых, прямая, как стрела. Во-вторых, ярко-красного цвета на всех картах. Да и названия станций там тоже — «Красносельская», «Красные ворота», «Комсомольская», «Библиотека им. Ленина», и «Ленинские», опять же, «Горы». И то ли из-за таких названий, то ли по какой-то другой причине тянуло на эту линию всех ностальгирующих по славному прошлому. И на ней особенно хорошо принялись идеи возрождения советского государства. Одна станция официально вернулась к идеалам коммунизма и социалистическому типу правления, потом — соседняя, потом — соседи с другой стороны туннеля заразились революционным оптимизмом, скинули свою администрацию, и пошло-поехало. Оставшиеся в живых ветераны, бывшие комсомольские деятели и партийные функционеры, непременный люмпен-пролетариат — все стекались на революционные станции. Создали комитет, ответственный за распространение новой революции и коммунистических идей по всему метрополитену, под почти ленинским названием — Интерстанционал. Интерстанционал готовил отряды профессиональных революционеров и пропагандистов, и засылал всё дальше и дальше во вражий стан. <…>

И вся ветка, запылав с одного конца, вскоре была охвачена багровым пламенем революции. Благодаря чудом уцелевшему метромосту через Яузу сообщение между «Сокольниками» и «Преображенской площадью» оставалось нетронутым. Сначала короткий путь по поверхности приходилось преодолевать только по ночам и в движущихся на полной скорости дрезинах. Потом силами смертников на мосту возвели стены и крышу. Станциям возвращали старые, советские названия: «Чистые пруды» снова стали «Кировской», «Лубянка» — «Дзержинской», «Охотный ряд» — «Проспектом Маркса». Станции с нейтральным названием ревностно переименовывали во что-нибудь идеологически более ясное: «Спортивную» — в «Коммунистическую», «Сокольники» — в «Сталинскую», а «Преображенскую площадь», с которой всё началось — в «Знамя Революции». И вот эта линия, когда-то Сокольническая, но в массах называемая красной, как принято было у москвичей все ветки между собой называть по цветам, совершенно официально стала Красной Линией. <…>

Прошли годы с того памятного дня, когда сторонами был подписан мирный договор. Статус кво соблюдался обеими сторонами: Ганза усмотрела в Красной Линии выгодного экономического партнёра, а та оставила свои агрессивные намерения: товарищ Москвин, генсек Коммунистической Партии Московского Метрополитена имени В. И. Ленина, диалектически доказал возможность построения коммунизма на одной отдельно взятой линии и принял историческое решение о начале оного строительства. Старая вражда была забыта.

Содружество станций Кольцевой линии («Ганза»)

Ганза — содружество станций Кольцевой линии. Прозвана в честь Ганзейского союза, так как через неё проходят все остальные ветки метро, за исключением Каховской. Самая богатая из веток. Живёт в основном за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев, желающих пересечь кольцо.

Ганзой называлось содружество станций Кольцевой линии. Эти станции, находясь на пересечении всех остальных линий, а значит и торговых путей, и объединённые между собой туннелями, почти с самого начала стали местами встречи коммерсантов со всех концов метро. Они богатели с фантастической скоростью, и вскоре, понимая, что их богатство вызывает зависть слишком у многих, приняли единственно верное решение. Они объединились. Официальным их названием было «Содружество Станций Кольцевой Линии», но в народе они звались Ганзой — кто-то однажды метко сравнил их с союзом торговых городов в средневековой Германии, словечко было звонкое, так и пристало. Ганза поначалу включала в себя лишь часть станций, объединение не произошло мгновенно. Был участок Кольцевой линии, от «Киевской» и до «Проспекта Мира», так называемая Северная Дуга, и были с ними «Курская», «Таганская» и «Октябрьская». И были долгие переговоры, и каждый пытался для себя что-нибудь выгадать. Потом уже присоединились к Ганзе «Павелецкая» и «Добрынинская», и сформировалась вторая Дуга, Южная. Но главная проблема, и главное препятствие к воссоединению Северной и Южной Дуг было в Сокольнической линии.

