Международный аэропорт «Толмачёво» | ||
---|---|---|
Терминал внутренних воздушных линий | ||
Код IATA: OVB (ОВБ) — Код ICAO: УННТ (UNNT) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Новосибирская область | |
Тип | гражданский совместного базирования |
|
Эксплуатант | ОАО «Аэропорт Толмачёво» | |
Местонахождение | 17 км западнее г. Новосибирска | |
Базирующиеся авиакомпании | S7 Airlines, Nordstar Airlines, Уральские Авиалинии | |
Высота над уровнем моря | +111 м. | |
Координаты | ||
Местное время | UTC +7 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
07/25 | 3602х60 | асфальтобетон |
16/34 | 3600x45 | цементобетон |
Статистика (2011) | ||
Пассажиро- оборот |
▲ 2,76 млн. (+22,3% к 2010 году) | |
Грузо- оборот |
▲ 21,3 тыс. тонн (+10,1% к 2010 году) | |
Источники: [1][2][3][4] |
Аэропорт «Толмачёво» — международный аэропорт города Новосибирска.
Единственный аэропорт Новосибирска, узловой порт региональных и международных авиаперевозок. Является хабом и базовым аэропортом авиакомпании S7 Airlines, также здесь формирует дополнительный хаб авиакомпания Nordstar Airlines.
По результатам 2011 года является шестым по пассажиропотоку среди российских аэропортов.
Содержание |
Регулярными пассажирскими рейсами аэропорт связан с крупнейшими городами России и стран СНГ, c ОАЭ, Турцией, Болгарией, Германией, Китаем, Южной Кореей, Японией и Таиландом. Также в Толмачёво производят промежуточную посадку грузовые самолёты при перелётах между Восточной Азией и Европой. Промежуточная посадка позволяет брать на борт меньше топлива и увеличивать полезную нагрузку.
Толмачёво находится на окраине города Обь, в 17 км от центра Новосибирска, и связан с ним автобусами[5] и маршрутными такси. В 1 км от аэропорта есть остановочная платформа «Аэрофлот» пригородных электропоездов на Транссибе.
Аэропорт Толмачёво имеет платиновый сертификат IATA, подтверждающий 100 % внедрение инновационной технологии по упрощению аэропортовых формальностей BCBP, Толмачёво — четвертый аэропорт в России, после Домодедово, Шереметьево и Пулково, полностью внедрившим технологию BCBP (кодирование посадочных талонов с использованием двумерных штрих-кодов — Bar coded boarding passes)[6]
В конце 1990-х годов был завершён международный терминал, строительство которого приостанавливалось и откладывалось на несколько лет из-за нецелевого использования средств.
В 1999 году ОАО «Аэропорт Толмачёво» выделило в отдельную компанию топливозаправочную службу, создав ЗАО «Аэропорт-Сервис». Изначально планировалось, что у «Толмачёво» в нём будет контрольный пакет 50 % + 1 акция, а остальные — у «Сибнефти». Однако уже после регистрации предприятия руководство аэропорта выяснило, что контрольный пакет зарегистрирован именно на «Сибнефть». Никакой возможности восстановить желаемый баланс не было. В ходе длительных судебных споров «Сибнефть» доказала законность создания данного предприятия. В декабре 2003 аэропорт продал этот пакет акций, опасаясь, что он будет арестован из-за иска РосАвиаКонсорциума.
В 2003 году авиакомпания «Сибирь», недовольная ценами на топливо, решила устранить монополию «Аэропорт-Сервиса» и построить свой собственный топливозаправочный комплекс. Он стоил несколько миллионов долларов и имел вместимость 18 000 тонн керосина. В январе 2004 строительство было приостановлено из-за расследования Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора, начатого на основании заявления от аэропорта.
В 2005 году начало строительство блока расширения терминала внутренних рейсов. В нём будут установлены первые в аэропорту телескопические трапы, особенно необходимые зимой.
