Международный аэропорт Ирку́тск — крупный аэропорт в азиатской части России, узловой порт региональных и международных перевозок, расположен в 8 км от центра Иркутска (фактически находится в черте города). Имеет транспортное сообщение с ближайшими соседями Иркутска — индустриальными центрами Ангарском и Шелеховым.
24 июня1925 — в Иркутске совершили посадку 6 самолётов грандиозного перелёта по маршруту Москва — Иркутск — Улан-Батор — Пекин. Перелёт осуществлялся на 4-х отечественных и 2-х иностранных самолётах. Руководил перелётом пилот Шмидт И.П., в составе экспедиции был Михаил Громов. Данное событие послужило началом организованного планомерного авиационного освоения Сибири. Аэродром находился в районе деревни Боково и имел первоначальные размеры 500x600 шагов.
10 — 13 августа1928 — выполнен первый почтово-пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск — Бодайбо на самолёте Ю-13 «Моссовет». С этого момента начал свою работу гидроаэропорт, оборудованный на реке Ангара в центре современного Иркутска, около нынешней улицы Франк-Каменецкого. Гидросамолёты совершали регулярные рейсы в Якутию.
август1932 — открыта крупнейшая в мире авиамагистраль Москва — Владивосток, иркутские авиаторы выполняли полёты на участке Иркутск — Могоча.
июль1933 — из-за неудобного транспортного сообщения с аэростанцией в Боково, расположенной в болотистой местности, основные авиаперевозки были переведены на площадку возле Красных казарм (территория современного аэропорта).
январь1948 — начаты регулярные круглосуточные полёты на воздушных линиях: Иркутск — Москва, Иркутск — Бодайбо — Якутск.
15 сентября1956 — на иркутском аэродроме впервые произвёл посадку реактивный самолёт Ту-104, выполняющий технический рейс из Пекина. В этот день была открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва — Иркутск на реактивном самолёте Ту-104.
7 марта1975 — в Иркутск прибыл первый самолёт второго поколения реактивных гражданских пассажирских самолетов Ту-154.
28 октября1994 — аэропорт Иркутск получил Сертификат Межгосударственного авиационного комитета и признан пригодным для обслуживания международных рейсов.
16 декабря1994 — сдан в эксплуатацию действующий терминал здания международного аэровокзала.
12 апреля2002 — в связи с изменением собственного Устава, предприятие получило название — ФГУП «Аэропорт Иркутск».
14 июля2004 — аэродром получил сертификат на допуск к международным полётам и посадке по минимуму 1-й категории ИКАО 60x800 м всем категориям воздушных судов с обоими курсами посадки 115/295 градусов.
сентябрь2006 — на открытии IV Байкальского Экономического Форума было подписано соглашение между ФГУП «Аэропорт Иркутск» и Шэньянским аэропортом Тяосянь о создании транспортной компании по перевозке грузов из Шэньяна в Иркутск.
26 декабря2007 — впервые за последние 12 лет пассажиропоток аэропорта Иркутск превысил миллион человек.
14 октября2008 — завершён последний этап по удлинению взлётно-посадочной полосы на 400 м в сторону Байкала.
10 апреля2009 — после реконструкции открылось здание терминала внутренних авиалиний, получившее название «Хрустальные ворота».
13 ноября2009 — МА Иркутск впервые провёл споттинг-сессию[4], став третьим городом в России (после Москвы и Новосибирска)[5][6]. Мероприятие стало традиционным[7].
2 июля2010 — МА Иркутск отметил свой 85-летний юбилей[8].
3 декабря 2010 года — МА Иркутск вернулся в число аэропортов-миллионников страны, а также сделал своебразный рекорд — впервые в истории «воздушных ворот» миллионный пассажир зарегистрирован в начале декабря, а не позже 12 числа как было ранее[9].
1 марта 2011 года — ФГУП «Аэропорт Иркутск» преобразован в открытое акционерное общество «Международный аэропорт Иркутск».
30 апреля 2011 года — В «Международном аэропорту Иркутск» состоялось открытие первого регулярного рейса в Германию Иркутск — Мюнхен.
27 декабря 2012 года — в аэропорту Иркутска за 2012 год обслужили 1,4 млн пассажиров.
20 декабря 2013 года — в аэропорту Иркутска за 2013 год обслужили более 1,5 млн пассажиров.