После войны Арбатской конфедерации и Ганзы с Красной линией кольцо воссоединилось.

Четвёртый Рейх

Четвёртый Рейх — станции «Пушкинская», «Чеховская» и «Тверская», на которых расположились нацисты, радеющие за очистку метро от всех нерусских.

Луч скользнул выше по стене и осветил кусок грубой обёрточной бумаги, наклеенной прямо над телами на уровне глаз. Сверху, украшенный изображениями орлов с распростёртыми крыльями, шёл набранный готическим шрифтом заголовок: Vierter Reich, а дальше уже значилось по-русски: «Ни одной черномазой твари ближе трёхсот метров от Великого Рейха!», и был сочно пропечатан тот самый знак, «Прохода нет» — чёрный контур человечка в запрещающем круге. <…>

Действительно, очень здесь много было изображений орлов, трёхконечных свастик, повсюду лозунги и изречения, тщательно, с любовью вырисованные готическими буквами. Старательно пытаясь сфокусироваться на всё норовивших расплыться словах, Артём прочёл: «МЕТРО — ДЛЯ РУССКИХ!» «ЧЕРНОМАЗЫХ — НА ПОВЕРХНОСТЬ!» «СМЕРТЬ КРЫСОЕДАМ!» Были и другие, более отвлечённого содержания: «ВПЕРЁД, В ПОСЛЕДНЮЮ БИТВУ ЗА ВЕЛИЧИЕ РУССКОГО ДУХА!», «ОГНЁМ И МЕЧОМ УСТАНОВИМ В МЕТРО ПОДЛИННО РУССКИЙ ПОРЯДОК!», потом ещё что-то из Гитлера, на немецком, и сравнительно нейтральное «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — ЗДОРОВЫЙ ДУХ!». Особенно его впечатлила подпись, сделанная под искусным портретом мужественного воина с могучей челюстью и волевым подбородком и весьма решительного вида женщины. Они были изображены в профиль, так что мужчина немного заслонял собой свою боевую подругу. «КАЖДЫЙ МУЖЧИНА — ЭТО СОЛДАТ, КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА — МАТЬ СОЛДАТА!» — гласил лозунг.

Изумрудный город

Университет («Изумрудный Город») — полулегендарное сообщество, будто бы уцелевшее после обрушения метромоста на станции «Воробьёвы горы» и занимающее станции «Университет», «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная». Эвакуировавшимся профессорам, аспирантам и студентам МГУ удалось блокировать туннели и найти способ выходить на поверхность, самостоятельно создав защитные костюмы. По неподтвержденным слухам, их разведчики иногда появляются в «большом» метро. Всеми тремя станциями управляет ректор, а каждая станция возглавляется деканом, их избирают.

Но вот Яков Иосифович говорил, что, дескать, Университет не погиб. Что им удалось блокировать туннели, и теперь там всё ещё есть люди. Не просто, а… Вы понимаете, там же когда-то Московский Государственный Университет был, это ведь из-за него так станция называется. И вот, дескать, части профессуры удалось спастись, и студенты тоже. И теперь там образовался такой интеллектуальный центр, знаете… Ну, это, наверное, просто легенды. И что там образованные люди находятся у власти, всеми тремя станциями управляет ректор, а каждая станция возглавляется деканом, их избирают. Там и наука не стоит на месте — всё-таки студенты, знаете ли, аспиранты, преподаватели! И культура не гаснет, не то что у нас, и пишут что-то, и наследие наше не забывается… А Антон Петрович даже говорил, что ему один знакомый инженер по секрету рассказывал, что они там даже нашли способ на поверхность выходить, сами создали защитные костюмы, и иногда их разведчики появляются в метро…

Содружество ВДНХ

Содружество ВДНХ — небольшая община трёх станций: «ВДНХ», «Алексеевской» и «Рижской». Содружество складывается во время действия книги. Славится на все метро производством чая из грибов, а также свиноводством.

