Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911)

Тип «Кинг Джордж V»
King George V
Проект
Страна Великобритания
Предшествующий тип «Орион»
Последующий тип «Айрон Дюк»
В строю сняты с вооружения
Основные характеристики
Водоизмещение 23 000 английских тонн нормальное
27 120 т полное
Длина 179,7 м (по КВЛ)
182,2 м (наибольшая)
Ширина 27,1 м
Осадка 7,8 м (в носу)
8, 7 м (в корме)
Бронирование главный пояс: 229—305 мм
верхний пояс: 203 мм
траверзы: 51—254 мм
палуба: 25—102 мм
башни ГК: —76 – 279 мм
барбеты башен ГК: 76—254 мм
боевая рубка: —76 – 279 мм
Двигатели 18 водотрубных котлов типа «Бабкок и Уилкокс» (на «Кинг Джордже» и «Аяксе»), столько же котлов «Ярроу» на остальных кораблях
турбины Парсонса
Мощность 31 000 л.с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21,7 узла (полная)[1]
22,134 узла максимальная (для головного корабля)
Дальность плавания 3 805 миль на 21 узле
6310 миль на 10 узлах
Экипаж 862 человека (в военное время до 1050)
Вооружение
Артиллерия 5 × 2 343-мм/45 Mk.V
16 × 1 102-мм/50 BL Mk.VII
4×1 47-мм салютные пушки
Зенитная артиллерия 5 × 1 7,71-мм пулемётов «Виккерс»,
10 пулемётов «Льюис» 7,71 мм
Минно-торпедное вооружение 3 (2 бортовых и 1 кормовой) подводных 533-мм ТА (14 торпед)
Изображения на Викискладе

Тип «Кинг Джордж V» (англ. King George V) — серия британских линейных кораблей, дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Орион». Тип «Кинг Джордж V» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1910 года. Усреднённая стоимость 1 линкора соствляла 1 945 200 фунтов стерлингов. Всего в рамках программы в 19111913 годах было построено четыре корабля этого типа. Все корабли типа активно применялись в годы Первой мировой войны. Один линкор — «Одейшес» погиб во время войны, 27 октября 1914 года подорвавшись на мине в районе острова Торри. В послевоенные годы служба трёх оставшихся кораблей типа оказалась сравнительно недолгой, в соответствии с Вашингтонским морским договором 1922 года они были сняты с вооружения в 19231926 годах.

Содержание

Конструкция

Корабли типа «Кинг Джордж V» имели следующие отличия от своих предшественников:

1. Увеличено нормальное водоизмещение на 500 тонн. Увеличила длина и ширина на 4,1 м и 0,15 м соответственно.

2. Противоминная артиллерия была размещена с учетом усиления огня по носу с незначительной броневой защитой орудий.

3. Защита жизненно важных частей корабля (постов управления, погребов боезапаса и машинно-котельной установки) немного усилилась.

4. Максимальную проектную скорость увеличили на 0,7 узла.

5. Конструкция ходового мостика была изменена и улучшена.

6. Изменения в рангоуте ограничились заменой тяжелой треногой мачты позади носовой дымовой трубы на легкую полую, установленную впереди носовой трубы. Иное размещение фок-мачты (перед дымовой трубой) значительно уменьшило воздействие дыма на работу поста управления стрельбой.[2]

Бронирование

Главный броневой пояс состоял из двух отдельных поясов — 305 мм нижнего, защищающего ватерлинию до уровня средней палубы, и 229 мм верхнего, располагавшегося по высоте от средней палубы до уровня главной палубы. Верхний 203-мм броневой пояс имел такую же протяженность, что и главный броневой пояс, а по высоте располагался от главной до верхней палубы. Общая высота вертикального бортового бронирования составляла 6,26 м.

Главный броневой пояс продолжался в носовую часть на той же высоте (на уровне главной палубы), что и в середине корабля — сначала от траверза центра носового барбета башни «А» толщиной 152 мм и длиной 15,2 м, затем продлевался дальше толщиной 102 мм и длиной 14,8 м, не доходя до форштевня 13,7 м. В корму главный броневой пояс продолжался также на уровне главной палубы от траверза центра кормового барбета «У» толщиной 64 мм и длиной 17,8 м, не доходя до ахтерштевня 15,2 м. Общая длина главного броневого пояса с носовыми и кормовыми оконечностями составляла 153,1 м (84,1 % длины корпуса по ватерлинии).

Главные носовые и кормовые броневые траверзы располагались следующим образом: в носовой части 254-мм поперечная переборка закрывала оконечность верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и оконечность верхней (229-мм) части главного броневого пояса от средней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм и 229-мм броневых поясов к барбету башни «А»; 152-мм носовой траверс закрывал оконечности главного 305-мм броневого пояса от нижней до средней палубы и располагался наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни «А».

Основным серьёзным недостатком в подводной защите корабля явилось отсутствие внутренней продольной броневой переборки, как это было на «Нептуне», где продольные противоторпедные переборки были сплошными между конечными барбетами.

