Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Катастрофа Ан-24 в Киеве

Перейти к: навигация, поиск
Рейс Н-36 Аэрофлота

Ан-24 компании Аэрофлот
Общие сведения
Дата

17 декабря 1976 года

Время

21:30 МСК

Характер

Недолёт ВПП, столкновение с ДПРМ

Причина

Ошибка экипажа и служб УВД

Место

1 км от аэропорта Жуляны, Киев (УССР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно
Модель

Ан-24

Авиакомпания

Аэрофлот (Украинское УГА, Киевский ОАО)

Пункт вылета

Черновцы (УССР)

Пункт назначения

Жуляны, Киев (УССР)

Рейс

Н-36

Бортовой номер

CCCP-46722

Дата выпуска

15 мая 1963 года

Пассажиры

50

Экипаж

5

Погибшие

48

Раненые

6

Выживших

7

В пятницу 17 декабря 1976 года в Киеве при заходе на посадку потерпел катастрофу Ан-24 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 48 человек.

Содержание

Самолёт

Ан-24 с бортовым номером 46722 (заводской — 37300302, серийный — 003-02) был выпущен заводом Антонова 29 апреля (по другим данным — 15 мая) 1963 года, а 8 июня совершил первый полёт. Его салон был рассчитан на 50 пассажиров. Далее самолёт был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его в Киевский авиаотряд Украинского территориального управления ГВФ. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел в общей сложности 27 244 часа налёта и 24 754 посадки[1][2].

Катастрофа

Самолёт выполнял местный рейс Н-36 по маршруту ЧерновцыКиев. Пилотировал его экипаж из 377 лётного отряда, состоявший из командира Ю. П. Суховея, второго пилота В. М. Козореза, штурмана А. П. Витера и бортмеханика Г. М. Сорокина. В салоне работала стюардесса Е. С. Комашенко. В 20:32 (МСК) с 50 пассажирами на борту, то есть с полостью заполненным салоном, Ан-24 вылетел из аэропорта Черновцы[1].

Согласно имеющемуся у экипажа прогнозу, по маршруту ожидалась облачность с нижней границей менее 100 метров и с верхней 1000—1500 метров, ветер юго-восточный сильный, дымка, морось, снег, умеренная болтанка, видимость 1000—2000 метров, в облаках и осадках сильное обледенение. Когда же борт 46722 вылетал из Черновцов, видимость в киевском аэропорту Жуляны уже упала до 800 метров, нижняя граница облачности составляла 70 метров, ветер слабый, в облаках сильное обледенение. АМСГ проводила частые наблюдения за погодой, но тем не менее, не зарегистрировала момент, когда горизонтальная видимость снизилась менее 700 метров, то есть ниже погодного минимума, а потому диспетчеры службы движения не были предупреждены. Также, в нарушение инструкций, с 20:55 и до 22:10 не велась непрерывная регистрация видимости по направлению посадки магнитным курсом 81°. К тому же сами экипажи прибывающих самолётов в период 21:00—22:00, несмотря на сложные метеоусловия, не запрашивали фактические значения горизонтальной и вертикальной видимости в зонах взлёта и посадки[1].

Борт 46722 заходил на посадку в аэропорт Киева ночью по курсу 81° и с использованием систем посадки ОСП и TESLA) по командам диспетчера посадки. Имеющаяся в аэропорту система посадки СП-68 была исключена из регламента, так как проходила профилактические работы и облёт. Когда самолёт выполнял полёт от момента доворота на посадочный курс до ДПРМ, то диспетчер ДПСП не вёл его по посадочному локатору и не дал экипажу информацию, когда тот вошёл в глиссаду и начале снижения. В результате борт 46722 начал снижение с запозданием, в связи с чем экипаж был вынужден увеличить вертикальную скорость выше расчётной[1].