В самой первой книге сказано, что её осаждают «чёрные» (из-за открытых гермоворот на «Ботаническом саду»).

Фермы и фактории

Фермы и фактории — станции «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Крупнейшие животноводческие центры метро, «житница» метрополитена, снабжающая продовольствием Ганзу, Рейх, Красную линию и, вероятно, Полис. Также на «Динамо» изготавливается одежда вроде курток из свиной кожи и т. д.

Арбатская конфедерация

Арбатская конфедерация — включает в себя «Киевские-радиальные» и «Смоленскую» Арбатско-Покровской линии. Заселена, по преимуществу, лицами кавказского происхождения, но на станциях Арбатско-Покровской линии сильное влияние имеют сталкеры — хорошо экипированные участники вылазок на поверхность.

Бауманский альянс

Станции «Бауманская», «Электрозаводская» и «Семёновская». Промышленный район — мастерские, машиностроение, оружейное дело. Кузница метро.

Конфедерация 1905 года

В книге упоминается, но не описывается.

Автор ввёл некоторые новые группировки (например, Севастопольскую империю) в романе-продолжении «Метро 2034». Небольшая империя, которая держит мутантов с юга, в большое метро.

Социальные группировки

  • Первая Интернациональная Красная Боевая Бригада Московского Метрополитена имени товарища Эрнесто Че Гевары — интернациональная бригада троцкистов, поддерживающая революционные идеи. Ведут подрывную деятельность, в частности, участвовали в освобождении главного героя из плена фашистов. Имеют базы на станциях «Автозаводская» и «Партизанская» («Измайловский парк»).
  • Свидетели Иеговы — обитают в заброшенном поезде в перегоне «Тульская» — «Серпуховская». Считают произошедшую войну Армагеддоном и веруют в скорое наступление Царствия Небесного.
  • Сатанисты — точное место обитания в книге не указывается. Веруют в то, что метро — преддверие ада, и копают при помощи рабов яму, чтобы добраться до него. В другой книге из вселенной «Метро 2033», «Темных туннелях» Сергея Антонова, а так же «Царство крыс» указывается конкретное расположение станции сатанистов — это «Тимирязевская». На официальной же карте «Метро 2033»[3] станция «Люблино» отмечена знаком Бафомета, что намекает о её населении.
  • Дикари-червепоклонники — обитают на станции «Парк Победы». Иногда появляются на Арбатско-Покровской и Солнцевской линиях, «Славянском бульваре» и в Метро-2 (бывшие правительственные коммуникации). Являются людоедами, которых возглавляют жрецы культа Великого Червя — неолуддитствующие философы.
  • Ясеневская община — описывается в официальном фанфике-приквеле. Включает станции Калужско-Рижской линии от «Калужской» и до «Битцевского Парка», отделена от основного метро станциями-притонами, на которых обитает криминалитет. Сама община практически автономна, руководство осуществляют отставные военные, основное население — мирные жители.

Часть станций независима (к примеру, «Кузнецкий мост», «Павелецкая», «Белорусская»). Часть станций занята организованной преступностью («Китай-город», «Новые Черёмушки», «Профсоюзная») либо существует в условиях анархии.

Группировки ведут между собой торговлю, заключают союзы, сражаются.

Авторы-продолжатели серии также ввели в повествование другие группировки (см. статью Вселенная «Метро 2033»).

