Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Пудгалавада


Ранний буддизм
Письменные источники

Палийский канон
Агамы
Гандхара

Соборы

1-й буддийский собор
2-й буддийский собор
3-й буддийский собор
4-й буддийский собор

Школы

Досектантский буддизм
 Махасангхика
     Экавьявахарика
         Локоттаравада
     Чайтика
         Апара Шайла
         Уттара Шайла
     Гокулика
         Бахушрутия
         Праджняптивада
         Четьявада
 Стхавиравада
     Сарвастивада
         Вайбхашика
         Саутрантика
         Муласарвастивада
     Вибхаджьявада
         Тхеравада
         Махишасака
         Кашьяпия
         Дхармагуптака
     Пудгалавада
         Ватсипутрия
             Дхармоттария
             Бхадраяния
             Самматия
             Шаннагарика

ПросмотрОбсуждениеПравить

Самматия (sammatīya IAST, в будд. традиции — «живущие в согласии») — одна из древнейших школ раннего буддизма ветви Ватсипутрия.

Школа Самматия возникла ок. 150 года до н. э. после раскола школы Ватсипутрия. Центры школы находились в районах Матхуры и Сарнатха. Монастыри школы также были в долине Ганга, Магадхе, дельте Инда и в северо-западных областях Индии. Главой школы был составитель дисциплинарного раздела Виная-питаки шудра Упали.

Самматии вели суровый образ жизни. Их одежда была похожа на одежду женщин. Эмблемой школы был цветок арековой пальмы. Имена самматиев оканчивались на «даса», «сена», «хари», «гухья» и «шудра». Школа считается основным представителем течения «Пудгалавада» («проповедующие учение о пудгале»). Последователи школы довели до логического завершения концепцию пудгала, индивидуальности, которая не зависит от отдельных элементов. Основные постулаты школы записаны в тексте «Самматияникаяшастра» («Наука о совокупности положений самматиев»). Позднее концепции Пудгалавады детально анализировал Дигнага.

Доктрина пудгалавады противоречит принятому в тхераваде и махаяне принципу анатта — отсутствию «истинного я». Пудгала ассоциировалась с пятью скандхами и с индуистским атманом — высшим «я», передававшимся в цикле перерождений.

Представители тхеравады жёстко критиковали пудгалаваду (в частности в палийском каноне этой критике посвящен трактат Катхаваттху). Критику пудгалавады можно найти в Моггалипутта-Тисса и в сочинениях Васубандху[1]

Свидетельства китайского путешественника Сюаньцзана позволяют высказывать предположение, что в его время Самматия была наиболее популярной не-махаянистской школой буддизма[2], существуют однако и другие интерпретации[3]. Школа была особенно сильна в Синдхе, где по оценкам из 450 буддийских монастырей 350 принадлежали этой школе.[4] Однако во время арабского завоевания в этой области был принят ислам.[5]

Сюаньцзан отмечал узость взглядов Самматии и атаки со стороны этой школы на Махаяну[6]

Таранатха также отмечал, что позиция Самматии резко противостояла махаяне и ваджраяне, монахи этой школы уничтожали тантрические тексты и серебряные статуи Хеваджры в монастыре Ваджрасана.[7]

Закат школы связан с общим упадком буддизма в Индии после исламского завоевания.

Содержание

См. также

Литература

  • Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования IV в. до н. э. — II в. н. э. — М.: Восточная литература, 2004. — 415 с. — 1200 экз. — ISBN 5-02-018390-3

Примечания

  1. Peter Harvey, The Selfless Mind. Curzon Press, 1995, pages 34-38.
  2. Lamotte, Etienne. History of Indian Buddhism. 1988. pg 539—544
  3. «Person and the Self». Buddhism: Critical Concepts in Religious Studies, Vol. 2, pgs 84-101
  4. Religion and Society in Arab Sind by Maclean, Derryl. Brill: Leiden 1989. pg 154
  5. Religion and Society in Arab Sind by Maclean, Derryl. Brill: Leiden 1989
  6. Xuanzang. She-Kia-Feng-Che 1959: 120; Cf. Xuanzang 1884 vol 2:273
  7. Taranatha’s History of Buddhism in India, translated by Lama Chimpa Alaka Chattopadhyaya. pg 279

Ссылки

  • Словарь буддизма  (рус.). Проверено 8 ноября 2010.
  • САММАТИЯ. Онлайн энциклопедия Кругосвет  (рус.). Архивировано из первоисточника 11 мая 2012. Проверено 8 ноября 2010.


Пудгалавада.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93