«Эджинкорт» | ||
---|---|---|
HMS Agincourt | ||
|
||
HMS Agincourt около 1918 года | ||
Основная информация | ||
Тип | дредноут | |
Государство флага | Великобритания | |
Верфь | Armstrong Elswick Works Ltd, Ньюкасл | |
Строительство начато | 14 сентября 1911 года | |
Спущен на воду | 22 января 1913 года | |
Введён в эксплуатацию | 20 августа 1914 года | |
Выведен из состава флота | апрель 1921 года | |
Современный статус | 19 декабря 1922 продан Rosyth Shipbreakers Co. Разобран на металл в Шотландии в 1924-1925 годах | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 27500 тонн стандартное; 30250 тонн полное |
|
Длина | 204,67 м | |
Ширина | 27 м | |
Высота | 8,2 м | |
Бронирование | главный пояс: 102-229 мм траверзы: 102—203 мм палуба: 25—65 мм башни ГК: 76–305 мм барбеты башен ГК: 76—229 мм боевая рубка: 305 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 22 котла угольно-нефтяных котла Babcock & Wilcox, 4 паровых турбины Парсонса компании Vickers | |
Мощность | 40 270 л.с. | |
Скорость | 22 узла | |
Дальность плавания | 7000 морских миль при 10 узлах | |
Экипаж | 1267 | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 14 орудий 12"/45 (305 мм) Mk XIII в двухорудийных башнях | |
Противокорабельное вооружение | 18 орудий 6"/50 (152 мм) BL MK XIII 10 орудий 3"/40 (76mm) QF |
|
Торпедно-минное вооружение | 3 торпедных аппарата 21" (450 мм) |
HMS Agincourt (Корабль Его Величества «Эджинкорт») — британский дредноут. Заложен как «Рио-де-Жанейро» для Бразилии, на стапеле переуступлен Османской империи и переименован в «Султан Осман I», с началом Первой мировой войны реквизирован Великобританией, вошёл в состав Гранд-Флита.
Содержание |
Постройка дредноута «Рио-де-Жанейро» была одобрена правительством Бразилии в августе 1910 года, как ответ на увеличение ВМС Аргентины, отношения с которой омрачались территориальными претензиями. Первоначально планировалось, что корабль будет иметь водоизмещение 32 тысячи тонн и вооружение — 14 12-дюймовых орудий. Однако нехватка средств и, последовавшее 10 ноября того же года восстание военных моряков на линкоре «Минас Жераис» заставило отказаться от первоначального проекта. Вместе с тем, пожелания морского ведомства Бразилии в отношении количества орудий не изменились.
Османская империя была заинтересована в усилении своего флота в ответ на планы Российской империи по усилению Черноморского флота. 20 января 1914 года дредноут перешёл в собственность Турции и получил название «Султан Осман I». Он был спущен на воду и даже прибыл его турецкий экипаж, однако, 3 августа 1914 года, в связи с началом Первой мировой войны он был реквизирован Британским Адмиралтейством и вошёл в состав КВМФВ как ЕВК «Эджинкорт». Адмиралтейство крайне бестактно окрестило дредноут в честь битвы при Азенкуре, в котором англичане разбили своего нынешнего союзника — Францию. Реквизирование HMS Agincourt и HMS Erin вызвало недовольство общественного мнения Турции и послужило одной из причин присоединения Турции к союзу Германской империи и Австро-Венгрии.
Конструкция линкора имела ряд особенностей, кардинально отличавших его от современных ему британских дредноутов. Он был весьма длинным для своего водоизмещения и имел несколько ослабленный корпус. Огнём артиллерии линкора было трудно управлять, а при стрельбе полным бортовым залпом корпус корабля испытывал серьёзные перегрузки. В то же время, он отличался хорошей мореходностью и ходовыми качествами
.Дредноут участвовал в Ютландском сражении. В бою расстрелял 144 двенадцатидюймовых и 111 шестидюймовых снаряда, добился попаданий в Kaiser, Markgraf и, возможно, в Wiesbaden. В 1921 году линкор собирались переоборудовать в судно снабжения. Для этого с него должны были быть сняты все башни кроме двух передних и оборудованы склады продовольствия, снаряжения и топливные цистерны. Однако от этой идеи отказались и корабль был продан на слом.
Дредноут имел забавное прозвище «Дворец Джина», которое произошло от разделения его имени (англ. A Gin Court) и явно намекало на сложную корабельную архитектуру с семью башнями главного калибра. Корабль имел репутацию самого комфортабельного корабля Королевского флота.[1]
В целом, трудно рассматривать «Эджинкорт» как удачный проект с точки зрения стандартов КВМФ Великобритании. Слишком длинный корпус, явно перегруженный вооружением и слабая защита не могли компенсировать большое число орудий главного калибра. В водах Южной Америки корабль, безусловно представлял бы собой весьма грозную силу. В то же время проект дредноута останется в анналах мирового кораблестроения как корабль с самым большим числом башен главного калибра (моряки называли их по дням недели, тогда как официальное обозначение было по буквам — от A до G).
Hms agincourt 1817, hms agincourt halinski, hms agincourt модель.