На поверхности

Лежащий на поверхности город практически не был повреждён во время войны, однако под действием времени и агрессивной окружающей среды (например, кислотных дождей) многие здания обветшали и рассыпались (к примеру, высотные здания Нового Арбата). Радиационный фон делает невозможным длительное нахождение на поверхности. Остается загадкой гипнотическое воздействие кремлёвских звёзд, по необъясняемым причинам светящихся неестественно ярко в любое время суток и манящих всех, кто хотя бы раз бросит на них взгляд, к Кремлю, на котором было применено биологическое оружие нового поколения. Вполне возможно, если следовать словам Мельника, звёзды вовсе не светятся, а подобный эффект вызван последствиями мутации биологической субстанции, способной подавлять волю и вызывать индивидуальные галлюцинации. Однако в Полисе, в гостях у брамина Данилы, Артем знакомится с книгой, которая представляет красную звезду в виде пентаграммы, способной открывать дверь между двумя мирами. Далее герою снится сон, где он смотрит на кремлевские звезды, полыхающие светом. Артему кажется, будто внутри звезд действительно что-то есть — демоны-правители армии бесов, добровольно согласившиеся на заточение. А так как советские правители давно сгинули, то и освободить демонов некому.

Мутанты

Растения в большинстве своём мутировали. Упоминается, к примеру, о комнатных растениях, мутировавших в огромные сюрреалистические лианы и оплётших внутренние помещения Библиотеки им. Ленина.

На поверхности также обитают различные существа, мутировавшие из обычных животных или людей под воздействием радиации. Существа убивают людей, выходящих наружу, а также время от времени пытаются проникнуть внутрь метро. В романе описаны несколько видов существ, встречающихся на поверхности:

  • Чёрные — человекообразные существа с землисто-чёрной кожей, пытающиеся наладить контакт с людьми. Логово чёрных находится в бывшем Главном ботаническом саду. Через станцию «Ботанический сад» продвигаются в сторону «ВДНХ». По-видимому, обладают возможностью психического воздействия, вызывая у людей не проходящий панический страх. Издают громкий заунывный вой. Весьма живучи — продолжают двигаться вперёд, даже будучи прошиты пулемётной очередью. Скорее всего, продукт мутации человека.
  • Библиотекари — существа, по пропорциям тела несколько напоминающие гориллу. Обитают в руинах Библиотеки имени Ленина. Атакуют любой источник шума. Имеют острые загнутые когти, которыми могут наносить страшные раны. Способны подражать человеческой речи.
  • Приезжие — существа, обитающие в районе Павелецкого вокзала и периодически пытающиеся проникнуть на станцию «Павелецкая», где не установили гермоворота. Облик в романе не описан, сообщается лишь, что за ними тянется слизистый след и костлявый скелет.
  • Бестии — стайные хищники, имеющие лоснящуюся бурую шерсть, огромную круглую голову, пасть, усеянную десятками мелких острых зубов, которые, кажется, росли в несколько рядов. Являются, в свою очередь, частой добычей демонов. Выслеживая жертву, прячутся в городских переулках, затем пытаются окружить её и атаковать. Способны собираться для атаки в большие группы (однажды чуть не захватили станцию). Будучи ранены, издают стоны, похожие на человеческие.
  • «Демоны» — крупные летающие хищники, имеют кожистые крылья. Вероятно, делятся на два вида, один из которых предпочитает гнездиться на возвышенных местах (упоминается гнездо на Храме Христа Спасителя), другой — на уровне земли (гнездо в вестибюле станции «ВДНХ»).
  • Существо, обитающее в Кремле — представляет собой биологическое оружие, сброшенное на Кремль во время войны и превратившееся под воздействием радиации в гигантскую колонию бактерий, способную применять психологическую атаку.
  • Также, вероятно, существует целый ряд плотоядных существ, мутировавших из животных Московского зоопарка. В романе не описываются, упоминаются лишь вскользь.
  • Рассказывается также о мутировавших собаках, нападающих стаями даже на движущиеся автомобили сталкеров (очень сильны, способны на ходу оторвать у грузовика бампер, или прокусить колесо), а также об очень крупных крысах, успешно атаковавших станции «Дмитровская» и «Тимирязевская».

