Тип «Кинг Джордж V» | |
---|---|
King George V | |
Проект | |
Страна | Великобритания |
Предшествующий тип | «Орион» |
Последующий тип | «Айрон Дюк» |
В строю | сняты с вооружения |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 23 000 английских тонн нормальное 27 120 т полное |
Длина | 179,7 м (по КВЛ) 182,2 м (наибольшая) |
Ширина | 27,1 м |
Осадка | 7,8 м (в носу) 8, 7 м (в корме) |
Бронирование | главный пояс: 229—305 мм верхний пояс: 203 мм траверзы: 51—254 мм палуба: 25—102 мм башни ГК: —76 – 279 мм барбеты башен ГК: 76—254 мм боевая рубка: —76 – 279 мм |
Двигатели | 18 водотрубных котлов типа «Бабкок и Уилкокс» (на «Кинг Джордже» и «Аяксе»), столько же котлов «Ярроу» на остальных кораблях турбины Парсонса |
Мощность | 31 000 л.с. |
Движитель | 4 винта |
Скорость хода | 21,7 узла (полная)[1] 22,134 узла максимальная (для головного корабля) |
Дальность плавания | 3 805 миль на 21 узле 6310 миль на 10 узлах |
Экипаж | 862 человека (в военное время до 1050) |
Вооружение | |
Артиллерия | 5 × 2 343-мм/45 Mk.V 16 × 1 102-мм/50 BL Mk.VII 4×1 47-мм салютные пушки |
Зенитная артиллерия | 5 × 1 7,71-мм пулемётов «Виккерс», 10 пулемётов «Льюис» 7,71 мм |
Минно-торпедное вооружение | 3 (2 бортовых и 1 кормовой) подводных 533-мм ТА (14 торпед) |
Изображения на Викискладе | |
Тип «Кинг Джордж V» (англ. King George V) — серия британских линейных кораблей, дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Орион». Тип «Кинг Джордж V» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1910 года. Усреднённая стоимость 1 линкора соствляла 1 945 200 фунтов стерлингов. Всего в рамках программы в 1911—1913 годах было построено четыре корабля этого типа. Все корабли типа активно применялись в годы Первой мировой войны. Один линкор — «Одейшес» погиб во время войны, 27 октября 1914 года подорвавшись на мине в районе острова Торри. В послевоенные годы служба трёх оставшихся кораблей типа оказалась сравнительно недолгой, в соответствии с Вашингтонским морским договором 1922 года они были сняты с вооружения в 1923—1926 годах.
Содержание |
Корабли типа «Кинг Джордж V» имели следующие отличия от своих предшественников:
1. Увеличено нормальное водоизмещение на 500 тонн. Увеличила длина и ширина на 4,1 м и 0,15 м соответственно.
2. Противоминная артиллерия была размещена с учетом усиления огня по носу с незначительной броневой защитой орудий.
3. Защита жизненно важных частей корабля (постов управления, погребов боезапаса и машинно-котельной установки) немного усилилась.
4. Максимальную проектную скорость увеличили на 0,7 узла.
5. Конструкция ходового мостика была изменена и улучшена.
6. Изменения в рангоуте ограничились заменой тяжелой треногой мачты позади носовой дымовой трубы на легкую полую, установленную впереди носовой трубы. Иное размещение фок-мачты (перед дымовой трубой) значительно уменьшило воздействие дыма на работу поста управления стрельбой.[2]
Главный броневой пояс состоял из двух отдельных поясов — 305 мм нижнего, защищающего ватерлинию до уровня средней палубы, и 229 мм верхнего, располагавшегося по высоте от средней палубы до уровня главной палубы. Верхний 203-мм броневой пояс имел такую же протяженность, что и главный броневой пояс, а по высоте располагался от главной до верхней палубы. Общая высота вертикального бортового бронирования составляла 6,26 м.
Главный броневой пояс продолжался в носовую часть на той же высоте (на уровне главной палубы), что и в середине корабля — сначала от траверза центра носового барбета башни «А» толщиной 152 мм и длиной 15,2 м, затем продлевался дальше толщиной 102 мм и длиной 14,8 м, не доходя до форштевня 13,7 м. В корму главный броневой пояс продолжался также на уровне главной палубы от траверза центра кормового барбета «У» толщиной 64 мм и длиной 17,8 м, не доходя до ахтерштевня 15,2 м. Общая длина главного броневого пояса с носовыми и кормовыми оконечностями составляла 153,1 м (84,1 % длины корпуса по ватерлинии).
