Ранний буддизм |
Письменные источники |
Соборы |
1-й буддийский собор |
Школы |
Досектантский буддизм |
Махасангхика (Санскрит: महासांघिक mahāsāṃghika IAST; кит. трад. 大眾部, пиньинь: dàzhòng-bù, букв. — Большая сангха, Великое собрание) — «учение большинства»[1], направление в буддизме, появившееся после раскола в общине на Втором буддийском соборе (по другим источникам направление появилось ещё во время Первого буддийского собора[1]).
Согласно известной китайской версии, на Первый буддийский собор, оформивший направление тхеравады, не смогла попасть большая часть учеников Будды Шакьямуни. Поэтому эти ученики организовали альтернативный буддийский собор и записали собственный канон. Собором, сформировавшим раннюю школу махасангики, руководил Васпа[1].
Махасангхики были не согласны с рядом жестких правил социальной жизни монахов, поэтому на Втором буддийском соборе были подняты десять вопросов, включая вопросы трапезы и денежного пожертвования. Собор не поддержал нововведения, но махасангхики не согласились с решением собора и покинули собрание[1].
Основной причиной также послужили разногласия о природе архата: представители тхеравады заявляли, что архаты совершенно лишены тревог и в этом подобны Будде, а представители отколовшейся от тхеревады махасангхики заявляли, что в архатах всё ещё присутствуют страстные желания[2]. Архат Махадева высказал следующие положения, которые окончательно сформировали махасангхику[1]:
В дальнейшем махасангхики из-за их присутствия на севере Индии образовали северную традицию (бэйчуань, 北传), в которой присутствовало 20 школ. Последователи этих школ к I веку н. э. активно использовали праджняпарамитские сутры, которые являлись ключом к трансформации «от рационализации раннего буддизма к интуизации содержания сознания адептов»[1].
Исследователи указывают, что махасангхика являлась основой для последующих школ махаяны[2][1][3].
Махасангхика махавасту.
Шаблон:Кинофестиваль, Хеленукты, Категория:Музыкальные коллективы, распавшиеся в 1973 году, Атретическое тело, Бертоли, Паоло.