Основная сюжетная линия

Главный герой книги, Артём (молодой человек возрастом 24 года), живёт на станции «ВДНХ», страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (людей-мутантов), идущих со стороны «Ботанического Сада». На их станцию приходит загадочный человек — Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями случайно открыл гермозатвор, отделяющий станцию «Ботанический сад» от эскалаторов, ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некого Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток.

Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма, Женька, сообщает ему, что он в составе группы собирается на «Рижскую», так как решается вопрос об объединении этой станции с «ВДНХ», а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между «Алексеевской» и «Рижской» с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи — некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом в отличие от остальных Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до «Рижской». Там к нему подходит некто Бурбон — челнок, который просит Артёма провести его до «Сухаревской», утверждая, что туннель от «Проспекта Мира» до «Сухаревской» «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма.

Артем доходит до «Проспекта Мира» вместе с Бурбоном.

По пути от Проспекта Мира Бурбон гибнет загадочной смертью. Артёма, который решил тащить тело Бурбона до станции, подбирает некто Хан. С «Сухаревской» Хан с Артёмом вместе с несколькими другими людьми идут в сторону «Китай-города». На «Тургеневской» Хан чувствует, что в туннеле впереди опасность, и советует идти по параллельному тоннелю, но большая часть отряда, не поверив ему, уходит дальше и погибает. До «Китай-города» доходят, едва успев уйти от движущейся за ними аномалии в тоннеле, лишь наши двое и Туз, член того отряда. На «Китай-городе» Артём теряет из виду своих спутников из-за нападения, в результате которого он вынужден бежать в сторону «Кузнецкого моста». По пути он знакомится с Михаилом Порфирьевичем и его внуком Ванечкой, страдающим аутизмом. Переночевать на «Кузнецком мосту» им не удаётся, Михаил Порфирьевич в беседе с Артёмом проговорился и за ним охотятся красные. Троица бежит в сторону «Тверской», которую захватили фашисты. Артёма и Михаила охрана пропускает, а Ванечку убивает офицер. Артём не может этого стерпеть, нападает на офицера и убивает его.

Артёма хватают и приговаривают к смертной казни через повешение, но в самый последний момент его спасает отряд троцкистов. Они высаживают его на «Павелецкой» и уезжают. Тут Артём понимает, что остался без документов, а из вещей у него только автомат и фонарь. Он знакомится с Марком, который предлагает способ попасть на территорию Ганзы — в переходе начальник «Павелецкой-кольцевой» устраивает крысиные бега. Марк договаривается с ним, что если его крыса выиграет, то они с Артёмом получают визы, в противном случае год чистят туалеты. Их крыса благополучно проигрывает. Обоих хватают и ведут на место работы. На пятый день работы Артём сбегает и попадает на «Серпуховскую», где его подбирает Тимофей, свидетель Иеговы. Он отводит его в «Сторожевую Башню» — поезд в перегоне «Серпуховская» — «Тульская». Затем Артём уходит оттуда и приходит на заброшенную станцию «Полянка», где встречает двоих путников. После разговора Артём преодолевает последний перегон, отделяющий его от Полиса.

В Полисе он спрашивает Мельника, ему отвечают, что Мельник будет завтра утром. Артём, прогулявшись по Полису, знакомится с Данилой — брамином (хранителем). Он ему рассказывает про некую книгу, в которой, по слухам, записано будущее и хранится она в библиотеке им. Ленина. Утром на станцию приходит человек, в котором Артем признает сталкера (он именно так их себе и представлял), человек окликает Артема и спрашивает: «Ты с „ВДНХ“?», и представляется: «Мельник». Артем отдает ему послание от Хантера. Совет, собранный по заявлению Артёма, выносит вердикт — Полис в беде и не может помочь «ВДНХ». После этого к нему подходит брамин и просит проследовать за ним, на собрание. Брамины предлагают Артему подняться в библиотеку за книгой. За это они, мол, ему откроют способ решить ситуацию с «ВДНХ». Артём соглашается и узнаёт, что вести группу будет Мельник, а человеком от браминов будет Данила. Поднявшись в библиотеку, отряд сталкивается с библиотекарями — странными существами-мутантами, живущими в библиотеке. Артём с Данилой отделяются от группы и идут в книгохранилище, где Артём безуспешно пытается найти книгу (брамины сказали ему, что книга сама его позовёт).