Вооружение

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» оснащались десятью 13,5-дюймовыми пушками BL Mark V главного калибра в четырёх двухорудийных башнях с гидроприводом. Пушки имели угол снижения 3° и подъёма 20° , но первое время дальномеры, управляющие башнями, ограничивали подъём углом 15,35°. Они стреляли 1250-фунтовыми (567 кг) снарядами с дульной скоростью 2582 футов/с. (787 м/с), при угле подъёма 14,75° максимальная дальность стрельбы составляла 20000 ярдов (18288 м) при стрельбе бронебойными снарядами. При угле подъёма 20° максимальная дальность возрастала до 23820 ярдов (21781 м). На дальности 10000 ярдов (9144 м) бронепробиваемость составляла 310 мм по вертикальной плите из гомогенной брони. Скорострельность этих пушек составляла 1,5-2 выстрела в минуту[3]. Боекомплект состоял из 1000 снарядов (бронебойных, полубронебойных, фугасных) для 343-мм орудий (по 100 снарядов на ствол). В военное время количество снарядов возрастало: в погребах «Одейшеса» (27 октября 1914 года.) находилось 1120 343-мм.

Основные баллистические данные британских орудий главного калибра[4]
Калибр (мм) 305 305 343 343 381
Марка X XI V V 1
Длина ствола (калибров) 45 50 45 45 42
Вес орудия без замка (кг) 57 708 66 700,4 76 198,4 76 198,4 98 704,4
Вес снаряда (кг) 385,55 385,55 566,98 635,02 870,89
Вес заряда (кг) 117 139,25 132,9 134,78 194,1
Начальная скорость снаряда (м/с) 869,25 918,051 787[3] 762,5 747,25
Бронепробиваемость снаряда (мм)
у дульного среза
406 426 439 439 457
Скорость снаряда (м/с)
на дистанции 9140 м
579,5 610 579,5 554,25 554,25
Энергия снаряда (мкг) на дистанции 9140 м 6 587 723 7 299 976 9 688 010 10 287 316 14 107 700
Бронепробиваемость снаряда (мм)
на дистанции 10 000 ярдов (9140 м)
259 284 320 318 356

Противоминная артиллерия состояла из 16 102 мм орудий Мк. VII с длиной канала ствола 50 калибров (5100 мм). Они стреляли снарядами весом 14,1 кг с начальной скоростью 873 м/сек на дальность до 58 кабельтовых (около 11000 м). Общий боекомплект 102 мм орудий составлял 2400 выстрелов или по 150 на ствол.

По сравнению с «Орионом» на «Кинг Джордж V» размещение 102-мм орудий было несколько иным — большую часть орудий 12 из 16 (каждого борта 6 из 8) сгруппировали в носу, что объяснялось стремлением обеспечить наиболее плотный заградительный огонь именно с носовых курсовых углов, откуда наиболее вероятными были атаки эсминцев. Для перемещенных с кормы четырех орудий устроили короткую баковую батарею (как раз под орудийными башнями «А» и «В») по два орудия побортно. Орудия прикрыли от осколков 76-мм броневыми щитами.

В конце 1914 на «Кинг Джордж V» (и на «Аяксе») в кормовой части установили две 76-мм зенитные пушки Гочкиса с боезапасом 350 выстрелов на ствол. Во время войны корабли перевооружили, заменив пушки Гочкиса на 76-мм зенитные пушки Мк.1 с боезапасом по 150 выстрелов на ствол.

На линейном корабле «Центурион» кормовой части первоначально были установлены два 102-мм скорострельных орудия Мк. VII с углом возвышения ствола +60°, переделанные в зенитные из противоминных с приданием стволу большого угла возвышения (боекомплект составлял по 150 выстрелов на ствол).[5]

Орудие 13,5"/45 Mark V(H)[6] 4"/50 BL Mark VII[7] 3"/45 20cwt QF
HA Mark I[8]
47-мм Гочкиса[9][ком. 1]
Год разработки 1909 1904 1910 1885
Калибр, мм 343 102 76 47
Длина ствола, калибров 45 50 45 40
Масса орудия, кг 76 102 2126 1020 240
Скорострельность, в/мин 1,5-2 6—8 12—14 20
Установка B Mark II PIV HA Mark II  ?  ?
Углы склонения −3°/+20° −10°/+15° −10°/+60° −10°/+90° /+60°?
Тип заряжания картузное раздельно-гильзовое унитарное
Тип снаряда Light бронебойный
Mark IIa
Heavy бронебойный
Mark IIIa (Greenboy)
фугасный шрапнельный? фугасный
Вес снаряда, кг 574.5 639.6 14,06 14,06 5,67 1,5
Вес и тип метательного заряда 133 кг MD45 4,3 кг MD16 2,7 кг MD8 0,96 кг MD 0,24 кг MD
Начальная скорость, м/с 787 759 873 732 762 574
Максимальная дальность, м 21 780 21 710 10 610
Досягаемость по высоте максимальная, м  ? 11 340 3000
Эффективная, м  ? 7160 1100

Представители

Название Судоверфь Закладка Спуск на воду Принятие на
вооружение
Судьба
Кинг Джордж V
King George V
Portsmouth Dockyard 16 января 1911 9 октября 1911 ноябрь 1912 Разобран на металолом в 1926 году
Центурион
Centurion
16 января 1911 18 ноября 1911 май 1913
Аякс
Ajax
27 февраля 1911 21 марта 1912 октябрь 1913
Одейшес
Audacious
23 марта 1911 14 сентября 1912 август 1913 затонул 27 октября 1914 года

27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательным минным заградителем «Берлин».

