«Дюк оф Йорк» | ||
---|---|---|
HMS Duke of York | ||
|
||
«Дюк оф Йорк» на якорной стоянке (1947) | ||
Основная информация | ||
Тип | Линкор | |
Государство флага | Великобритания | |
Верфь | John Brown & Company, Клайдбэнк | |
Строительство начато | 5 мая 1937 | |
Спущен на воду | 28 февраля 1940 | |
Введён в эксплуатацию | 4 ноября 1941 | |
Выведен из состава флота | 1951 | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 42 500 т | |
Длина | 227 м | |
Ширина | 31,4 м | |
Осадка | 10,5 м | |
Бронирование | Основной пояс: 374 мм нижний пояс: 137 мм палуба: 136 мм главные башни: 324 мм барбеты: 324 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 8 паровых котлов, 4 турбины |
|
Мощность | 125 000 л. с. (92 МВт) | |
Винты | 4 трёхлопастных винта | |
Скорость | 28 узлов (51,86 км/ч) | |
Дальность плавания | 5400+ миль при 18 узлах | |
Экипаж | 1556 (1945 год) | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | (на 1945 г.): 10 × 356-мм (14" Mk VII) |
|
Зенитная артиллерия | 64 × 40-мм (QF 2 pounder naval gun) 24 × QF 2 pdr (40 mm) Mk. VIII |
|
Авиационная группа | 4 x Supermarine Walrus, 1 катапульта |
«Дюк оф Йорк» (англ. Duke of York — «Герцог Йоркский») — британский линкор типа «Кинг Джордж V».
Был заложен 5 мая 1937 года на верфи компании «Джон Браун» (англ. John Brown) в Клайдбэнке. Спущен на воду 28 февраля 1940 года, вступил в строй 4 ноября 1941 года[1]. Заменил в составе Флота метрополии ушедший на Дальний Восток «Принс оф Уэлс».[2]
В середине декабря 1941 года ещё не вполне боеготовый линкор совершил плавание через Атлантику, доставив в США У. Черчилля[3]. В феврале 1941 года У. Черчилль выдвинул идею обменять «Дюк оф Йорк» на 8 тяжёлых крейсеров американского флота. Идея была отвергнута Первым лордом Адмиралтейства на том основании, что для этих крейсеров у Королевского флота не найдётся подготовленных экипажей[4]. Следующие 9 месяцев линкор действовал в составе дальнего прикрытия арктических конвоев. В октябре-ноябре 1942 года был флагманом соединения H.[2] С декабря 1942 года по март 1943 года находился в ремонте. С 8 мая 1943 года стал флагманским кораблём Флота метрополии. В июле 1943 года совершил поход в норвежские воды, в ходе отвлекающей операции. В октябре 1943 года прикрывал американский авианосец «Рейнджер» в ходе операции против судоходства в норвежских водах[5]. Далее снова прикрывал арктические конвои.[6] 26 декабря 1943 года, при прикрытии конвоя JW-55B, вступил в бой с немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который пытался этот конвой перехватить.[6]
Фактически бой вылился в трёхчасовое преследование англичанами немецкого рейдера. Удачным попаданием «Дюк оф Йорку» удалось повредить машинную установку противника, после чего, совместно с лёгкими силами, настигнуть противника. Огнём британского линкора «Шарнхорст» был полностью выведен из строя и потерял ход, затем немцев добили торпедами с крейсеров[7]. В ходе сражения «Дюк оф Йорк» израсходовал 446 356-мм снарядов и 686 133-мм.[6] Из 52 залпов 31 дали накрытие цели, было зафиксировано не менее 13 прямых попаданий главным калибром[8].
В июле-августе 1944 года «Дюк оф Йорк» прикрывал авианосцы, дважды атаковавшие немецкий линкор «Тирпиц».[6] С сентября 1944 года по март 1945 года проходил очередной ремонт, совмещённый с подготовкой к переводу на Дальний Восток. На новый театр военных действий линкор прибыл лишь в июле и в боевых действиях практически не отметился, однако принял участие в церемонии подписания капитуляции Японии 2 сентября 1945 года.[6]
Вернулся в Великобританию в июле 1946 года и прошёл новый ремонт. С декабря 1946 года по апрель 1949 года являлся флагманом Флота метрополии. Затем был выведен в резерв. В ноябре 1951 года линкор поставили на прикол, а 30 апреля 1957 года его официально исключили из состава флота. 18 февраля 1958 года «Дюк оф Йорк» продали на слом.[6]
The battleship hms duke of york, hms duke of york 1763, hms duke of york 1940.
Akt, Файл:Pyotr Fed. Durasov.jpeg, Обреченная любовь 1989, Спаржа, Файл:Zener diode symbol ru 2a.svg.