Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Карлсруэ (крейсер)

«Карлсруэ»
Karlsruhe
Лёгкий крейсер «Карлсруэ»
Основная информация
Тип Лёгкий крейсер
Государство флага  Германия
Принадлежность Рейхсмарине
Кригсмарине
Верфь Deutsche Werke, Киль
Строительство начато 27 июля 1926
Спущен на воду 20 августа 1927
Введён в эксплуатацию 6 ноября 1929
Выведен из состава флота 9 апреля 1940
Современный статус Повреждён торпедами британской ПЛ Truant у Кристиансанда, Норвегия, добит торпедами с миноносца «Грейф»
Параметры
Водоизмещение Стандартное — 6730 т,
полное — 8350 т
Длина 169 м / 174 м
Ширина 16,8 м
Осадка 5,6—6,2 м
Бронирование главный пояс — 50+15…10 мм,
палуба — 20…40 мм,
траверсы — 70 мм,
башни — 30…20 мм,
рубка — 100…30 мм
Технические данные
Силовая установка 2 ТЗА, 2 дизеля MAN, 6 ПК
Мощность Турбины — 68 200 л. с.,
дизели — 1800 л. с.
Винты 2
Скорость 32 узла (59,3 км/ч)
Дальность плавания 3100 морских миль на скорости 13 узлов
Экипаж 610—615 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 3 × 3 — 150-мм/60
Зенитная артиллерия 3 × 2 — 88-мм/76,
4 × 2 — 37-мм/83,
4 × 1 — 20-мм/65
Торпедно-минное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, 120 мин
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта

«Карлсруэ» (нем. Karlsruhe) — немецкий лёгкий крейсер времён Второй мировой войны.

Содержание

История создания

Разработка проекта новых крейсеров в рамках Версальских ограничений началась в 1924 г под руководством главного конструктора инженера Эренберга. В рамках проекта (тип «К») было построено три крейсера: «Кёнигсберг», «Карлсруэ» и «Кёльн».

Крейсер «Карлсруэ» заложен 27 июля 1926 года на заводе Deutsche Werke в Киле как крейсер «C» («Ersatz Medusa» — замена крейсера «Медуза»), спущен на воду 20 августа 1927 года и введен в состав флота 6 ноября 1929 года[1]. Название корабль получил в честь города Карлсруэ, его предшественниками с этим же именем стали знаменитый рейдер Первой мировой войны и крейсер типа «Кёнигсберг II».

Служба

Заграничные походы

Лёгкий крейсер «Карлсруэ» в Сан-Диего, 1934 год
Кенгуру на борту крейсера «Карлсруэ» во время стоянки в порту Брисбена, 1934 год

В течение предвоенной службы крейсер совершил множество походов в заграничные воды, в ходе которых побывал в Средиземном море, в различных портах Европы, Африки, Южной Америки, Вест-Индии, Северной Америки, Индии, Австралии, Японии, Филиппин. Крейсер проходил Суэцким и Панамским каналами, огибал мыс Доброй Надежды и Мыс Горн. Все это время до 1 июля 1936 года крейсер числился в Учебном отряде. С сентября 1934 по сентябрь 1935 года кораблём командовал капитан 1 ранга, в будущем — знаменитый адмирал Гюнтер Лютьенс[1].

1 июля 1936 г. «Карлсруэ» был исключен из списков учебного отряда и за­числен в Разведывательные силы флота. Корабль занимался боевой подготовкой и рутинной службой. 20 мая 1938 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене началась модернизация корабля, в ходе которой крейсер застал начало Второй мировой войны. Работы заверши­ли 13 ноября 1939 г[1].

Вторая мировая война

В начале войны «Кёнигсберг» находился на заводе в Вильгельмсхафене, где завершал модернизацию.

Крейсер принял участие в операции «Weserübung» по захвату Дании и Норвегии. «Карл­сруэ» вошёл в состав группы № 4, целью ко­торой был захват портов Кристиансанд и Арендал. Командование этим соединением при­нял командир крейсера капитан 1 ранга Риве. На борту корабля находились войска[1].

При подходе к Кристиансанду крейсер попал под обстрел норвежских береговых батарей. К полудню 9 апреля 1940 года «Карлсруэ» удалось прорваться в гавань города, гарнизон которого капитулировал. В 19 часов этого же дня он вышел в море в сопровождении трёх миноносцев, направляясь обратно в Германию. Корабль шёл со скоростью 21 узел, выполняя противолодочный зигзаг. Британская подводная лодка «Труант» под командованием капитан-лейтенанта Хатчинсона атаковала крейсер, дав залп из 10 торпедных аппаратов. В цель попала только одна торпеда, но повреждения были настолько серьёзными, что экипаж пе­ребрался на миноносцы «Лухс» и «Зееадлер». Последним корабль покинул командир, после чего миноносец «Грейф» выст­релил две торпеды в поврежденный корабль. «Карлсруэ» затонул в точке с коорди­натами 58°04’N08°4’O. Потери экипажа состави­ли 11 человек[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 С. Б. Трубицын Лёгкие крейсера Германии (1921—1945 гг.) Часть I: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ» и «Кельн»

Литература

  • Трубицын С. Б. Часть I: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ» и «Кельн» // Лёгкие крейсера Германии (1921-1945 гг.). — Р. Р. Муниров. — (Боевые корабли мира).
  • Патянин С. В. Часть 1 // Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. — «Моделист-Конструктор». — («Морская Коллекция», № 8, 2005).


Карлсруэ (крейсер).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93