Отойдя всего на 30 метров, Артем оборачивается и не видит Данилу, который остановился завязать шнурок. Артём бросается его искать, и находит при смерти, а рядом с Данилой — убивший его библиотекарь (позже выяснилось, что Данила не мог обороняться из-за заклинившего затвора автомата). Данила из последних сил говорит, что во внутреннем кармане у него конверт с наградой Артёму и просит Артёма убить его, дабы прекратить его мучения. Поколебавшись, Артём исполняет последнее желание Данилы, и убивает брамина и библиотекаря. Вернувшись к Мельнику и его команде, он узнаёт, что один из отряда сильно ранен и они спешно удаляются из библиотеки. Подойдя к метро, Мельник говорит Артёму, что дороги в Полис ему больше нет, так как книгу он не нашёл, и предлагает ему пройти до «Смоленской». Артём выдвигается по Новому Арбату, но замечает слежку неких существ. Пройдя немного, существа решаются на атаку, и Артём, спасаясь, забегает в дом. В квартире он находит фотографию, на которой, предположительно, изображены он и его покойная мать. Он забирает её с собой. Выждав немного, он продолжает путь и с большим трудом доходит до «Смоленской». Там его встречает Мельник. Артём передаёт ему конверт от Данилы, в котором находится схема расположения уцелевшей военной базы. На «Смоленской» ночевать опасно, и путники переходят на «Киевскую», где встречают местного жителя Антона, который, как потом выяснится, раньше, ещё «до», был ракетчиком. Там же они встречают и Третьяка, ракетчика, и Мельник собирается с ним в путь «разведать обстановку» на «Маяковскую» (где, согласно схеме, предположительно имеется выход в Метро-2 (Д-6)). Артём вместе с Антоном идут в дозор, хотя оба туннеля до «Парка Победы» взорваны, но «людям так спокойнее». Артём идёт на ужин к начальнику станции, который признаётся ему, что на станции периодически пропадают дети. На следующее утро Артём узнаёт, что пропал сын Антона, Олег, и отправляется в туннели, где находит люк, ведущий в лаз, располагающийся по верху туннеля и ведущий через завал. Вместе с Антоном они идут на «Парк Победы», но подвергаются нападению местных жителей — дикарей. Они исповедуют культ Великого Червя. От съедения парочку спасает отряд, возглавляемый тем же Мельником. Тут же находится Олег. Отряд отходит в другую сторону, и тут выясняется, что с «Парка Победы» тоже имеется выход в Д-6 через тоннель Солнцевской линии.

Проникнув в Метро-2 и миновав несколько станций, они выходят на станцию, судя по всему, находящуюся под Кремлём. Тут же выясняется, что на станции живёт некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку — предположительно, мутировавшее биологическое оружие. Так гибнут Олег и два члена отряда — Делягин и Оганисян. Тут же приходит в себя Антон, до этого находившийся в беспамятстве. С трудом группа заставляет существо отступить и уходит прочь со станции. Добравшись до заваленного выхода из Д-6 к «Маяковской», Мельник говорит, что Артёму с ними идти нельзя (должен же кто-то координировать удар ракет и, к тому же, он единственный знает, как выглядят чёрные) и приставляет к нему Ульмана, бойца из отряда. Оба благополучно выбираются через служебный люк в тоннель Д-6, ведущий к перегону между «Маяковской» и «Тверской», и путешествуют до «Проспекта Мира», так как у Ульмана там назначена встреча. Группа должна попасть на Останкинскую башню, чтобы оттуда координировать ракетный залп. Артём узнаёт, что выходы с «ВДНХ» скоро будут взорваны, так как сдерживать атаку чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана сходить на «ВДНХ». Придя туда, он встречает своего отчима, узнаёт, что Женька убит, и получает записку от Хана. Затем Артём опять идёт наверх. Там он замечает огромного летающего монстра, свившего гнездо прямо в вестибюле станции «ВДНХ», и запирается в ларьке, пункте обмена валюты. Там он видит труп девушки и читает её последние записи. Ульман с товарищем подъезжают к станции на бывшей пожарной машине и подбирают Артёма. Машина достигает башни, и группа поднимается наверх. Оттуда видно гнездо чёрных, и Ульман говорит координаты. Тут у Артёма начинаются видения, он узнаёт, что чёрные не собирались враждовать, что они пытались наладить контакт с людьми. И когда он стоит на пороге контакта, ракеты достигают цели. Поняв всё, он срывает с лица противогаз и идёт в метро… Впрочем, возможно, чёрные пытались телепатически внушить ему эту мысль в надежде отвести удар.