Главные носовые и кормовые броневые траверзы располагались следующим образом: в носовой части 254-мм поперечная переборка закрывала оконечность верхнего (203-мм) броневого пояса от главной до верхней палубы и оконечность верхней (229-мм) части главного броневого пояса от средней до главной палубы и располагалась наклонно внутрь от оконечностей 203-мм и 229-мм броневых поясов к барбету башни «А»; 152-мм носовой траверс закрывал оконечности главного 305-мм броневого пояса от нижней до средней палубы и располагался наклонно внутрь от оконечностей главного броневого пояса к наружной поверхности барбета башни «А».
Основным серьёзным недостатком в подводной защите корабля явилось отсутствие внутренней продольной броневой переборки, как это было на «Нептуне», где продольные противоторпедные переборки были сплошными между конечными барбетами.
Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» оснащались десятью 13,5-дюймовыми пушками BL Mark V главного калибра в четырёх двухорудийных башнях с гидроприводом. Пушки имели угол снижения 3° и подъёма 20° , но первое время дальномеры, управляющие башнями, ограничивали подъём углом 15,35°. Они стреляли 1250-фунтовыми (567 кг) снарядами с дульной скоростью 2582 футов/с. (787 м/с), при угле подъёма 14,75° максимальная дальность стрельбы составляла 20000 ярдов (18288 м) при стрельбе бронебойными снарядами. При угле подъёма 20° максимальная дальность возрастала до 23820 ярдов (21781 м). На дальности 10000 ярдов (9144 м) бронепробиваемость составляла 310 мм по вертикальной плите из гомогенной брони. Скорострельность этих пушек составляла 1,5-2 выстрела в минуту[3]. Боекомплект состоял из 1000 снарядов (бронебойных, полубронебойных, фугасных) для 343-мм орудий (по 100 снарядов на ствол). В военное время количество снарядов возрастало: в погребах «Одейшеса» (27 октября 1914 года.) находилось 1120 343-мм.
Основные баллистические данные британских орудий главного калибра[4] | |||||
---|---|---|---|---|---|
Калибр (мм) | 305 | 305 | 343 | 343 | 381 |
Марка | X | XI | V | V | 1 |
Длина ствола (калибров) | 45 | 50 | 45 | 45 | 42 |
Вес орудия без замка (кг) | 57 708 | 66 700,4 | 76 198,4 | 76 198,4 | 98 704,4 |
Вес снаряда (кг) | 385,55 | 385,55 | 566,98 | 635,02 | 870,89 |
Вес заряда (кг) | 117 | 139,25 | 132,9 | 134,78 | 194,1 |
Начальная скорость снаряда (м/с) | 869,25 | 918,051 | 787[3] | 762,5 | 747,25 |
Бронепробиваемость снаряда (мм) у дульного среза |
406 | 426 | 439 | 439 | 457 |
Скорость снаряда (м/с) на дистанции 9140 м |
579,5 | 610 | 579,5 | 554,25 | 554,25 |
Энергия снаряда (мкг) на дистанции 9140 м | 6 587 723 | 7 299 976 | 9 688 010 | 10 287 316 | 14 107 700 |
Бронепробиваемость снаряда (мм) на дистанции 10 000 ярдов (9140 м) |
259 | 284 | 320 | 318 | 356 |
Противоминная артиллерия состояла из 16 102 мм орудий Мк. VII с длиной канала ствола 50 калибров (5100 мм). Они стреляли снарядами весом 14,1 кг с начальной скоростью 873 м/сек на дальность до 58 кабельтовых (около 11000 м). Общий боекомплект 102 мм орудий составлял 2400 выстрелов или по 150 на ствол.
По сравнению с «Орионом» на «Кинг Джордж V» размещение 102-мм орудий было несколько иным — большую часть орудий 12 из 16 (каждого борта 6 из 8) сгруппировали в носу, что объяснялось стремлением обеспечить наиболее плотный заградительный огонь именно с носовых курсовых углов, откуда наиболее вероятными были атаки эсминцев. Для перемещенных с кормы четырех орудий устроили короткую баковую батарею (как раз под орудийными башнями «А» и «В») по два орудия побортно. Орудия прикрыли от осколков 76-мм броневыми щитами.
В конце 1914 на «Кинг Джордж V» (и на «Аяксе») в кормовой части установили две 76-мм зенитные пушки Гочкиса с боезапасом 350 выстрелов на ствол. Во время войны корабли перевооружили, заменив пушки Гочкиса на 76-мм зенитные пушки Мк.1 с боезапасом по 150 выстрелов на ствол.