В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит мат на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».

Оценка проекта

«Вайоминг»[10]
«Кинг Джордж V»[11]
«Орион»[12]
«Зейдлиц»[13]
«Кайзер»[14]
Год закладки 1909 1911 1909 1911 1909
Год ввода в строй 1912 1912 1912 1913 1912
Водоизмещение нормальное, т 26 416 23 368 22 555 24 988 24 724
Полное, т[ком. 2] 27 680 26 112 26 284 28 550 27 000
Тип СУ ПТ ПТ ПТ ПТ ПТ
Мощность, л. с. 28 000 31 000 27 000 63 000 28 000
Полная скорость, узл. 20,5 21,7 21 26,5 21
Максимальная, узл. 21,22 22,1-22,4 21,4-22,1 28,1 21,7-23,1
Дальность, миль (на ходу, узл.) 6680 (10) 4060 (18,15)
6730 (10)[15]
6730 (10) 4200 (14) 7900(12)
Бронирование, мм
Пояс 279 305 305 300 350
Палуба 35—63 45—102 45—102 50—80 60—100
Башни 305 279 279 250 300
Барбеты 254 254 254 230 300
Рубка 292 279 279 300 350
Схема размещения вооружения
Вооружение 6×2×305/50
21×1×127/51
2 ТА
5×2×343/45
16×1×102/50
4×1 47-мм
3 ТА
5×2×343/45
16×1×102/50
4×1 47-мм
3 ТА
5×2×280/50
12×1×150/45
12×1×88
4 ТА
5×2×305/50
14×1×150/45
8×1×88
5 ТА

Коментарии

  1. Салютное орудие
  2. Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны

Примечания

  1. Паркс. Линкоры Британской империи. Том 7. — С. 21.
  2. Козлов Б. В. Линейные корабли типа «Орион». — Истфлот, 2006. — С. 39.
  3. ↑ British 13.5"/45 (34.3 cm) Mark V(L) 13.5"/45 (34.3 cm) Mark V(H). NavWeaps.com (1 May 2009). Архивировано из первоисточника 19 апреля 2012. Проверено 4 октября 2011.
  4. А. А. Михайлов Линейные корабли типа «Куин Элизабет». — 2001. — С. 5. — 96 с.
  5. Козлов Б. В. Линейные корабли типа «Орион». — С. 44.
  6. British 13.5"/45 (34.3 cm) Mark V(L) 13.5"/45 (34.3 cm) Mark V(H)  (англ.). сайт navweaps.com. NavWeaps.com (1 May 2009). — Описание орудия 13.5"/45 BL Mark V(L). Архивировано из первоисточника 19 апреля 2012. Проверено 4 октября 2011.
  7. British 4"/50 (10.2 cm) BL Mark VII  (англ.). сайт navweaps.com. — Описание орудия 4"/50 BL Mark VII. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2012. Проверено 24 сентября 2011.
  8. British 12-pdr [3"/45 (76.2 cm) 20cwt QF HA Marks I, II, III and IV]  (англ.). сайт navweaps.com. — Описание орудия 3"/45 20cwt QF HA Mark I. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2012. Проверено 24 сентября 2011.
  9. British Hotchkiss 3-pdr (1.4 kg) [1.85"/40 (47 mm) QF Marks I and II]  (англ.). сайт navweaps.com. — Описание орудия 3-pdr Hotchkiss. Архивировано из первоисточника 19 апреля 2012. Проверено 24 сентября 2011.
  10. Conway's, 1906-1921. — P. 114.
  11. Паркс. Линкоры Британской империи. Том 7. — С. 20.
  12. Conway's, 1906-1921. — P. 28.
  13. Staff. German Battlecruisers. — P. 21.
  14. Gröner. Band 1. — P. 49.
  15. Conway's, 1906-1921. — P. 30.

Литература

  • Козлов Б. В. Линейные корабли типа «Орион». — издание 2006. — СПб.: Истфлот, 2006. — 116 с. — ISBN 5-98830-017-0
  • All the World's Battleships: 1906 to the present / I. Sturton. — издание 1996. — Лондон: Conway Maritime Press, 1987. — 190 с. — ISBN 0-85177-691-4
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921 / Gray, Randal (ed). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5
  • Паркс, Оскар. Линкоры Британской империи. Том 7. Эпоха дредноутов. — СПб.: Галея Принт, 2008. — 116 с. — ISBN 9785817201321
  • А. А. Михайлов Линейные корабли типа «Куин Элизабет». — СПб, 2001. — 96 с. — (Боевые корабли мира).
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006
  • Staff, Gary. German Battlecruisers: 1914–1918. — Oxford: Osprey Books, 2006. — 48 p. — ISBN 1846030099

Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911).

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93