Krasorion.ru

Упаковочные материалы

Катастрофа Як-40 в Усть-Куте

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа в Усть-Куте

Як-40 компании Аэрофлот
Общие сведения
Дата

17 декабря 1976 года

Время

19:40 (14:40 МСК)

Характер

CFIT (при взлёте врезался в деревья)

Причина

Ошибка экипажа

Место

у аэропорта Усть-Кут (РСФСР, СССР)

Координаты

(O)(O)[1]

Воздушное судно
Модель

Як-40

Авиакомпания

Аэрофлот (Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО)

Пункт вылета

Усть-Кут

Пункт назначения

Киренск

Бортовой номер

СССР-88208

Дата выпуска

23 апреля 1976 года

Пассажиры

4

Экипаж

3

Погибшие

7 (все)

В пятницу 17 декабря 1976 года у Усть-Кутского аэропорта при взлёте потерпел катастрофу Як-40 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 7 человек.

Самолёт

Як-40 с бортовым номером 88208 (заводской — 9631349, серийный — 49-13) был выпущен Саратовским авиационным заводом 23 апреля 1976 года и передан Министерству гражданской авиации, которое к 1 октября направило его в Братский авиаотряд (по другим данным — Киренский) Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел лишь 327 часов налёта и 348 посадок[1][2].

Катастрофа

Самолёт выполнял грузовой рейс из Усть-Кута в Киренск, а пилотировал его экипаж из 245-го лётного отряда, состоящий из командира (КВС) А. Г. Скарга, второго пилота Ю. В. Ермака и бортмеханика В. А. Гаврилова. В салоне находились четыре пассажира: два авиатехника из авиаотряда, для обслуживания самолёта вне базы, а также две женщины — сопровождающие груз. Перевозимый груз — промтовары общим весом 1200 килограмм[1].

В Усть-Куте стояла безлунная ночь, на небе находились отдельные кучево-дождевые облака высотой 600 метров, дул юго-западный свежий ветер, позёмок, температура воздуха -36°C и видимость 10 километров. С учётом времени загрузки, а также ожидания вылета, Як-40 простоял на перроне аэропорта 2 часа 50 минут. Всё это время экипаж, несмотря на мороз, не подогревал кабину. На момент получения разрешения на руление, экипаж работал уже 10 часов 35 минут, поэтому руление производилось в спешке со скоростью 30—50 км/ч. Предвзлётная проверка также из-за спешки не была проведена полностью, и экипаж не заметил, что на левом (со стороны командира) высотомере барометрическое давление было занижено на 10 мм. рт.ст. по отношению к фактическому, что приводило к завышению высоты примерно на 100 метров, а стабилизатор на самом деле установлен на угол -6° вместо расчётных -3,6° (для данного взлётного веса и центровки). Взлёт выполнялся по магнитному курсу 300° с грунтовой ВПП и авиалайнер занял исполнительный старт в 350 метрах от её начала[1].

После получения разрешения на взлёт, в 19:39 (14:39 МСК) экипаж начал разгон. Когда самолёт при движении по неровностям полосы начало раскачивать, командир резко потянул штурвал «на себя», что с учётом завышенного угла установки стабилизатора привело к тому, что самолёт под углом атаки 15° взлетел при скорости 155—160 км/ч, вместо расчётной 185 км/ч. Не придав этому серьёзного значения, экипаж далее на высоте 100—120 метров начал убирать закрылки при скорости 210—220 км/ч, хотя по РЛЭ скорость для этого должна была быть на 20 км/ч выше, а заодно уменьшил угол тангажа (уменьшил угол подъёма носа), чтобы увеличить поступательную скорость. Так как взлёт производился в темноте в сторону тайги, где не было никаких визуальных ориентиров, да ещё в промёрзшей кабине, экипаж не увидел по другим приборам, что самолёт на самом деле уже начал снижаться под углом -5°, а неверное давление на высотомере командира создало у последнего ложное мнение о запасе высоты[1].

Увеличивая приборную скорость и теряя высоту, в 1500 метрах от торца ВПП и в 71 метре правее её оси в 19:40 Як-40 на высоте 11 метров (4 метра выше уровня аэродрома) врезался в деревья, после чего теряя скорость через 77 метров врезался в землю полностью разрушился и загорелся. Прибывшие к месту падения спасательные службы нашли лишь ещё живого второго пилота, но через несколько часов он погиб в больнице. Таким образом, в катастрофе погибли все 7 человек на борту[1].

Причины

Причинами катастрофы комиссия назвала допущенные экипажем отклонения при подготовке к полёту, а также нарушения в технике пилотирования при взлете[1].

Примечания

  1. ↑ Катастрофа Як-40 ВС УГА в а/п Усть-Кут. airdisaster.ru. Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 20 июня 2013.
  2. Яковлев Як-40К Бортовой №: CCCP-88208. Russianplanes.net. Проверено 19 июня 2013. Архивировано из первоисточника 20 июня 2013.

Катастрофа Як-40 в Усть-Куте.

© 2011–2023 krasorion.ru, Россия, Братск, ул. Ленинская 34, +7 (3953) 38-98-93