Схема аэропорта (2007)
Технические характеристики аэропорта
Аэропорт Иркутск располагает одной искусственной взлётно-посадочной полосой с армобетонным покрытием класса Б, имеющей перепад высот более 30 метров. Суммарная пропускная способность двух пассажирских терминалов составляет 1500 пасс./час. Грузовой терминал оснащен дизельными погрузчиками, подъёмными механизмами, контейнерной площадкой, электронными и механическими весами (для грузов массой до 30 тонн). В состав аэропорта входят также гостиница «Воздушная гавань», служба авиационного сервиса (цех бортового питания), ремонтная база и медицинская служба (медсанчасть). Имеются специальные зоны для VIP-пассажиров в обоих пассажирских терминалах.
На территории аэродрома расположено 14 рулёжных дорожек, 2 перрона и 70 стоянок для различных типов воздушных судов. Имеется отдельный вертодром размером 190 X 30 м с асфальтобетонным покрытием (для вертолётов не более 20 тонн)[12].
Аэропорт Иркутск является запасным аэродромом на трансконтинентальных и кросс-полярных маршрутах из Юго-восточной Азии в Северную Америку и Европу, выполняемых в соответствии с международным стандартом ETOPS. В экстренных ситуациях аэропорт может принимать любые[источник не указан 192 дня] дальнемагистральные лайнеры, которым требуется техническая или аварийная посадка.
На сегодняшний день международный аэропорт «Иркутск»:
Единственный региональный аэропорт в России, из которого осуществляются регулярные рейсы в Улан-Батор (Монголия) наряду с Шереметьево (до 2014 года рейсы в Монголию эпизодически осуществлялись также и из Улан-Удэ).
Значительное сокращение перевозок в 2009 году объясняется банкротством сразу нескольких авиакомпаний осенью 2008 года — (Дальавиа, Красноярские авиалинии, Самара, Сибавиатранс, Интеравиа), а также приостановкой международных рейсов S7 Airlines. В летний сезон некоторые рейсы были возобновлены, что частично стабилизировало ситуацию.
Аэропорт выпускает собственную региональную отраслевую газету «Иркутское небо», посвящённую гражданской авиации Иркутской области. Издание содержит интервью с руководителями авиапредприятий области, колонки новостей авиаперевозчиков, аналитические материалы. Газета выходит раз в два месяца и распространяется бесплатно в терминалах аэропорта и офисах авиакомпаний в Иркутске[25].
Транспортное сообщение
Внешние изображения
Схема проезда
В аэропорту имеются две платных парковочных площадки: на 180 мест (возле международного терминала) и на 80 мест (возле терминала внутренних авиалиний).
У аэровокзалов оборудовано три остановочных комплекса для городского общественного транспорта.
Поскольку существующий аэропорт вплотную окружён жилыми и хозяйственными постройками (гаражи и т. п.), что негативно сказывается на безопасности полётов и ограничивает возможности развития аэропорта, к 2016 году планируется построить новый аэропорт. Существующий аэропорт может использоваться для регионального авиасообщения, как запасной аэродром, или переоборудован для бизнес-авиации.
В 2011—2012 гг. планируется провести реконструкцию бетонного полотна базовой части взлётно-посадочной полосы (2765 м из 3564 м), которая не проводилась с 1989 года, а также рулёжных дорожек и перронов общей стоимостью по разным оценкам 1,8 — 2,4 млрд руб. В 2011 году освоено 600 млн руб., на которые было обновлено 1800 метров покрытия взлетно-посадочной полосы (75 % от общей длины) и проложен ливневой коллектор. Закончить работы по ремонту оставшегося участка полосы и приступить к реконструкции рулежных дорожек и мест стоянок планируется весной 2012 года[26].
Награды
2002 год:
Диплом победителя конкурса «Лучшая организация г. Иркутска по проведению работы по охране труда в 2002 году» по отраслевой группе «Транспорт и связь»
Грамота всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» за достижения в организации социальной работы
2003 год:
Почетная грамота за активное участие конкурсе «Лучший аэропорт года стран-участниц СНГ» и большой вклад в развитие материально-технической базы предприятия
2004 год:
Диплом участника ХIII международной Иркутской ярмарки за широкий спектр предоставляемых услуг
По итогам 2004 года аэропорт «Иркутск» признан лучшим среди всех аэропортов стран СНГ
2005 год:
Диплом участника в международной специализированной выставке «РосАвиаЭкспо-2005»
2010 год:
Лучший аэропорт стран СНГ в категории с ежегодным объемом перевозок от 500 тыс. до 1 млн пассажиров по итогам работы за 2009 год[27].