19 декабря 2005 группа «Промышленное развитие» подписала программу реконструкции и расширения аэропорта, программу развития аэропорта до 2010 года. Программа предусматривает вложение 280 миллионов долларов. Компания уже купила необходимые участки земли возле Толмачёво, включая недостроенный ТЗК авиакомпании «Сибирь».
В сентябре 2010 года была введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса аэропорта, строительство которой было начато ещё в 1987 году (предполагалось, что её, в том числе, будут использовать для нужд космической программы «Буран»[13]). В 1995 году строительство было заморожено, а вновь деньги из федерального бюджета были выделены только в 2000-х годах[13]. 12 июля 2010 года, в день 53-летия аэропорта, был выполнен первый технический рейс с ИВПП-2 (самолёт Boeing 767-300 авиакомпании S7 взлетел в 21:00 местного времени и через 14 минут приземлился), полоса была признана готовой к работе[14], а 25 сентября того же года ВПП приняла первый рейсовый самолёт[13].
В Толмачёво есть два пассажирских терминала — для внутренних рейсов (терминал А) и для международных (терминал Б)[15], зал VIP, а также грузовой терминал. В аэропорту есть гостиница Sky Port 4*, зона таможенного контроля, медицинская и ветеринарная службы, аренда автомобилей.
В аэропорту работают следующие авиакомпании:
Авиакомпании | Назначения |
---|---|
Air Astana | Астана |
Armavia | Ереван |
AZAL | Баку |
Hainan Airlines | Пекин-Столичный |
I Fly | Бангкок - Международный аэропорт Суварнабхуми (чартерные рейсы) |
China Southern Airlines (Skyteam) | Урумчи |
Nordwind Airlines | Бангкок, Пхукет, Гоа, Хургада, Шарм-эль-Шейх, Барселона, Ня-чанг, Бали, Санья, Анталия, Денпасар |
Nordstar Airlines (Хаб) | Красноярск-Емельяново, Екатеринбург, Норильск, Краснодар, Иркутск, Сочи |
S7 Airlines (Oneworld) (Хаб) | Москва-Домодедово, Алматы, Бангкок, Владивосток, Санья, Иркутск, Красноярск-Емельяново, Пекин, Норильск, Дубай, Санкт-Петербург, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Бишкек, Душанбе, Ташкент, Худжанд, Симферополь, Бургас, Варна, Франкфурт-на-Майне, Прага, Урумчи, Баку, Ереван, Магадан, Ош, Берлин, Чита |
SCAT | Усть-Каменогорск |
АК Барс Аэро | Казань, Челябинск |
АК Кыргызстан | Бишкек, Ош |
Мирнинское авиапредприятие АК «Алроса» | Екатеринбург, Краснодар, Мирный, Санкт-Петербург, Полярный |
Ангара (авиакомпания) | Горно-Алтайск, Иркутск, Надым, Нижневартовск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Сургут |
Аэрофлот (SkyTeam) | Москва-Шереметьево, Санкт-Петербург, Сочи |
Белавиа | Минск |
Владивосток Авиа | Владивосток, Краснодар, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск |
ИрАэро | Иркутск, Красноярск-Емельяново , Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Улан-Удэ |
Нордавиа | Москва-Шереметьево, Норильск, Краснодар |
Orenair | Оренбург, Дюссельдорф |
Россия | Санкт-Петербург |
РусЛайн | Москва-Домодедово, Иркутск, Самара, Челябинск , Барнаул , Ростов-На-Дону , Екатеринбург |
Сомон Эйр | Худжанд |
Таджикские авиалинии | Душанбе, Худжанд |
Томск-Авиа | Нижневартовск |
Тулпар-ЭЙР | Нижневартовск, Омск, Красноярск |
Трансаэро | Москва-Домодедово, Гоа, Денпасар, Хургада (чартер), Шарм-Эль-Шейх (чартер), Бангкок (чартер), Пхукет (чартер) |
Узбекские авиалинии | Ташкент, Наманган |
Уральские авиалинии (Хаб) | Москва-Домодедово, Владивосток, Екатеринбург, Краснодар, Норильск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Якутск |
ЮТэйр | Москва-Внуково, Красноярск-Емельяново, Иркутск, Нижневартовск, Самара, Сургут, Ханты-Мансийск |
Якутия | Москва-Внуково, Краснодар, Магадан, Нерюнгри, Якутск |
Ямал | Москва-Домодедово, Тюмень, Салехард, Новый Уренгой |
Грузовые авиаперевозки :
Авиакомпании | Назначения |
---|---|
AirBridgeCargo | Шанхай, Москва-Домодедово, Амстердам, Франкфурт-На-Майне, Гуанчжоу |
Полет | Воронеж, Шанхай, Гуанчжоу |
Аэрофлот-Карго | Шанхай, Москва-Шереметьево |
Волга-Днепр | Шанхай, Москва-Домодедово, Гуанчжоу |
Площадь аэропорта — 618 га, из них 441 га — авиационно-техническая территория.