Критика

Несмотря на коммерческий успех, критики встретили роман прохладно:

«Подводя некий промежуточный итог всему вышесказанному, придется признать: книга в общем и в целом — пустая. Не спасают её ни философские банальности насчет нужности или ненужности часов в подземелье (понятно, что все единицы измерения суть условности, принятые для удобства), ни рассуждения о судьбе и предназначении человека», Дмитрий Смоленский[4]

«Окончательный же вывод о романе таков: он ни очень уж хорош сам по себе, ни откровенно плох. Автор создал его, то ли точно вычислив целевую аудиторию — любителей компьютерных игр в жанре „шутер“ и „квест“ в возрасте от 12 до 25 лет — то ли угодил в неё случайно, создавая текст „под себя“. Это не упрек Автору — констатация факта. В компьютерных играх персонажам не свойственно задаваться вопросами „почему?“ и „для чего?“ — в них даже „зачем?“ даётся вводной: ставится задача, иди — исполняй!», Дмитрий Смоленский[4]

Издания

Книга имеет несколько редакций.

  • Первый вариант романа, под названием «Метро», состоящий из 13 глав (2002 год). Был размещён автором на сайте m-e-t-r-o.boom.ru. Текст разделён по главам, и по ходу каждой главы есть ссылки на музыку, подобранную автором и рекомендуемую для прослушивания во время чтения.

Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам — в Интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.

— Д. Глуховский

  • Второй вариант романа — 20 глав (2005 год). Переработанный и дополненный второй вариант был размещен на сайте m-e-t-r-o.ru. Как и в первом варианте, в новых главах, кроме последней, присутствуют ссылки на музыку. Первое издание романа в виде книги состоялось 24 октября 2005 года, она была выпущена издательством «Эксмо» тиражом 8000 экземпляров, и позднее дополнительным тиражом 3000 экземпляров.
  • Второе издание романа, в новой редакции, вышло в 2007 году в издательстве «Популярная литература» первоначальным тиражом 100 000 экземпляров. В книгу также вошла первая глава продолжения под названием «Метро 2034».

Книжная серия «Вселенная Метро 2033»

На основе романа «Метро 2033», а также одноимённой компьютерной игры, выпускается серия книг других авторов, действие которых происходит в мире произведения.

См. также

Источники

  1. Сергеева П. Россиянин завоевал «Нобелевку» по фантастике // Взгляд, 12 октября 2007
  2. Жуков И. В Москве «Метро» на всех не хватит // Взгляд, 30 мая 2008
  3. Официальная карта Метро 2033 - Москва. Архивировано из первоисточника 1 марта 2012.
  4. ↑ Литературная критика «Метро-2033»

Ссылки

  • Официальный сайт книги
  • Книги Вселенной Метро 2033
  • Рецензия на Postapoc Media
  • Сайт «Метро 2033» издательства «Популярная литература»

Метро 2033.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93