2011 год:
Лучший аэропорт стран СНГ в номинации «Динамично развивающийся аэропорт» по итогам работы в 2011 году
2012 год:
Лучший аэропорт стран СНГ в номинации "За большой вклад в развитие производства".
Диплом II-степени за "значительный вклад в социально-экономическое развитие региона в 2012 году" наградил Губернатор Иркутской области
При посадке оторвался тормозной парашют из-за разрушения кронштейна крепления тормозного парашюта. Для предотвращения столкновения самолёта с наземными объектами (на борту находились граждане КНР) командир корабля пилот 1 класса Пименов В.М. расконтрил механизм управления передним шасси, развернув самолёт на ближайшую рулёжную полосу. Амортстойка переднего шасси взорвалась по причине её заправки смесью азота и воздуха, прошив пол пилотской кабины. Самолёт был остановлен, не причинив вреда пассажирам и членам экипажа. Жертв не было.
Нарушение экипажем установки на барометрических высотомерах давления аэродрома, привело к тому, что показания высоты отличались на 510 м, что привело к столкновению с землёй.
Сразу после взлета загорелся правый двигатель. Прогорели баки с гидросмесью, питающие гидросистемы управления самолетом, самолет потерял управляемость и упал на сельскохозяйственную ферму в посёлке Мамоны под Иркутском. На земле погиб один человек, работник фермы.
В связи со сверхнормативной загрузкой, самолёт не смог набрать высоту после взлёта, столкнулся со зданием радиомаяка и загорелся. Благодаря быстрым действиям спасательных служб аэропорта все члены экипажа были извлечены из обломков до распространения пожара в кабине.
При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился.
«Аэропорт Иркутск» продемонстрировал в 2010 году увеличение пассажиропотока
World Aero Data (англ.)
13 ноября в аэропорту Иркутска впервые прошла споттинг-сессия // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“»
В аэропорту Иркутска сегодня состоялась летняя споттинг-сессия //Новости «АС Байкал ТВ»
14 августа 2009 года в аэропорту Новосибирск (Толмачёво) прошел слёт любителей авиационной фотографии (споттинг), который организовал фотосъёмку для любителей авиации
В аэропорту Иркутска состоялась летняя споттинг-сессия // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“»
«Аэропорту Иркутск» исполнилось 85 лет // Официальный сайт ФГУП «Аэропорт Иркутск»
В аэропорту Иркутска зарегистрирован миллионный пассажир за 2010 год
Аэропорт Иркутск // Авиапорт.Справочник.
Аэропорт Иркутск // Аэропорт Иркутск.
Полный набор схем UIII в формате PDF // Virtual Irkutsk CTA. — 2007.
Характеристики аэропорта // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт Иркутск».
ФАВТ (Росавиация): Решения // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта. Архивировано из первоисточника 17 июля 2007.
Аэропорт «Иркутск» // Межународный аэропорт «Иркутск».
В 2008 году в аэропорту Иркутска было обслужено 1 042 357 пассажиров // AVIA.RU. — 15.01.2009.
Пассажиропоток ФГУП «Аэропорт Иркутск» в 2009 году составил 854 538 человек. При этом в декабре пассажиропоток вырос на 27 % в сравнении с аналогичным периодом 2008 года // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 12.01.2010.
«Аэропорт Иркутск» продемонстрировал в 2010 году увеличение пассажиропотока на 26%, объема выручки – на 31%. // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 14.01.2011.
Пассажиропоток «Международного Аэропорта Иркутск» в 2011 году вырос на 17% // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 26.01.2012.
Новый рекорд! // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 27.12.2012.
Итоги работы за 2013 год подвели в Иркутском аэропорту // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 14.01.2014.
Новый рекорд! // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 11.11.2014.
«Аэропорт Иркутск» презентовал первый номер газеты, посвященной гражданской авиации Иркутской области.
В «Международном аэропорту „Иркутск“» завершен первый этап реконструкции взлетно-посадочной полосы // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 22.11.2011.
«Аэропорт Иркутск» признан лучшим аэропортом стран СНГ в категории с ежегодным объемом перевозок от 500 тыс. до 1 млн. пассажиров по итогам работы за 2009 год // Официальный сайт ОАО «Международный аэропорт „Иркутск“». — 02.06.2010.
Поиск 'Иркутск' по базе данных // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России.