Курумоч | ||
Здание аэровокзала |
||
Страна: Регион: |
Россия Самара |
|
Тип: | гражданский | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
УВВВ (UWWW) СКЧ (KUF) |
|
Высота: Координаты: |
+145 м |
|
Пассажирооборот (год): | ▲ 1,74 млн ([1] | |
Местное время: | UTC +4 | |
Время работы: | круглосуточно | |
Эксплуатант: | ОАО «Международный аэропорт Курумоч» | |
Сайт: | airport.samara.ru
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
05/23 | 2548х60 м | асфальтобетон |
15/33 | 3001х45 м | армобетон |
Список аэропортов |
Куру́моч — международный аэропорт города Самары (бывший Куйбышев). Расположен в 35 км к северу от Самары, 45 км к востоку от Тольятти, в 7 км северо-восточнее села Курумоч, в посёлке городского типа Берёза. Являлся базой авиакомпании «Самара» (позднее обанкротившейся). По состоянию на 2012 год эксплуатантом аэропорта является ОАО „Международный аэропорт «Курумоч»“. По итогам 2011 года входит в десятку крупнейших аэропортов России по пассажиропотоку.
Аэродром Курумоч класса Б, пригоден для большинства типов воздушных судов (самолёты Ан-124, Ил-96, Airbus A330, Ту-204, DC-9, McDonnell Douglas MD-90 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов), располагает 50 стояночными местами для воздушных судов разных размеров.
На аэродроме имеется две взлётно-посадочные полосы, оборудованные современными системами посадки по приборам (ILS) по метеоминимуму I категории ИКАО (видимость на ВПП 800 м, высота нижней границы облаков 60 м) на всех направлениях захода на посадку[1] [2].
К 2014 году планируется закончить реконструкцию взлётно-посадочных полос, что позволит аэродрому принимать любые типы воздушных судов без ограничений по массе.
Пассажирский комплекс аэропорта состоит из трех зданий ( терминал прилета международных рейсов, аэровокзал, терминал прилета внутрироссийских рейсов) общей площадью 12 380 м². Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 750 пасс/час, в том числе на внутренних авиалиниях — 600 пасс/час, на международных — 150 пасс/час. Также имеются бизнес-терминал с пропускной способностью 50 пасс/час и грузовой комплекс с пропускной способностью до 200 тонн в сутки общей площадью 3 785 м².
Аэропорт обеспечивает оперативное техническое обслуживание воздушных судов Ту-154Б, Ту-154М, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26.
Содержание |
Аэропорт построен в конце 1950-х годов в связи с возникшей потребностью эксплуатации современных высотно-скоростных самолётов, требующих ВПП больших размеров; имевшийся на тот момент в Куйбышеве аэропорт Смышляевка не удовлетворял таким требованиям, а возможности расширения аэропорта не было (с севера аэродром Смышляевка ограничен железной дорогой, с юга — поймой реки Самара, с запада — аэродромом Безымянка, с востока — посёлком Смышляевка).
Официальной датой образования аэропорта считается 19 декабря 1957 года, когда был издан приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса «Курумоч». Первым начальником аэропорта «Курумоч» назначен Н. П. Скринский.
К 1960 году аэропорт был построен и допущен к тренировочным полётам на самолётах Ил-18 и Ан-10. С февраля 1961 года в аэропорту стала базироваться отдельная эскадрилья самолётов Ан-10.
27 февраля 1961 года из аэропорта на самолете Ан-10 впервые выполнен рейс Куйбышев — Москва (Шереметьево) с коммерческим грузом на борту.
Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961 года рейсом в аэропорт «Минеральные Воды» на самолёте Ан-10. Вскоре открыты регулярные пассажирские рейсы в Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск.
4 мая 1962 года в соответствии с приказом ГУ ГВФ от 23 апреля 1962 года Приволжским ТУ ГВФ организован 173-й объединенный отряд в составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолетов Ан-10 и одной авиаэскадрильи поршневых самолётов Ил-14 (ранее базировавшейся в аэропорту Смышляевка).
19 июля 1963 года приказом Приволжского ТУ ГВФ 173-й объединенный авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединенный авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта «Куйбышев». В этом же году начата эксплуатация самолётов Ан-12 и Ту-124.
В 1970 году из аэропорта отправлено более 700 тысяч пассажиров и 27 000 тонн груза и почты.
В 1970-е годы в эксплуатацию поступили самолёты Ту-134, Як-40, Ту-154. В 1974 году самолет Ту-154 совершил первый рейс по маршруту Куйбышев-Ленинград ( Пулково). В 1975 году были открыты рейсы 742/741, 746/745 Куйбышев-Москва ( Домодедово)-Куйбышев, которые также выполнялись самолетами типа Ту-154. Они просуществовали до конца 1990-х годов.
В 1986—1988 годы осуществляется реконструкция аэропорта, а также строительство большого числа новых объектов.
