Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Проект 10200

Вертолетоносцы проекта 10200
Основная информация
Тип Противолодочный вертолётоносец
Государство флага  СССР
Современный статус Проект отменён
Параметры
Водоизмещение 31 000 тонн
Длина 228,3 м
Ширина 40,3 м
Высота 21,0 м
Осадка 8,9 м
Технические данные
Силовая установка Газотурбинная с теплоизоляционным контуром
Мощность 2 × 25 000 л. с. + электрогенератор 21000 кВт
Винты 2
Скорость 25 узлов (46,3 км/ч)
Дальность плавания 12 000 морских миль при 18 узлах
Вооружение
Зенитная артиллерия 8 × 6 АК-630
Противокорабельное вооружение 12 × 8 ПУ с вертикальным стартом
Зенитное ракетное вооружение 2 ЗРК Кинжал
Авиационная группа 28 вертолётов Ка-27

Проект 10200 «Халзан» — нереализованный проект советского противолодочного вертолетоносца. Разрабатывался ЦКБ «Черноморсудпроект».[1]

Содержание

История проекта

В 1973—1974 годах организациями ВМФ и промышленности с участием ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова была выполнена научно-исследовательская работа, посвященная обоснованию построения комплексной противолодочной системы (КПЛС). Для обеспечения функционирования КПЛС в число намечаемых к созданию сил и средств в научно-исследовательской работе было предложено включить вспомогательные вертолетоносцы — носители противолодочных вертолетов.

Предполагалось, что такие корабли должны будут обеспечивать широкое участие вертолетов в освещении подводной обстановки, поиске подводных лодок, слежении за ними в мирное время и их уничтожении с началом боевых действий.

Эта идея нашла воплощение в подготовленном в 1977 году тактико-техническом задании ВМФ на разработку проекта 10200 (шифр «Халзан») противолодочного вертолетоносца на базе быстроходного крупнотоннажного судна с горизонтальной грузообработкой (ролкера) проекта 1609 типа «Капитан Смирнов».[1]

Разработка проекта 10200 была поручена ЦКБ «Черноморсудпроект» (г. Николаев). Главным конструктором был назначен Ю. Т. Каменецкий. Эскизный проект был завершен в конце 1977 года. В нем были рассмотрены несколько вариантов: 2 из них предусматривали создание кораблей, обеспечивающих базирование 28-30 вертолетов и оснащенных перспективными или существующими комплексами вооружения, а два других являлись мобилизационными вариантами переоборудования уже построенных судов, с возможностью базирования до 12 вертолетов. Полное водоизмещение корабля во всех проектах составляло 30000 тонн. В результате, был утвержден вариант проекта с 30 вертолетами типа Ка-27, с доработкой по снижению уровня физических полей, в том числе акустического, а также внедрение улучшений по остойчивости и непотопляемости. Кроме того, в целях повышения боевой устойчивости было рекомендовано предусмотреть в проекте резервы на обеспечение базирования перспективных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41.По проекту было дано положительное заключение 1-м институтом ВМФ. [1]

Корабль имел авианосную архитектуру: свободную полетную палубу, со сдвинутой к правому борту надстройкой, в которой также находился верхний ангар вмещавший 6 вертолетов. В подпалубном ангаре, обслуживаемом двумя подъемниками, размещалось 22 вертолета.

Поскольку в 1980-е годы велось активное строительство авианесущих крейсеров проекта 1143, единственный стапель на котором мог быть построен «Халзан» был занят, было принято решение строить «Халзан» только при наличие второго свободного стапеля на ЧСЗ. Таким образом проект 10200 «Халзан» был закрыт, а предпочтение было отдано строительству авианесущих крейсеров проекта 1143.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Васильев А.М. журнал Гангут №47/2008. — Москва: «Гангут», 2008. — С. 3. — 12 с.


Ссылки


Проект 10200.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93