На тот момент сложилась ситуация, когда на одном канале связи диспетчеры старта и ДПСП управляли сразу тремя самолётами: заходящими на посадку бортами 46440 и 46722, и вылетающим 47740 (все три — Ан-24). Команды накладывались друг на друга и глушились. В результате заходящий на посадку борт 46722 дважды запрашивал у диспетчера удаление от взлётно-посадочная полосы, но оба раза его запрос глушился наложениями переговоров других абонентов. Между тем, в 2500 метрах от торца полосы уже пересёк глиссаду и начал уходить под неё, но диспетчер ДПСП этого не исправил. Продолжая снижаться с вертикальной скоростью 6—7 м/с, экипаж не доложил диспетчеру о выпуске шасси и готовности к посадке. Проходя высоту принятия решения (100 метров), экипаж не увидел световые ориентиры аэродрома, но не стал уходить на второй круг[1].

На высоте 30—35 метров над землёй сработал сигнал «опасная высота». Осознав опасность ситуации, экипаж через три секунды потянул штурвалы «на себя», из-за чего самолёт даже испытал перегрузку в 1,9g. Но из-за высокой вертикальной скорости и без достаточного запаса высоты, через 2 секунды авиалайнер в 1265 метрах от торца полосы и в 40 метрах правее её оси врезался правой частью в бетонное ограждение БПРМ, после чего коснулся передней и левой стойками шасси земли во внутреннем дворе БПРМ, кратковременно оторвался. а затем врезался в бетонное ограждение БПРМ с противоположной высоты. Далее Ан-24 левой плоскостью крыла столкнулся с группой деревьев, после чего носом врезался в железнодорожную насыпь высотой 4,5 метров, выскочил на пути и остановился в 1150 метрах от торца полосы и в 40 метрах правее её оси. Возникший пожар полностью уничтожил самолёт[1].

В катастрофе погиб весь лётный экипаж (4 человека) и 44 пассажира. Выжили только стюардесса и 6 пассажиров, причём один из них, в отличие от других, не получил травм[1].

Причины

Так как самолёт был уничтожен, то комиссия не смогла установить, какое же было истинное положение задатчика сигнализатора опасной высоты и почему он сработал ниже высоты 60 метров. Что до метеорологической службы, то здесь серьёзные ошибки были в работе АМСГ, которая выдавала диспетчерам горизонтальную видимость 700 метров, а вертикальную — 50 метров. Но зафиксированная через 30 секунд после катастрофы фактическая погода была на самом деле ниже минимума, а экипаж борта 46440, заходивший на посадку перед бортом 46722 раньше на 2 минуты 6 секунд не увидел световые ориентиры аэродрома, в связи с чем принял решение уходить на запасной аэродром Борисполь. Таким образом, можно сделать вывод, что фактическая погода в момент происшествия была ниже установленного для самолётов Ан-24 минимума 700 метров[1].

Комиссией установлено, что подготовка и состояние здоровья экипажа, а также техническое состояние самолета не оказали влияние на исход полета.

Аварийная ситуация начала развиваться при пересечении самолетом установленной глиссады с сохранением экипажем вертикальной скорости снижения выше расчетной.

На исход полета оказали влияние допущенные диспетчером ДПСП нарушения НПП ГА-71, предельные метеоусловия и несвоевременная информация АМСГ а/п Жуляны об ухудшении видимости до значения ниже установленного минимума.

[1]

Причиной катастрофы явилось преждевременное снижение самолета при заходе на посадку, которое произошло вследствие невыдерживания экипажем установленной глиссады, невыполнения маневра по уходу на второй круг при достижении высоты принятия решения, а также нарушений НПП ГА-71, допущенных диспетчером ДПСП при управлении заходом на посадку в режиме РСП (Тесла)+ОСП в предельных метеоусловиях.

Происшествию способствовала несвоевременная информация об ухудшении видимости до значения ниже минимума со стороны АМСГ а/п Киев-Жуляны.

[1]

Примечания

  1. ↑ Катастрофа Ан-24 Украинского УГА в р-не а/п Жуляны. airdisaster.ru. Архивировано из первоисточника 18 мая 2013. Проверено 3 мая 2013.
  2. Антонов Ан-24 Бортовой №: CCCP-46722. Russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 18 мая 2013. Проверено 3 мая 2013.

Катастрофа Ан-24 в Киеве.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93