В 1986 году завершено строительство второй ВПП, позволившей принимать самолеты Ил-86. По состоянию на конец 1980-х годов в аэропорту базировались 173-й лётный отряд (самолёты Ту-134) и 368-й лётный отряд (самолёты Ту-154, Ил-76, Ан-12).
В 1990 году пассажиропоток аэропорта достиг рекордного уровня в 3,7 млн человек.
В 1992 году аэропорт получил статус международного. В 1993 году был построен и введен в действие первый международный терминал.
В 2003 году на территории аэропорта открылся современный Бизнес-Терминал.
В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток аэропорта перешагнул полуторамиллионный рубеж.
Под оперативным управлением ОАО «Международный аэропорт „Курумоч“» находится вертодром санатория «Волжский Утёс», реконструированный в 2007 к саммиту «Россия — ЕС». Руководство Курумоча предлагает связать цепочкой вертолетных перевозок местные аэродромы: помимо собственно Курумоча и «Волжского Утеса», это аэродромы Смышляевка и Тольятти. Предполагается использовать также аэродромы государственной авиации: Сызрань (Троекуровка), Бобровка, Кряж, Рождествено, Кинель-Черкассы, Безенчук. Кроме того, имеется возможность построить вертодромы в других райцентрах области, а также на берегу Волги в черте Самары и в селе Ширяево.[3]
По состоянию на 2010 год в Самарской области имеется около 40 вертолётных площадок, официальным эксплуатантом большинства из них является ОАО «Международный аэропорт „Курумоч“»[4].
Реконструкция аэродрома «Курумоч» за счет федерального бюджета шла с 2007 года и должна была закончиться в 2014 году. В соответствии с областной программой развития пассажирских перевозок предполагалось обеспечить строительство инфраструктуры за счет областного бюджета, а модернизацию аэровокзального комплекса за счет средств инвестора. Предполагалось, что к 2020 году пропускная способность терминалов аэропорта вырастет до 2000 человек в час.[5]
26 августа 2010 г. Указом Президента РФ 50,99 % акций ОАО "Международный аэропорт «Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в собственность Самарской области.[6]
В свою очередь, Правительство Самарской области передало акции подконтрольному ему ОАО «Корпорация развития Самарской области».
Ещё 40,16 % акций «Корпорация развития Самарской области» выкупила у частных инвесторов. В совокупности на конец 2011 года у корпорации было почти 96,2 % акций «Курумоча».[7]
В конце 2011 года ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в ГК «Ренова») выиграло конкурс по реализации инвестиционной программы развития "Международного аэропорта «Курумоч».
17 января 2012 года между «Корпорацией развития Самарской области» и ОАО «Кольцово-Инвест» было подписано инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта «Курумоч», а также его эксплуатации.
С целью реализации данного проекта инвестор создал ЗАО «Курумоч-Инвест», которое 31 мая 2012 г. приобрело 71,1773 % акций ОАО "Международный аэропорт «Курумоч», принадлежащих ОАО «Корпорация развития Самарской области». После исполнения инвестиционных обязательств, как ожидается, инвестор сможет дополнительно приобрести 25,0114 % акций аэропорта[8].
В соответствии с соглашением планируется до конца 2014 г. построить новый пассажирский терминал площадью 35 тыс. кв. м.
Согласно второму этапу инвестиционной программы (период с 2015 до 2018 г.) терминал будет расширен до 60 тыс. кв. м. (пропускная способность терминала составит более 3,5 млн чел. в год), а также будут построены новая гостиница, бизнес центр, многоуровневая парковка и железнодорожный терминал[9].
В развитие аэропорта планируется вложить более 12,3 млрд руб. в ценах 2011 года, из которых от 4 до 5 млрд руб. будут инвестированы до конца 2014 года.
Генеральный директор — Шварц Леонид Семенович. С 29 июня 2012 г. Ульянов Николай Владимирович, который в настоящее время также занимает должность генерального директора ОАО «Кольцово-Инвест».
Основные акционеры ОАО "Международный аэропорт «Курумоч»[10]:
Регулярные и сезонные рейсы в летнем расписании 2012 года:
Чартерные рейсы на лето 2012 г:
Год | Пассажиропоток |
---|---|
2000 | 805 000 |
2001 | 840 000 |
2002 | 876 000 |
2003 | 914 000 |
2004 | 1 001 783 |
2005 | 1 040 250 |
2006 | 1 218 954 |
2007 | 1 393 828 |
2008 | 1 457 346 |
2009 | 1 306 092 |
2010 | 1 570 911 |
2011 | 1 740 641 |
7 мес. 2012 | 1 038 146 |
Серьёзные авиационные происшествия происходили в аэропорту Курумоч в среднем один раз в 21 год, всего погибло 105 человек.