Аэродром принимает все типы самолётов, в том числе Ил-96, Ту-214, Ан-124, Б-777 (с 27 июля 2009), и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
Аэродром способен принимать аэробус A-380,[16] (наряду с аэропортом Домодедово). [17]
Имеются две функционирующих взлётно-посадочные полосы:
Пропускная способность аэропорта (при условии работающих двух ВПП) — 40 взлётно-посадочных операций в час[13]. Аэропорт имеет 61[7] место для стоянки самолётов, 16 из них оборудованы централизованной заправочной системой.
Управление аэропортом осуществляет ОАО «Аэропорт Толмачёво», основными акционерами которого до марта 2011 являлись государство (51 %) и ООО «Новапорт» (38 %, конечный бенефициар — российский предприниматель Роман Троценко)[13]. В 2011 г. Росимущество продало свою долю фирме «Комплекс Аэросервис».
Председатель совета директоров ОАО «Аэропорт Толмачёво» с 2009 года — Геннадий Курзенков, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, генеральный директор — Евгений Янкилевич (сменил на этой должности Александра Бородина, занимавшего её в 2009—2012 гг.)[18].
В 2006 году аэропорт обслужил 1 миллион 656 тысяч 901 пассажира (рост на 0,5 %, в сравнении с 2005). Было обработано 16 тыс. тонн грузов. На предприятиях «Толмачёво» (включая дочерние) работало 2383 человека.[19]
В 2006 году доходы от обычных видов деятельности предприятия превысили 2,3 млрд рублей, а чистая прибыль акционерного общества составила 155,7 млн рублей, что на 48,6 млн рублей больше, чем в 2005 году. Доходы от авиационной деятельности аэропорта составили 783 миллионов 97 тысяч рублей (рост на 11,2 %).
В 2007 году аэропорт обслужил 1 873 500 человек.[20] Общее количество груза и почты, обработанного в аэропорту в 2007 году — 18 667,3 тонн (на 2 158,1 тонн или 113,1 % больше, чем в 2006 году).[21]
В 2008 году аэропорт обслужил 2 109 424 человек (рост на 12,6 %; показатель впервые за 16 лет превысил 2 млн).[22] Из них отправлено 997 706 пассажиров (рост к 2007 на 10,7 %), прибыло 963 768 пассажиров (10,7 %), количество транзитных пассажиров составило 167 950 человек (40,5 %).[23] В 2008 году доходы от авиационной деятельности составили 1 213 978,3 тыс. рублей (рост на 34,3 % в сравнении с 2007).
В 2009 году аэропорт обслужил 1 млн 804 тыс. 297 человек (сокращение на 14,5 %). Доходы от авиационной деятельности в 2009 — 1 млрд 58 млн 875 тыс. рублей.[24]
В 2010 году аэропорт обслужил 2 261 630 человек (рост на 25,3 %). [25]
В 2011 году было обслужено 2 765 884 пассажиров (+22,3%). [26]
Толмачёво (аэропорт).