На линейном корабле «Центурион» кормовой части первоначально были установлены два 102-мм скорострельных орудия Мк. VII с углом возвышения ствола +60°, переделанные в зенитные из противоминных с приданием стволу большого угла возвышения (боекомплект составлял по 150 выстрелов на ствол).[5]
Орудие | 13,5"/45 Mark V(H)[6] | 4"/50 BL Mark VII[7] | 3"/45 20cwt QF HA Mark I[8] |
47-мм Гочкиса[9][ком. 1] | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Год разработки | 1909 | 1904 | 1910 | 1885 | |||
Калибр, мм | 343 | 102 | 76 | 47 | |||
Длина ствола, калибров | 45 | 50 | 45 | 40 | |||
Масса орудия, кг | 76 102 | 2126 | 1020 | 240 | |||
Скорострельность, в/мин | 1,5-2 | 6—8 | 12—14 | 20 | |||
Установка | B Mark II | PIV | HA Mark II | ? | ? | ||
Углы склонения | −3°/+20° | −10°/+15° | −10°/+60° | −10°/+90° | /+60°? | ||
Тип заряжания | картузное | раздельно-гильзовое | унитарное | ||||
Тип снаряда | Light бронебойный Mark IIa |
Heavy бронебойный Mark IIIa (Greenboy) |
фугасный | шрапнельный? | фугасный | ||
Вес снаряда, кг | 574.5 | 639.6 | 14,06 | 14,06 | 5,67 | 1,5 | |
Вес и тип метательного заряда | 133 кг MD45 | 4,3 кг MD16 | 2,7 кг MD8 | 0,96 кг MD | 0,24 кг MD | ||
Начальная скорость, м/с | 787 | 759 | 873 | 732 | 762 | 574 | |
Максимальная дальность, м | 21 780 | 21 710 | 10 610 | ||||
Досягаемость по высоте максимальная, м | — | — | — | ? | 11 340 | 3000 | |
Эффективная, м | — | — | — | ? | 7160 | 1100 |
Название | Судоверфь | Закладка | Спуск на воду | Принятие на вооружение |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Кинг Джордж V King George V |
Portsmouth Dockyard | 16 января 1911 | 9 октября 1911 | ноябрь 1912 | Разобран на металолом в 1926 году |
Центурион Centurion |
16 января 1911 | 18 ноября 1911 | май 1913 | ||
Аякс Ajax |
27 февраля 1911 | 21 марта 1912 | октябрь 1913 | ||
Одейшес Audacious |
23 марта 1911 | 14 сентября 1912 | август 1913 | затонул 27 октября 1914 года |
27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательным минным заградителем «Берлин».
В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит мат на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».
«Вайоминг»[10] |
«Кинг Джордж V»[11] |
«Орион»[12] |
«Зейдлиц»[13] |
«Кайзер»[14] |
|
---|---|---|---|---|---|
Год закладки | 1909 | 1911 | 1909 | 1911 | 1909 |
Год ввода в строй | 1912 | 1912 | 1912 | 1913 | 1912 |
Водоизмещение нормальное, т | 26 416 | 23 368 | 22 555 | 24 988 | 24 724 |
Полное, т[ком. 2] | 27 680 | 26 112 | 26 284 | 28 550 | 27 000 |
Тип СУ | ПТ | ПТ | ПТ | ПТ | ПТ |
Мощность, л. с. | 28 000 | 31 000 | 27 000 | 63 000 | 28 000 |
Полная скорость, узл. | 20,5 | 21,7 | 21 | 26,5 | 21 |
Максимальная, узл. | 21,22 | 22,1-22,4 | 21,4-22,1 | 28,1 | 21,7-23,1 |
Дальность, миль (на ходу, узл.) | 6680 (10) | 4060 (18,15) 6730 (10)[15] |
6730 (10) | 4200 (14) | 7900(12) |
Бронирование, мм | |||||
Пояс | 279 | 305 | 305 | 300 | 350 |
Палуба | 35—63 | 45—102 | 45—102 | 50—80 | 60—100 |
Башни | 305 | 279 | 279 | 250 | 300 |
Барбеты | 254 | 254 | 254 | 230 | 300 |
Рубка | 292 | 279 | 279 | 300 | 350 |
Схема размещения вооружения | |||||
Вооружение | 6×2×305/50 21×1×127/51 2 ТА |
5×2×343/45 16×1×102/50 4×1 47-мм 3 ТА |
5×2×343/45 16×1×102/50 4×1 47-мм 3 ТА |
5×2×280/50 12×1×150/45 12×1×88 4 ТА |
5×2×305/50 14×1×150/45 8×1×88 5 ТА |
Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911).