8 марта 1965 в аэропорту Курумоч потерпел катастрофу самолёт Ту-124В, принадлежавший Приволжскому УГА (Аэрофлот), выполнявший рейс № 513 Куйбышев — Ростов-на-Дону (на борту находилось 39 человек). Самолетом управлял КВС-стажёр и проверяющий, а КВС и второй пилот в управлении самолетом участия не принимали и находились в салоне. Вскоре после отрыва самолёта от ВПП при наборе высоты в условиях сильного снегопада пилоты потеряли ориентировку, самолёт начал падать, при ударе о землю ящики из переднего грузового отсека (расположен на палубе прямо у пассажирского люка) вылетели и убили пилотов. Самолет столкнулся с поверхностью земли в заснеженном поле на удалении 2300 м от центра ВПП. Столкновение произошло сначала левой плоскостью, затем носовой частью. Самолет был разрушен, пожара не возникло. Всего погибло 30 человек (9 членов экипажа и 16 пассажиров погибли на месте, 5 пассажиров скончались в больнице).
Самолёт Ту-124В, бортовой номер СССР-45028, в эксплуатации находился с 31 июля 1962 по 8 марта 1965.
20 октября 1986 года в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч при посадке потерпел катастрофу самолет Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный. Самолет произвел посадку с большим тангажом и повышенной скоростью. Шасси сломались от удара о ВПП, машина легла на брюхо, и её около 300 м несло по инерции, после чего она перевернулась через правую консоль крыла и встала вверх шасси. От удара фюзеляж самолета переломился надвое, из разрушенных топливных баков полилось топливо, и возник пожар. Из 93 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека (всего погибло 69 человек, из них на месте катастрофы 58, в больницах скончалось 11 человек). Причиной авиакатастрофы послужили грубые нарушения техники пилотирования командиром воздушного судна: он поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую (по одним только показаниям приборов) и выполнял посадку, закрыв окна кабины шторками.
17 марта 2007 года в 09.40 по московскому времени в аэропорту Курумоч при посадке потерпел катастрофу самолёт Ту-134АК с регистрационным номером RA-65021 компании UTair, следовавший рейсом № 471 из Сургута в Белгород с промежуточной посадкой в Самаре с 7 членами экипажа и 50 пассажирами на борту. Не дотянув 400 м до взлётно-посадочной полосы, самолёт ударился стойками шасси о землю, проехал ещё около 500 м в сторону от полосы, перевернулся через левую консоль крыла и развалился на части. В результате 6 человек погибли, 27 госпитализированы. По выводам комиссии происшествие стало возможным «в результате организационно-технологических и процедурных недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа»[11].
Самолёт Ту-134АК, бортовой номер RA-65021, эксплуатант — UTair (ТюменьАвиаТранс — ТАТ), в эксплуатации был с 20 июня 1976 по 17 марта 2007 (30 лет 9 месяцев), первый полет — 1976, дата выпуска — 30 мая 1976. Статистика по эксплуатации: 95 час. в месяц, средний налёт 14,1 рейсов в неделю, 1,6 час. — средняя продолжительность рейса.
Из способов проезда из аэропорта в Самару, Тольятти и в обратном направлении доступны следующие автобусные маршруты[12]:
Номер маршрута | Стоимость проезда | Время в пути |
---|---|---|
652 (Самара — Аэропорт «Курумоч» — Тольятти) | в Самару 58 руб. | 1 час 15 минут |
в Тольятти 93 руб. | 1 час 30 минут | |
78 («Барбошина Поляна» — пос. Берёза) | 12-15 руб. | 50-70 минут |
392 (Совхоз «Молодая Гвардия» — пос. Берёза) | 50 руб. | 50-70 минут от Барбошиной Поляны |
Маршрут № 137 от ЦАВ Самара в настоящее время отменен.
В аэропорт из Самары можно добраться также на такси за 600—1500 рублей.
18 октября 2008 было открыто регулярное железнодорожное сообщение между вокзалом города Самара и аэропортом Курумоч.[13] Ежедневно выполнялось 6 рейсов электропоездов по расписанию с остановками на станциях «Безымянка» и «Средневолжская». Время в пути составляло 1 час 15 мин, стоимость проезда 100 рублей в одну сторону. Отправление электропоезда осуществлялось с железнодорожной платформы близ аэропорта. От терминала прилёта внутрироссийских рейсов за 15 минут до времени отправления электропоезда отправлялся автобус. Прибывшие в аэропорт пассажиры также доставлялись от платформы до здания аэровокзала на автобусах. В 2009 году курсирование электропоездов в аэропорт было прекращено по причине убыточности (загрузка электропоездов составляла обычно 20-30 пассажиров).
В 1970-х годах в аэропорту Курумоч появилась собственная футбольная команда, которая называлась «Лайнер». В 1990-х годах команда была переименована в «Полет», а в 2006 году была официально зарегистрирована как футбольный клуб «Полёт»[14].
Курумоч (аэропорт).