«Арбатская»
Арбатско-Покровская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Тип: |
пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
Островная |
Форма платформы: |
Прямая |
Архитекторы: |
Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич[1] |
Архитекторы вестибюлей: |
Л. М. Поляков, Ю. П. Зенкевич |
Инженеры-конструкторы: |
А. И. Семёнов, А. Н. Пирожкова, П. Пашин[1] |
Выход к улицам: | |
Переходы на станции: | |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
044 |
«Арба́тская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия[2]. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Содержание |
15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метрополитена — участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской»[3]. В составе ответвления было три станции — «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». В 1937 году ответвление продлили до «Киевской»[4].
13 марта 1938 года была открыта вторая по хронологии линия метро — Арбатско-Покровская. Был построен участок «Улица Коминтерна» — «Курская» и соединён с ответвлением первой линии. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская»[5][4].
После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения[6]. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии. Арбатский радиус глубокого заложения строился в спешке (строительство заняло два года) и в тайне, и его открытие стало неожиданностью для москвичей[6].
Станция была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская» пятой очереди строительства. Тогда же был открыт переход на станцию «Библиотека имени Ленина»[7]. В 1958 году Арбатский радиус мелкого заложения был вновь открыт в составе Арбатско-Филёвской линии, и «Арбатская» получила переход на станцию «Калининская» (ныне «Александровский сад»)[8].
В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ)[9]. Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки[10]. В 1986 году сооружён переход из центра зала на станцию «Боровицкая»[1].
С 18 мая 2006 года по 3 сентября 2007 года вестибюль был закрыт на реконструкцию[9]. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты[11].
У станции один собственный наземный вестибюль (западный). Первоначально вестибюль был в виде отдельного здания, которое стояло в центре квартала между Воздвиженкой, Знаменкой, Арбатской площадью и Крестовоздвиженским переулком, в 100 м от наземного павильона станции «Арбатская» Филёвской линии[10]. Арочные входы-выходы располагались на фасаде в сторону Арбатской площади[10]. Вестибюль был построен в виде трёхпролётной триумфальной арки[12][9].
При строительстве нового здания Генерального Штаба Министерства обороны в 1970-х годах вестибюль оказался в его атриуме. Старые выходы были закрыты, новый вход был встроен в здание Генштаба со стороны улицы Воздвиженка. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия[13].
Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного[10]. Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики c использованием яшмы и порфира[12][9]. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства[9].
За входом расположены два коридора, созданные для движения встречных потоков. Здесь четыре двери в одной арке — на вход, а ещё четыре — на выход[14]. Между двумя коридорами находится небольшое помещение, в котором продаются авиа и железнодорожные билеты, а также расположен аптечный киоск. За коридорами — кассовый зал. В стене напротив эскалаторного зала находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена. Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал[15].
Вестибюль станции был закрыт на реконструкцию с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года. За время реконструкции произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Выполнен комплекс работ по укреплению грунтов и усилению конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него были установлены модернизированные эскалаторы типа Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали[9]. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит. Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие[9].
|
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный[1]. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор»[16]. Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.
Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций[9]. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками[9].
Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива[9]. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов[1]. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом[10]. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора[10]. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.
|
Внешние изображения | |
---|---|
Схема пересадочного узла |
Станция имеет пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии и «Александровский сад» Филёвской линии. Пересадка на Сокольническую и Филёвскую линии осуществляется через эскалаторный наклон в восточном торце вестибюля (также оттуда можно выйти в город к Александровскому саду и Моховой улице). В 1986 году в центре зала сооружены лестницы, используемые для перехода на Серпуховско-Тимирязевскую линию[1]. Далее расположен мостик над путём в сторону «Щёлковской», затем — переход и межэтажный эскалатор вверх выводит в северный торец «Боровицкой»[17][18].
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Митино» | 5:49:00 | 5:51:10 |
5:52:20 | 5:52:20 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 5:44:05 | 5:44:20 |
5:44:30 | 5:44:20 |
Станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Наземный вестибюль в настоящее время встроен в новое здание Министерства обороны Российской Федерации, с выходом к улице Воздвиженка.
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[24][25]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 6 | «Беговая», «Улица 1905 года», «Краснопресненская», «Кропоткинская», «Боровицкая», «Краснопресненская», «Павелецкая»-радиальная, «Павелецкая»-кольцевая | Силикатный завод | Павелецкий вокзал |
авт. № 05 | «Кропоткинская» | Стадион «Лужники» (южная) | Никитский бульвар |
авт. № 015 | «Кропоткинская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Трубная» | Стадион «Лужники» (южная) | Трубная площадь |
тр. № 1 | «Нагатинская», «Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Полянка», «Боровицкая», «Коропткинская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Маяковская», «Белорусская»-радиальная, «Белорусская»-кольцевая | Ст. метро «Нагатинская» | Больница имени Боткина |
Рядом со станцией метро «Арбатская» находится большое количество достопримечательностей[26].
Выход на Моховую улицу: |
Выход на Воздвиженку: |
Станция «Арбатская» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция принадлежит так называемому Полису, который состоит из четверного пересадочного узла. Полис — культурная и духовная столица метрополитена, и в его сохранности заинтересованы все обитатели метро[27]. Станция также фигурировала в фильме «Обитель зла: Возмездие»[28].